Конспект открытого занятия по опытнической деятельности на тему: «Полезные ископаемые: каменный уголь и мел».
план-конспект занятия по теме
Конспект открытого занятия по опытнической деятельности на тему:
Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye_otkrytoe_zanyatie.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил и провёл:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Заруцкая М.С.,
МДОУ детский сад
комбинированного вида №1
города Фрязино Московской области
Конспект открытого занятия
по опытнической деятельности
на тему:
«Полезные ископаемые:
каменный уголь и мел».
Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материалы к занятию:
- Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь;
- Диктофон с записью звукового письма;
- Подносы с каменным углем и мелом, лупы, банки с водой и палочки (по количеству детей), молоток;
- Карта, квадратики белые и черные – символы угля и мела, салфетки, листы для рисования, мел, уголь.
Предварительная работа:
- Работа с картой России.
- Проведение занятия по ознакомлению детей с янтарем, как полезным ископаемым.
- Чтение стихотворения о янтаре.
Ход занятия.
Дети стоят в музее.
Воспитатель. Хочу загадать вам загадку:
«Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.
Как красивые украшения дарят их на день рождения.
Солнце луч играет в них – легких, теплых, золотых.
Угадайте дошколята, чем Прибалтика богата?
Что за камни ищут там на Балтийских берегах?». (Янтарь).
Дети отвечают.
Воспитатель. Скажите красивые, хорошие слова о янтаре.
Дети перечисляют: красивый, элегантный, причудливый, прозрачный, изумительный, золотистый, лучезарный, солнечный.
Воспитатель. Янтарь – камень рожденный деревом. Здесь мы видим кольца, браслеты, бусы, кулоны, серьги, картины.
Дети садятся за столы. Раздается стук.
Воспитатель. Дети, к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом. Давайте посмотрим.
«Здравствуйте дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю Удачи!
Хозяйка Медной горы».
Воспитатель. Ребята, в письме говорится о конверте. Давайте его откроем и прочтем.
«С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Что б наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки – это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень». (Уголь).
Воспитатель достает из посылки каменный уголь.
Воспитатель. Что это? Каменный уголь – полезное ископаемое. Дети, посмотрите, у вас на столах стоят подносы – найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его и расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящи или матовый?
Ребята, а вы узнали, что он тверды? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).
– Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.
Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпается на несколько мелких кусочков.
– Да, ребята, каменный уголь тверды. От удара он рассыпается на мелкие куски. Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (Он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый, как дерево…).
– Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растении, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
– Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камены уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
Дети. Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух, в пористых – больше.
Воспитатель. И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
– Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь – тяжелый).
– Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой). – Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).
– Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
– Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии.
– У нас есть места, где находится много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское угольное месторождение.
– Ребята подойдите к нашей карте и покажите город, в котором мы живем. Какой это город? (Москва).
– Посмотрите, сколько уже интересного мы отметили на нашей карте. Давайте отметим на карте и то место, где добывают большое количество каменного угля.
Дети работаю с картой – наклеивают значки каменного угля.
Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.
«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку – утечет как молоко». (Мел).
Воспитатель. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?
Дети. Белый.
Воспитатель. Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый).
– Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый).
– Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит он – хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что вы видите? Что сделал мел? (Мел оставил след).
– Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
– Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки).
– А теперь попробуйте провести полоску углем. Такой ли след он оставляет? (Нет, он царапает, не пишет так, как мел).
– Дети, давайте посмотрим, как будет себя вести мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.
– Какая была вода? (Чиста и прозрачная).
– Что произошло с водой? (Она помутнела).
– Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел).
– Да, мел растворяется. Мел – это известняк.
– Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки…).
– А как вы думаете, как мел используется человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте, на ткани).
Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве, в промышленности. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел – составная часть зубных паст. Очень большие залежи мела в Брянской области. Давайте отметим эти места на карте. (Дети наклеивают значки мела).
Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. А сейчас я предлагаю вам нарисовать котенка теми материалами, с которыми вы сегодня познакомились: это – либо мел, либо уголь.
Лучшие работы поместим на выставку.
Дети под музыку начинают рисовать.
Анализ занятия воспитателем с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике Тема: «Совершенствование вычислительных навыков по теме сложение и вычитание многозначных чисел» «Закрепление знаний таблиц единиц длины, массы, времени»
Урок-экскурсия по Красной площади, по Кремлю....
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Полезные ископаемые»
конспект урока...
Презентации и конспекты по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", "Если хочешь быть здоров".
Презентация и конспект....
Конспект урока окружающего мира на тему «Полезные ископаемые» 3 класс. Школа России
Конспект урока окружающего мира....
Конспект по окружающему миру на тему"Полезные ископаемые"
В данной технологической карте используются разные методы и средства работы на уроке....