Статья о толерантном воспитании в коллективе учащихся
статья по теме

Колмогорова Елена Петровна

Представление опыта воспитания учащихся в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kolmogorovoy_e.p._o_tolerantnosti.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантного отношения в коллективе учащихся

                                                           Колмогорова Елена Петровна

                                                        учитель начальных классов

                                                               МОУ-Гимназия №2 г.Раменское

     Вырастить и воспитать ребенка – дело нелегкое. Оно требует от учителя любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний. Хороший пример учителя – первое и основное условие воспитания культурного человека.

     В своей начинающей педагогической деятельности опорой для меня стали слова известного педагога Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает». (1) Как трудно порой бывает учителю найти «золотую середину» в подходе к личности учащихся, чтобы не слишком умиляться и заласкивать ребенка, не быть чрезмерно строгим и неуступчивым.

       Отечественная педагогика основывается на гуманистических принципах: понимание, признание, принятие личности учащегося как высшей ценности, как центра воспитательного процесса. Поэтому задачей учителя становится воспитание свободной, активной, уважающей себя и других, открытой, дружелюбной, инициативной, независимой личности учащегося. (5)

       По – моему мнению, учитель своей деятельностью должен выражать позитивную эмоциональную поддержку и педагогическую защиту  по отношению к ученикам. Доверившись учителю, они впитывают все его слова уже без боязни. Но доверие ребенка – очень сильное и опасное чувство. Доверившись, ребенок снижает свою внутреннюю защиту. Теперь он уже во власти учителя. Как же мудро мы должны себя вести, чтобы одни желания ребенка поддержать и развить, другие – затормозить и искоренить. Доверительные отношения по силе превосходят все остальные вместе взятые. Ребенок открывает нам все: мысли, чувства, переживания. Но, к сожалению, это бывает очень редко – даже с мамами едва ли четверть детей имеют доверительные отношения. Поэтому педагог должен доказать, что оно заслуживает доверия, любовь воспитанника. Путь к этому –откровенность, проявление доброты, искренней заинтересованности, внимания и уважения к ребенку. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.(2)

       Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы», - так писал А.Н.Острогорский. (3) Поэтому в настоящее время семья и школа неразрывны между собой. И сегодня учителя хотят, чтобы родители не боялись классных руководителей, а считали их своими помощниками, доверяли им, были терпимы. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.

Психологические знания, полученные моими учениками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Но следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия. Чтобы этого не произошло, я старалась увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольные мероприятия, которые проводятся в школе регулярно. Результативными были классные часы на тему: «Закон взаимности (сочувствие, сопереживание, терпимость)», «Умеем ли мы дружить?», «Школа – дом, в котором мы живем», «Общение в коллективе – основа взаимоотношений», «Знакомство с культурами разных народов», «Стремитесь делать добро людям», «Поговорим о дружбе», «Воспитание примером (воспитание толерантности на основе лучших примеров из жизни)». Работая со своим классом, я достигла хороших результатов. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, сами планируют, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Мои ученики с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. А главное, все родители активно принимают участие в организации и проведении как КТД, так и родительских собраний, конференций, активно работает родительский комитет.

Библиографический список

  1. Богданова О. С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся. – М.: «Просвещение», 1999.
  2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - М.: Мемориал,  2001.
  3. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. - М.: Прогресс. 2003.
  4. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.
  5. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24
  6. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Статья "Формирование толерантности в классном коллективе"

1. Значение толерантности в современном обществе.2. Понятие толерантности. Место в системе воспитания.3.Воспитание нравственных свойств младших школьников в условиях педагогического воздействия....

Выступление на МО учителей начальных классов "Воспитание толерантности в классном коллективе"

Выступление  по теме "Воспитание толерантности в классном коллективе" предполагает возможность ознакомления коллег  с результатами опыта работы по данной проблеме....

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...

Статья на тему: «Обучение и воспитание в коллективе с помощью игровой технологии»

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социал...