Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников
методическая разработка по теме
Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия №1»
города Сыктывкара
Стенная газета как средство развития
познавательных и творческих способностей
младших школьников.
Подготовили учителя начальных классов
МАОУ «Гимназия №1»
Старикова Лариса Павловна,
Напалкова Ирина Павловна
2014г. Сыктывкар
Стенная газета как средство развития
познавательных и творческих способностей
младших школьников.
Сегодня от выпускников начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. А значит, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается учеников 3 – 4 классов, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления.
Чтобы включить взрослые формы деятельности в учебный процесс, мы решили выпускать газету.
Цель: выпуск стенных газет как средство формирования разносторонней личности и реализации познавательных и творческих интересов и способностей учащихся.
В основу своей работы мы положили рамочный подход в постановке цели, предложенный в концепции развивающего обучения Б.Д. Элькониным. Суть его заключается в том, что каждая цель имеет горизонт действия и является определенным этапом в достижении одной общей цели — предельной рамки. Это обстоятельство не просто делает нашу работу теоретически обоснованной, а наполняет ее особым содержанием, позволяющим обыкновенное дело сделать адаптационным пространством для перехода младших школьников в мир взрослых.
Всего представлено шесть областей.
Первая (это и есть предельная рамка) — антропологическая. Предполагает развитие определенного типа ребенка.
Вторая — культурно-возрастная — связана с решением проблемы личного действия школьника. Третья — рамка приобретения инструментальных знаний, с помощью которых можно проектировать нечто новое.
Четвертая — конкретное действие школьника, связанное с выражением собственной точки зрения.
Пятая — область деятельности учащихся, связанная с исследованием, решением задач, сочинительством.
Шестая — просто участие школьников в практической деятельности.
Рамочный подход в постановке цели дает возможность, с одной стороны, видеть перспективу своей деятельности, а с другой — действовать в тех пределах, которые на сегодняшний день нам доступны.
Создание классной стенной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри классного коллектива. Участие учащихся в классном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, оказывается влияние на выбор профессии.
Классная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
Задачи классной стенной газеты:
- освещение в газете классной и школьной жизни;
- содействие в воспитании информационной культуры школьников;
- повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
- развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- реализация гражданско-патриотического воспитания;
- формирование у учащихся толерантного сознания
Методические принципы, необходимые в работе, соответствуют требования Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- личностно ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
- деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).
Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программы Microsoft Word, Power PNT, Paint, Adobe Photoshop с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Активно используют Интернет.
Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.
Классная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее школьников. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах класса устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы классного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению классных, школьных задач.
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Каждый класс имеет свои законы, традиции и течение жизни, по-своему уникален. Основная задача стенной газеты – рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.
Классная газета для родителей:
- это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
- это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.
Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.
Как мы организовали работу по выпуску стенных газет.
1 этап – Создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.
Вся воспитательная работа в наших классах осуществляется через семейки – группы, в которые объединены дети: « Глобус», « Алый парус», «Звёзды», « Гимназисты».
Ещё совсем недавно (в конце 1 и во 2 классе) каждая семейка совместно с родителями выпускала поздравительные и тематические стенгазеты, которые были значимой частью жизни класса.
Цель создания этих газет: сдружить между собой детей, пришедших из разных детских дошкольных учреждений, и их родителей. Газеты использовались на классных часах как дополнительный материал для познания окружающего мира, являлись частью оформления классных праздников.
Когда дети стали постарше (в третьем классе), мы решили регулярно выпускать классную стенгазету «Гимназист», которая стала важнейшим средством самовыражения детей и родителей, позволила ребятам учиться высказывать свои идеи, мысли.
Цель создания классной стенгазеты:
1) дать преставление о профессии журналиста;
2) о том, что такое газета, и как она выпускается (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление)
3) развитие навыков написания мини сочинений разных жанров, навыков грамотного письма ( орфография, пунктуация)
4) продолжение вовлечения детей в совместную деятельность, чтобы развить у них чувство коллективизма, сопереживания.
Распределение редакционных обязанностей.
Невозможно понять всех радостей и сложностей такого творческого дела, как выпуск стенгазеты, если не прошёл все этапы по её созданию. Для издания стенгазеты были выбраны:
- корреспонденты,
- фотографы,
- художники,
- наборщики.
А редакторы газеты – это учитель и родители. Может, и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.
При создании газеты мы учим своих ребят быть самостоятельными: стараться самим планировать, готовить материалы, технически их воплощать. Мы сразу объяснили детям, что газета – это периодичное средство массовой информации, и оно должно выходить в строго установленный срок.
2 этап – Определение духа газеты.
Какую газету мы будем выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно газеты. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: «Кто потенциальный читатель?»
- какого характера информацию он ищет в газете?
- с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
- каков предполагаемый формат и объем газет?
Мы пришли к общему мнению, что газета должна быть интересной, актуальной, отражающей события и семеек, и класса, и школы.
3 этап – Разработка плана работы классного пресс-центра
(пример плана).
- Провести классный час, родительское собрание, заседание родительского комитета
- разработать и создать структуру редакции классной газеты;
- распределить обязанности между учащимися;
- выбрать название газеты.
Организовать обучающие занятия по специальностям:
- информационные технологии: работа с программами: Abode PhotoShop, Microsoft Word – помогли родители и учителя информатики;
- работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.
- русский язык и литература, развитие речи – помощь учителей русского языка и литературы;
- основы журналистики.
Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом - для набора, редактирования, подготовки материалов, фотографий для дальнейшей их обработки и верстки газеты
- Выпуск первого номера.
- Наладить регулярный выпуск классной газеты 1 – 2 раза в четверть
4 этап – Схема организации выпуска классной газеты.
Наиболее популярные рубрики в нашей стенгазете:
« Из истории праздника»,
« О наших делах»,
« Поздравляем»,
« Папа, мама, я…»,
« Умники и умницы»,
« Наши достижения»,
« Почитай – ка».
Особенно полюбился детям раздел «Давайте познакомимся!», в котором они рассказывают о себе, своих учителях, родителях, ветеранах. Благодаря этому разделу, ребята учатся брать интервью и узнают много интересного о таких знакомых, казалось бы, им людях.
В стенгазете есть также раздел «Наше творчество». В нём ребята публикуют свои сочинения, сказки, загадки и стихотворения.
5 этап – Верстка газеты
При работе над первым номером газеты создан шаблон (из макетов, предложенных в программе Publisher), который используется в дальнейшей деятельности по созданию печатного издания. Продуман цветовой дизайн, название и оформление постоянных рубрик. Это должно быть неизменным в каждом номере, легко узнаваемым.
Практически каждая статья, репортаж, заметка, интервью, рассказ, публикуемые в газете, могут сопровождаться фотографиями, вставленными картинками, рисунками.
В конце 1 четверти 4 класса было проведено тестирование детей, которое показало, что выпуск классной газеты способствовал расширению кругозора учащихся, более высоким их результатам по развитию речи и литературному чтению. А психологические тесты показали, что дети стали терпимее относиться друг к другу, лучше понимать друг друга, стали дружнее.
Результаты анкетирования учащихся 4 классов.
( Опрошено – 58 учащихся).
1.Читаете ли вы классную газету?
ДА – 100% НЕТ – 0
2.Принимаете ли участие в выпуске газеты?
ДА – 86% НЕТ – 14%
3.Какое поручение в газете вам больше всего нравится?
- Корреспонденты – 45%
- Фотографы – 27%
- Художники – 34%
- Наборщики – 13%
4. Принимают ли ваши родители участие в подготовке выпуска классной газеты? ДА – 19% (подбор материала, работа с фотографиями, верстка газеты)
5. Какие новые рубрики вы бы хотели почитать в классной газете? «Музыкальная», «Научные открытия», «Давайте посмеёмся» и т.д.
Итак, участие в создании классной газеты позволяет выявить скрытые таланты и задатки детей, помогает их личностному росту, пополнению их внутреннего мира морально-нравственными качествами. Оценка своих действий, работа над выпуском классных газет – это верный путь соединения и создания классного единства. Совместная коллективная творческая деятельность развивает у детей коммуникативные способности. Они учатся работать вместе, делить свой успех и свою ответственность с одноклассниками. Кроме того в процессе совместной деятельности по созданию газеты между одноклассниками и родителями устанавливаются отношения дружбы и взаимопонимания.
Газета – своеобразный объект обратной связи учителя с родителями.
В работе использованы Интернет-ресурсы:
Детский портал «Солнышко» www.solnet.ee
Почемучка http://pochemu4ka.ru
Стенгазеты http://www.stengazet.net/
Ваше чадо http://www.chado.spb.ru/
Поздравь http://www.pozdrav.ru/newspaper/
Твой детский мир http://www.detskiy-mir.net/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С малой удачи начинается большой успех
Цель работы : выпуск стенных газет как средство формирования разносторонней личности и реализации познавательных и творческих способностей учащихся.
Методические принципы (в соответствии с требованиями ФГОС) личностно ориентированный подход коммуникативная направленность деятельностный характер обучения взаимосвязанное обучение поэтапность
Вся воспитательная работа в классах осуществляется через семейки – группы, в которые объединены дети.
Каждая семейка совместно с родителями регулярно выпускает поздравительные и тематические газеты, которые стали значимой частью в жизни класса.
Для издания газет в каждой семейке были выбраны: Корреспонденты Фотографы Художники Наборщики А редакторы газет – классный руководитель и родители.
Наиболее популярные рубрики: Из истории праздника О наших делах Папа, мама, я … Поздравляем Умники и умницы Почитай – ка
Результаты анкетирования учащихся 4 классов. Опрошено – 58 учащихся. 1.Читаете ли вы классную газету? ДА – 100% НЕТ – 0 2.Принимаете ли участие в выпуске газеты? ДА – 86% НЕТ – 14% 3.Какое поручение в газете вам больше всего нравится? Корреспонденты – 45% Фотографы – 27% Художники – 34% Наборщики – 13% 4. Принимают ли ваши родители участие в подготовке выпуска классной газеты? ДА – 19% (подбор материала, работа с фотографиями, верстка газеты) 5. Какие новые рубрики вы бы хотели почитать в классной газете? «Музыкальная», «Научные открытия», «Давайте посмеёмся» и т.д.
Выпуск газеты в классе – это важнейшее средство самовыражения детей и родителей.
Газета позволила детям: научиться высказывать свои мысли, идеи; помогла лучше познать себя, окружающий мир; установить отношения дружбы и взаимопонимания между ребятами в классе и родителями.
Выпуск газет стал традиционным в нашей воспитательной работе и помогает формированию детского коллектива.
Литература. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. – Издательский дом Федоров, 2006 г. Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе. – ВАКО, 2009 г. Деятельностный метод обучения. 1 – 4 классы. – Изд. «Учитель», Волгоград, 2007 г. Истомин В.К. Внеклассная работа: выпуск стенных газет. – Пермь, 2010 г. Кикнадзе Н.В., Катаева Е.И. Воспитание детского коллектива. – Изд. «Учитель», Волгоград, 2008 Куготова Т. А. Мастер – класс по созданию школьной газеты. Методические рекомендации. - Уфа, 2010 г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Стандарты второго поколения. – Изд. «Просвещение», Москва, 2010 г. Петровская А.В. Выпуск школьной газеты. – Самара, 2009 г. Проектная деятельность учащихся. Начальная школа. – Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г. Издательство и журналистика. Учебник. – Москва, 2014 г. Ресурсы интернета.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД
1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...
Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников
Описаны этапы и технология применения метода интеллект-карт в начальной школе....
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....
«Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников»
В статье рассказывается о способах применения метода интеллект-карт в начальной школе....
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...