Программа ОД в условиях сельской школы
материал по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковский городской округ. ПРОГРАММА «Одаренные дети»
ПРОГРАММА
«Одарённые дети в условиях сельской школы»
на 2011-2014 г.г.
авторы:
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР Фомина Г.А.,
педагог-организатор,
учитель физики, математики, информатики Камушкова Н.В.
с. Дачное
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является продолжением трехлетней программы «Одаренные дети в условиях сельской школы» на 2008–2011 годы, которая работала в МОУ «СОШ с. Дачное». В предыдущей программе были разработаны: цель (создание условий выявления, развития и поддержки одарённых детей в целях приумножения их творческого потенциала в условиях сельской школы); задачи (формирование системы мероприятий по выявлению и поддержке способностей детей с целью их дальнейшего развития; оказание адресной поддержки одарённым детям; разработка индивидуальных образовательных планов работы с одаренными детьми в процессе учебы и внеурочной деятельности; пропаганда достижений и образа жизни одарённых детей; повышение значимости школы за счёт увеличения количества детей – призёров конкурсов, фестивалей и олимпиад); структура и кадровое обеспечение; мероприятия по реализации программы.
Следующим этапом в рамках работы по программе мы предлагаем совершенствовать формы и методы работы с одаренными детьми.
Срок реализации программы: 2011–2014 годы
Цель программы: совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.
Задачи программы:
- создание оптимальной сети дополнительного образования для удовлетворения потребностей одаренных детей;
- совершенствование учебно-материальной базы;
- проведение мероприятий с целью демонстрации достижений детей в различных сферах деятельности;
- обеспечение участия в областных, региональных, федеральных мероприятиях;
- стимулирование одаренных детей;
- формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;
- обеспечение сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей;
- повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей и стимулирование их работы
Основные мероприятия:
- формирование системы выявления и развития одаренных детей;
- осуществление поддержки одаренных детей;
- осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Структура программы «Одаренные дети в условиях сельской школы»
МБОУ «СОШ с. Дачное»
№ | Структура | Кадровое обеспечение |
1 | Директор | Магдич Г.С |
2 | 2.1. Заместитель директора по УВР | Фомина Г.А |
2.2. Заместитель директора по ВР | Яхонтова Н.П. | |
2.3. Родительский комитет | Председатель родительского комитета Клычева В.В. Председатели родительских комитетов классов. | |
3 | 3.1. Методический совет | Руководитель ШМС Фомина Г.А Члены ШМС: Яхонтова Н.П., Шаталова Е.В, Смольянова А.С., Бочкарёва К.Е., Чупрак И.Г. |
3.2. Группа творческих учителей | Камушкова Н.В., Фомина Г.А. | |
3.3. Дополнительное образование | Фомина Г.А., Колесниченко О.А., Смольянова А.С., Шаталова Е.В., Камушкова Н.В., Мочалов Н.Д., Рачкова Л.В., Зяблицкая С.С., Яхонтова Н.П. | |
4 | 4.1. ШМО классных руководителей | Фомина Г.А, Шаталова Е.В., Шасткова Т.Р., Вялых Е.А., Камушкова Н.В., Яхонтова Н.П., Саидова В.Н., Смольянова А.С., Бочкарева К.Е. |
4.2. ШМО начальных классов | Фомина Г.А., Шаталова Е.В., СмольяноваА.С., Шасткова Т.Р. | |
4.3. ШМО учителей гуманитарного цикла | Яхонтова Н.П., Бочкарева К.Е., Вялых Е.А., Мочалов Н.Д., Сулятицкая О.Я., Регор Ж. В. | |
4.4. ШМО естественнонаучного цикла | Чупрак И.Г., Магдич Г.С., Камушкова Н.В., Саидова В.Н. | |
4.5. ШМО учителей технологии, искусства, физической культуры | Смольянова А.С., Тен Мен Гиль, Колесниченко О.А., Савостин Н.М., Зяблицкая С.С., |
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для выявления одаренных детей необходимо решить следующие задачи:
• Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
• Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК; накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
• Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
• Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
• Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.
• Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
• Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Выявление и развитие способностей детей давно является приоритетным направлением.
Развитию творческих способностей детей способствует дополнительное образование: сеть объединений и факультативов, обучение ребят в Детской музыкальной школе, Доме детского творчества и Детской художественной школе. Совместная работа школы и учреждений дополнительного образования способствует формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, художественной (изобразительное, прикладное искусство, музыка), двигательной, в творчестве, общении и лидерстве.
Программные мероприятия
Этап | Наименование мероприятия | Срок реализации | Исполнители |
1.Совершенствование работы по выявлению одаренных детей | |||
1.1 | Внедрение традиционных и новых форм и методик выявления и диагностики одаренных детей | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
1.2 | Повышение роли администрации, учителей, классных руководителей по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку, разработке программ их развития | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
1.3 | Совместная работа педагогического коллектива и родителей по изучению способностей ребенка и выбору видов деятельности в соответствии с их дальнейшим развитием | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
1.4 | Создание банка данных по одаренным детям | 2011-2012 | Зам. директора по УВР |
1.5 | Формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей | 2011-2012 | Зам. директора по УВР |
2.Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных, способностей одаренных детей | |||
2.1 | Дальнейшее улучшение материально-технической базы ОУ для расширения возможности развития способностей детей, их одаренности | 2011-2014 | Администрация, родительский комитет |
2.2 | Совершенствование сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
2.3 | Сотрудничество с областными учреждениями дополнительного образования | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
2.4 | Обеспечение сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
2.5 | Оказание практической помощи по включению ребенка в муниципальную, региональную и федеральную сеть дополнительного образования в соответствии с их одаренностью | 2011-2014 | Кл. руководители |
2.6 | Сотрудничество и использование ресурсов для выявления, поддержки и развития одаренных детей ОУ | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
З.Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми на муниципальном, региональном и федеральном уровне | |||
3.1 | Интеллектуальное развитие детей: - Всероссийская олимпиада школьников; - научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»; - конкурсы исследовательских работ «Юный эколог» - предметные интеллектуальные игры «Медвежонок», «Кенгуру», «Вини Пух» и др.; - школьный и региональный туры конкурса «Ученик года» | 2011-2014 | Пед. коллектив, кл. руководители |
3.2 | Развитие творческих способностей детей ОУ: - конкурс детского творчества «Умелые руки»; - конкурс юных чтецов; - творческие конкурсы юных музыкантов; - выставки детского художественного творчества; - областная выставка детского художественного творчества; - всероссийские конкурсы детского рисунка | 2011-2014 | Пед. коллектив, кл. руководители |
3.3 | Любительский спорт: - круглогодичная спартакиада школьников и учащихся; - летняя спартакиада учащихся | 2011-2014 | Учителя физ.культуры, зам. директора по ВР, кл. руководители |
3.4 | - зимние спортивные игры; - лыжные соревнования «Крещенские снежинки», «Дачинская гонка»; - военно-спортивная игра «Зарница» - чемпионат школьных команд по футболу «Кожаный мяч»; - летний лагерь «Юный турист-спасатель»; - шахматно-шашечный турнир «Чудо-шашки»; - лично-командный легкоатлетический кросс, проводимый в рамках «Дня бега» на приз директора школы, посвященного Дню учителя | 2011-2014 | Учителя физ.культуры, зам. директора по ВР, кл. руководители |
3.5 | Социально-значимая и общественная деятельность: - развитие детских организаций, трудовых объединений, тимуровских отрядов, совета музея, отрядов ЮИД; - профориентационный конкурс «Ваш выбор»; - программа «Надежда России»; - всероссийский конкурс «Лидер 21 века» - слет детских организаций; - площадка творческой молодежи | 2011-2014 | Администрация, зам. директора по ВР, кл. руководители |
4. Стимулирование одаренных детей МОУ «СОШ с. Дачное» | |||
4.1 | Оформление стенда «Ими гордится школа» | 2011-2012 | Зам. директора по ВР |
4.2 | Сбор материалов для фотоальбома «Одаренные дети» | 2011-2014 | Кл. руководители, зам. директора по ВР |
4.3 | Стимулирование одаренных детей | 2011-2014 | Стимулирование одаренных детей |
4.4. | Предоставление информации для энциклопедии «Одаренные дети — будущее России» | 2011-2014 | Администрация ОУ |
4.5 | Участие в школьном фестивале «Юные дарования» | 2011-2014 | Зам. директора по ВР. кл. руководители |
4.6 | Мероприятие «Рождественские звездочки» | 2011-2014 | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
4.7 | Участие талантливой молодежи в приоритетном национальном проекте «Образование» | 2011-2014 | Администрация, пед. коллектив |
5. Повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей | |||
5.1 | Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми: - курсы повышения квалификации; - постоянно действующие семинары | 2011-2014 | Администрация |
5.2 | Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, педагогов-наставников, классных руководителей по работе с одаренными детьми; - участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», «Самый классный классный» | 2011- 2014 | Администрация |
5.3 | Участие в Приоритетном национальном проекте «Образование»: в конкурсном отборе лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы | 2011-2014 | Администрация |
5.4 | Материальное и моральное стимулирование труда руководителей и педагогов, работающих с одаренными детьми | 2011-2014 | Администрация |
Ожидаемые результаты:
— совершенствование системы, выявления, поддержки и развития одаренных детей;
— увеличение количества одаренных детей, в том числе победителей и призеров мероприятий всех уровней;
— улучшение материально-технической базы МБОУ «СОШ с. Дачное»;
— создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками;
— внедрение в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения;
— создание системы мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;
— удовлетворение спроса родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Компьютерный класс,Internet, электронные учебники, библиотечный фонд для детей и учителей, периодические издания, оснащение по предметам,
Взаимодействие с организациями
- с ИРОСО;
- с районным и областным методическими кабинетами;
- с центральной детской библиотекой;
- с детским садом;
- с районным Детским Домом Юношества и Творчества;
- с Гарнизонным Домом Офицеров (клуб).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»
Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...
Оздоровительная работа в условиях сельской школы.
Доклад на тему "Оздоровительная работа в условиях сельской школы"...
«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».
В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...
Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС
•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...
Проблемы организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы
Данный материал побуждает к размышлению о сложностях организации внеурочной деятельности...
Возможности общего и дополнительного образования в условиях сельской школы
Преимущества оптимизационной модели внеурочной деятельности, интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности...
Презентация районного семинара учителей начальных классов Роль школьного методического объединения в условиях сельской школы (из опыта работы руководителя МО Шамшуриной Н.Н.)
Роль школьного методического объединения в условиях сельской школы....