Планирование и организация интеллектуального марафона (для учащихся 3-х, 4-х классов)
материал (3 класс) по теме
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – раннее выявление, обучение и развитие талантливых детей. Именно они являются потенциалом общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. Один из способов пополнения портфеля индивидуальных достижений ученика – участие в интеллектуальных играх, где ребята могут свободно проявлять свои особенности в силу дарования или уникальной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_marafon.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование и организация интеллектуального марафона
(для учащихся 3-х, 4-х классов)
Пояснительная записка.
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – раннее выявление, обучение и развитие талантливых детей. Именно они являются потенциалом общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. Один из способов пополнения портфеля индивидуальных достижений ученика – участие в интеллектуальных играх, где ребята могут свободно проявлять свои особенности в силу дарования или уникальной личности. Поэтому мы решили организовать в начальной школе массовое и увлекательное ученическое соревнование – интеллектуальный марафон, который стартует в нашей школе с 2006 года.
Интеллектуальный марафон представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие школьников. Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Они предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. В результате выявляются сильнейшие, и составляется рейтинг интеллектуалов по предметам. Получение результатов своей деятельности с комментариями учителей и членов жюри, а так же соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у детей адекватной самооценки, уровня притязаний и учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Нужно отметить, что до начала марафона отборочные туры проходят на уровне классов, где каждый проверяет широту и глубину своих знаний по предмету и знает свой рейтинговый бал в классе. В интеллектуальных играх так же принимают участие ребята со средним и низким рейтингом. Их интерес и желание поддерживаются учителями.
План проведения интеллектуального марафона составляется на учебный год и проходит по четко спланированному графику, сроки которого строго соблюдаются, что исключает пересечение предметов и обеспечивает ребятам возможность выбирать и участвовать во всех состязаниях без исключения.
Тема: «Организация интеллектуального марафона
в начальной школе»
Цели:
- популяризация интеллектуальных и познавательных игр среди учащихся;
- выявление знаний, умений и навыков, учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития, полученных ими в процессе обучения;
- развитие положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной деятельности младших школьников;
- создание ситуации успешности для каждого участника конкурса;
- формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера;
- формирование уважения к интеллектуальным возможностям других участников игр и умения радоваться их успехам;
- формирование и пополнение портфолио ученика.
Задачи:
- создать развивающую образовательную среду, оказывающую позитивное влияние на ребёнка;
- стимулировать учащихся к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать у школьников организованность, способность самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, выполнять не встречавшиеся ранее задания;
- подготовить учащихся школы к районному и краевому турам предметных олимпиад;
- развивать следующие типы одаренности детей: интеллектуальный; академический; художественный; креативность; социальный; спортивный;
- апробировать новые и развивать традиционные формы в системах внеклассной, методической и научно-методической работ;
- сформировать банк данных об учащихся, имеющих высокие творческие, интеллектуальные и академические способности;
- привлекать родителей в индивидуальную образовательную траекторию собственного ребенка.
Система выявления одаренности:
- наблюдения;
- общения с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседы;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Система поддержки и развития:
- проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;
- поощрение участников и победителей;
- организация пришкольных лагерей, творческих смен, учебно-тренировочных сборов, создание научно-исследовательских групп;
- проведение интеллектуальных игр учащихся, соревнований.
Инновационность:
- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
- участие в конкурсах и олимпиадах всех желающих ребят;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися;
- подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии;
- консультации по возникшим проблемам; психологические консультации, тренинги, тестирование;
- проектная деятельность учащихся;
- использование современных средств информации (Интернет, медиатеку, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронную энциклопедию);
- создание детских портфолио;
- привлечение к проведению интеллектуальных игр родителей и представителей общественности;
- поощрение родителей, отправление благодарственных писем.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми:
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип ответственности, поддержки и доверия.
Ожидаемые результаты.
Для педагогического коллектива начальной школы:
- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
- выход на современный уровень организации и проведения интеллектуальных игр для учащихся начальных классов;
- создание развивающей образовательной среды, оказывающей позитивное влияние на ребёнка;
- выявление большего количества способных детей, стимулирование их к дальнейшему развитию;
- создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире.
Для учителя:
- поднятие престижа, формирование самооценки, возможность проявления потенциала через успешность выступления учащихся в различных конкурсах.
Для учащихся:
- возможности в реализации интеллектуально-творческого потенциала каждого, в проявлении своих способностей в совместной деятельности, в общении со сверстниками из других классов;
- пополнение классных и индивидуальных портфолио.
Для родителей:
- приобщение к совместной деятельности с детьми, к расширению сферы общения с ними.
Положение о школьном интеллектуальном марафоне.
1. Общие положения.
1.1 Школьный интеллектуальный марафон проводится для учащихся 3, 4-х классов ежегодно с 20 сентября по 20 мая, в целях развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов и совершенствования воспитательно-образовательного процесса в школе. План проведения интеллектуального марафона составляется на учебный год и проходит по четко спланированному графику, сроки которого строго соблюдаются. В конце каждой четверти подводятся итоги.
1.2. Задачи марафона:
создать развивающую образовательную среду, оказывающую позитивное влияние на ребёнка; стимулировать учащихся к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию; формировать у школьников организованность, способность самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, выполнять не встречавшиеся ранее задания; подготовить учащихся школы к районному и краевому турам предметных олимпиад.
2. Организация и проведение марафона.
2.1. Марафон носит комплексный характер и состоит из отдельных самостоятельных состязаний по разным областям знаний, которые проводятся в различных организационных формах, обеспечивающих творческий уровень заданий для участников: предметный тур (олимпиады); творческий тур (конкурсы чтецов, юных художников и музыкантов); игровой тур (интеллектуальные игры и турниры, брейн-ринг, викторины).
2.2. Для организации и проведения марафона создается оргкомитет во главе с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе, инициативная группа (учителя начальных
классов, учитель-психолог, школьный библиотекарь, руководители кружков), а так же жюри
для осуществления оценивания участников марафона.
2.3 Интеллект-марафон проводится в два этапа:
классный (отборочный тур) – готовят и проводят учителя 3-4-х классов;
школьный – готовят и проводят члены организационного комитета.
2.4. Участниками марафона являются учащиеся 3,4-х классов школы (по рекомендации
учителей и по желанию самих детей), от класса представляется минимум 4 участника по
каждому предмету – победителя отборочного тура, в командных конкурсах по 8 человек.
2. 5. Время на выполнение заданий определяется оргкомитетом с учетом проведения, предмета,
Х характера заданий, но не более 45 минут.
2.6. Заместитель директора по УМР в начальной школе осуществляет мониторинг участия
школьников 3 – 4-х классов во всех турах интеллектуального марафона, что позволяет
сформировать банк данных об учащихся, имеющих высокие творческие, интеллектуальные и
академические способности.
3. Полномочия оргкомитета:
утверждение плана и графика проведения состязаний на учебный год;
формирование составов инициативных групп для проведения отдельных состязаний;
оказание методической помощи, утверждение заданий для олимпиад, сценариев игр и конкурсов;
утверждение составов жюри состязаний;
информирование участников образовательного процесса о проведении марафона,
подведение итогов;
проверка наличия необходимой документации;
организация награждения лауреатов и дипломантов олимпиад и конкурсов.
Инициативные группы:
составляют олимпиадные и тестовые задания, интеллектуальные игры, конкурсы, представляют их
на экспертизу, формируют составы жюри;
разрабатывают критерии оценки выступления команд;
подводят итоги проведения отдельных состязаний.
Жюри:
оценивает результаты учеников, а так же выступления команд-участниц состязаний;
определяет лауреатов и дипломантов, распределяет призовые места;
готовит предложения по награждению, анализирует и обобщает итоги.
4. Награждение победителей.
4.1. По окончании марафона оргкомитет и члены жюри определяют победителей марафона,
распределяют призовые места.
4.2 Ученики, набравшие максимальное количество баллов по результатам выполненных заданий,
награждаются грамотами и рекомендуются для участия в районном туре предметных олимпиад. В
адрес родителей этих детей отправляются благодарственные письма.
4.3. Команды, занявшие призовые места в интеллектуальных играх награждаются дипломами.
4.4. Итоги конкурса объявляются на итоговых линейках, сборах детской организации «Радуга», а так
же отражены в школьной газете.
Участники интеллектуального марафона
Формы проведения интеллектуального марафона
План реализации целей и задач
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 четверть | |||
1. | Заседание методического объединения учителей начальных классов (составление положения о школьном интеллектуальном марафоне, плана проведения, назначение ответственных, выбор организационного комитета, а так же членов жюри). | 10 сентября | |
2. | Торжественная линейка, посвященная открытию интеллектуальных игр «Внимание! На старт!». | 20 сентября | |
3. | «За круглым столом», рекомендации педагога-психолога по проведению олимпиад и интеллектуальных игр | 3 октября | |
4. | Творческий тур. К 70-летию образования Приморского края, конкурс чтецов «Россия начинается с Приморья» (3-4 кл.) | октябрь | |
5. | «Умелые ручки», конкурс поделок из природного материала (3-4 кл.) | октябрь | |
6 | Игровой тур «Мир природы», конкурс знатоков природы (3 кл.) | октябрь | |
7. | «Что, как и почему», заседание организационного комитета, творческой группы и членов жюри (анализ проведенной работы, обмен мнениями, пожелания, подведение итогов марафона, обсуждение плана на 2 четверть). | ноябрь | |
8 | Торжественная линейка, награждение победителей. | конец первой четверти | |
2 четверть | |||
1. | «Мы – юные поэты», (стихи сочиняют и читают дети, 3-4 кл.) | ноябрь | |
2. | «Дружный экспресс», игра-путешествие по станциям (4 кл.) | ноябрь | |
3. | «Звездный дождь», конкурс музыкантов (3-4 кл.) | ноябрь | |
4. | «В стране чудес и превращений», литературная викторина по сказкам (3 кл.) | декабрь | |
5. | Заседание организационного комитета, и членов жюри (подведение итогов) | декабрь | |
6. | «В кругу друзей», сбор детской организации «Радуга», награждение победителей | декабрь | |
3 четверть | |||
1. | «Нас в гости ждут олимпиады», линейка, посвященная открытию предметного тура (олимпиады) | 1 неделя четверти | |
2. | Неделя русского языка, олимпиада(4 кл.) | 1 неделя четверти | |
3. | «В гостях у знатоков родного языка», брейн-ринг (3 кл.) | 1 неделя четверти | |
4. | Неделя литературного чтения, олимпиада (4 кл.) | 2 неделя четверти | |
5. | Неделя математики, олимпиада (4 кл.) | 3 неделя четверти | |
6 | «Математический бой», конкурс математиков (командный, 3 кл.) | 3 неделя четверти | |
7. | Неделя информатики «Умные и смышленые», олимпиада | 4 неделя четверти | |
8 | Неделя английского языка, «Путешествие по Великобритании», олимпиада | 5 неделя четверти | |
« В мире природы», олимпиада по окружающему миру | 6 неделя четверти | ||
9. | «Поле чудес», познавательно-развлекательная игра | 7 неделя четверти | |
10 | Заседание организационного комитета и членов жюри (анализ проведенной работы, обмен мнениями, пожелания, подведение итогов олимпиад, утверждение кандидатур на районный тур, обсуждение плана на 4 четверть) | 9 неделя четверти | |
10 | «Победителям олимпиад посвящается…», театрализованное представление, награждение победителей олимпиад | 10 неделя четверти | |
4 четверть | |||
1. | «Стихи русских поэтов о природе», конкурс чтецов | апрель | |
2. | «Ваши права», краевой конкурс для учащихся 4-х классов, первый отборочный тур | апрель | |
3. | «Умники и умницы», интеллектуальная игра | апрель | |
4. | «В мире красок», соревнуются юные художники | май | |
5. | « Счастливый случай», игра для счастливчиков | май | |
6. | Заседание организационного комитета и членов жюри (подведение итогов), подготовка к награждению | май | |
7. | Слет участников интеллектуального марафона «Юные таланты», награждение победителей | май |
Необходимая документация:
- положение о школьном интеллектуальном марафоне;
- план проведения олимпиад, конкурсов, игр;
- график последовательности мероприятий;
- протоколы ведения олимпиад и конкурсов;
- протоколы результатов проверки работ учащихся;
- итоговая таблица результатов победителей;
- личная карта результативности участника марафона.
Протокол результатов проверки письменных работ учащихся (образец)
дата 26.02.12 классы 4-а, 4-б, 4-в
протокол № 6 предмет математика вид работы олимпиада
№ п/п | Ф.И.О. | Класс | Выполнение заданий | Баллы | Место | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
1 | Зуев Иван Сергеевич | 4-б | + | + | + | - | + | + | + | + | 35 б. | 2 м. |
Личная карта результативности участника марафона (образец)
Ф.И.О.__________________________ Класс_________
№ п/п | Мероприятия | Участие | Количество баллов | Место (личное) | Место (командное) | Примечание |
Итоговая таблица результатов победителей (образец)
№ п/п | Ф.И.О. участника | Класс | Мероприятия | Место | Примечание | Роспись членов жюри |
Структура подготовки и проведения письменных работ:
*
работа с дополнительной литературой по отдельным предметам, подбор заданий для учащихся; решения для проверки заданий, а также подготовка ответов; составление графика работы учеников и учителей в день проведения олимпиад; организационная линейка (правила для учащихся о порядке и проведении письменных работ, правила техники безопасности; выполнение заданий учащимися; проверка выполненных работ членами жюри; обработка результатов, подведение итогов; ознакомление учеников с их результатами; общешкольное освещение итогов олимпиад;
*
перед началом интеллектуального конкурса дежурный учитель составляет список участников, инструктирует детей о правилах оформления работы, фиксирует время начала и окончания работы;
каждый участник сидит за отдельной партой;
продолжительность конкурса – 45 минут;
при выполнении задания разрешается пользоваться черновиком;
работы участников проверяются членами жюри.
*
При проверке работ оценивается следующее:
уровень предметных знаний и способностей;
умение логически мыслить;
умение принимать решения в нестандартной ситуации;
полное объяснение решений каждого задания;
грамотное и аккуратное оформление работ.
Литература
Белавина И. Г. Планета – наш дом. – М., 1995;
Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., 2002;
Голованова М.В., Горецкий В.Г.,учебник «Родная речь», Москва «Просвещение» 2005;
Гостимская Е.С., Мишина М.И.,Литературное чтение. Москва, « 5 за знания»
2006;Грабчикова Е.С., 500 упражнений по русскому языку. Минск, «Юнипресс»,
2002;
Моро М.И., Бантова М.А., «Математика», Москва «Просвещение», 2005:
Петров В. В. Лес и его жизнь. – М.: “Просвещение”, 1986;
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М.: “Просвещение”, 1991. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М., 1995.;
Пчелов Е.В. Государственные символы России М. «Русское слово», 2002;
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 4 классе, Москва «Астрель»,
2003;
Рохлов В. Занимательная ботаника. – М., «АСТ – Пресс», 2002;
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998: Практическое пособие по развитию речи. Узорова О.В., Нефедова Е.А., Москва, «Премьера», 2001;
Диктанты и творческие работы. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В., Москва, «Дрофа», 2004;
500 упражнений по русскому языку. Грабчикова Е.С., Минск, «Юнипресс», 2002;
Литературное чтение. Гостимская Е.С., Мишина М.И., Москва, « 5 за знания» 2006;
Учебники «Родная речь», Голованова М.В., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение» 2005;
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 4 классе, Москва «Астрель», 2003;
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.
Картинки взяты из интернета, фотографии из школьного архива.
математика
русский язык
олимпиады
литературное
чтение
окружающий мир
предметный
тур
творческий
тур
конкурсы чтецов
«Россия начинается с Приморья»
«Стихи русских поэтов о природе» русскихпоэтов»
«Мы – юные поэты», стихи сочиняют дети
«В мире красок», соревнуются юные художники
«Умелые ручки», конкурс поделок из природного материала.
английский язык
«Звездный дождь», конкурс
музыкантов.
игровой тур
«Умники и умницы»,
интеллектуальная игра
«В гостях у знатоков»,
брейн-ринг
«Мир природы»,
конкурс знатоков природы (3 кл.)
«Дружный экспресс»,
игра-путешествие по станциям
«Математический бой»,
конкурс математиков
(командный)
«В стране чудес и превращений», литературная викторина
по сказкам (3 кл.)
«В мире сказок», литературная викторина
по сказкам (3 кл.)
« Счастливый случай»,
игра для умников
«Ваши права»,
конкурс для учащихся 4-х классов
«Поле чудес»,
познавательно-развлекательная игра
информатика
1. Оказывают спонсорскую помощь.
2.Участвуют в организации и проведении конкурсов.
3. Участвуют в церемонии награждения.
Представители общественности
(сотрудники больницы, поселковой библиотеки, инспекторы милиции, шефы из воинской части)
1. Принимают активное участие в организации и проведении интеллектуального марафона.
2. Входят в состав экспертной группы.
3. Занимаются организационными вопросами.
«Самые, самые…»,
родители учеников
1. Выявляют наиболее способных учащихся по различным предметам для дальнейшей их поддержки, а так же индивидуальной работы с ними.
2. Активизируют все формы внеклассной и внешкольной работы по предметам.
3. Формируют банк данных об учащихся, имеющих творческие и интеллектуальные способности.
4. Готовят детей к районному и краевому турам предметных олимпиад.
«Совет мудрейших»,
организационный комитет марафона
1. Проявляют интеллектуальные способности.
2. Раскрывают многогранность своих интересов.
3. Развивают логическое мышление.
4. Учатся принимать решения в нестандартной ситуации.
5. Пополняют индивидуальные портфолио.
«Умники и умницы»,
учащиеся 3,4-х классов
Интеллектуальный марафон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон для учащихся 4 класса
Интеллектуальный марафон в виде тестов проводится среди учащихся 4 класса. Вопросы требуют знание разных предметов, в том числе выходящих за рамки программы обучения....
Интеллектуальный марафон для учащихся 4 класса
Интеллектуальный марафон в виде тестов проводится среди учащихся 4 класса. Вопросы требуют знание разных предметов, в том числе выходящих за рамки программы обучения....
Интеллектуальный марафон для учащихся 3 класса
Данный материал поможет провести среди учащихся 3 класса отборочный тур в интеллектуальном марафоне по основным предметам начальной школы...
Интеллектуальный марафон для учащихся 3 класса
В интеллектуальном марафоне использованы вопросы на общее развитие ребёнка и по основным предметам школьной программы. Надеюсь, данный материал пригодится в работе педагогам...
Интеллектуальный марафон для учащихся 1 класса
Подборка заданий по основным предметам программы в начальной школе + задания на эрудицию собраны в данном интеллектуальном марафоне....
Интеллектуальный марафон для учащихся 2 класса
Хотите проверить эрудицию и знания детей сразу по нескольким школьным дисциплинам? Проведите в своём классе интеллектуальный марафон. Это может оказаться очень увлекательным занятием. Я такие марафоны...
Планирование и организация интеллектуального марафона (для учащихся 2-х классов)
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – раннее выявление, обучение и развитие талантливых детей. Именно они являются потенц...