ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
материал по теме

Паникар Ольга Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Россия всегда являлась многонациональным государством. Россия всегда была гостеприимной страной. Но в современном мире жители ближнего зарубежья стали эмигрировать не только для работы, но и жить целыми семьями. Поэтому в школе стало всё больше появляться детей из стран СНГ. И не удивительно, что мой первый класс оказался многонациональным.

Как и в любом обществе, в нашем классном коллективе тоже возникают свои проблемы. Одна из проблем это часто возникавшие конфликты между детьми разных национальностей. В речи детей появлялись обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность. Иногда возникали отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях.

После чего я стала задавать себе вопрос: КАК РАБОТАТЬ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ?

Целью моей работы стало воспитание толерантности у моих учеников.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЁМ ПОНИМАНИИ?

Толерантность- искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.

У каждого свои возможности, мозг каждого человека изначально имеет свои врожденные особенности, и даже попав в одинаковые условия, мы станем разными людьми. И это прекрасно, и это оправдано с точки зрения человечества. То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, на близких тебе людей?

Т.О. Я ЗАДАЮ СЕБЕ ВОПРОС КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературного чтения, окружающего мира, светской этики, русского языка. Велика роль и уроков чтения.

Например, после прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

  1. объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других; (он больше всех, он не такой как все, он всем не нравится)
  2. кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.

А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.

Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.

На уроке светской этики, тема «Семья» детям дано задание перечислить традиции моей семьи.

В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.

Т.о. дети узнают традиции народов других стран, осознают значимость разнообразия этнических культур, уважительно относятся к представителям других культур, учатся сотрудничать с представителями других наций.

Но это примеры конкретных уроков, толерантность можно и нужно воспитывать и вне урока.

Например, существует такой приём:

«Переписка»

 Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)

«Мусорное ведро»

 Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)

«Утро начинается с улыбки»

 Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)

«Тренируем эмоции»

Школьники должны попробовать:

нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;

улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;

 позлиться, как человек, которого ударили;

 испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

Понятно, что национальное самосознание очень важно. Но главное, как мне кажется, это не то, какой ребенок нации. Главное выражено в словах песни:

 «Должны смеяться дети

И в мирном мире жить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные задачи воспитания классного коллектива

Материал отражает задачи, направления, правила жизнедеятельности классного коллектива, а также направления в работе с родителями...

Программа воспитания классного коллектива "Надежда"

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания определя­ется самой жизнью, состоянием подрастающего поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях.В современных условиях...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Что такое инклюзивное образование? В данной статье я постаралась ответить на вопрос, который, по моим убеждениям, является  одним из главных:взаимодействие "простых" и "непростых"....

Уровень воспитанности классного коллектива

Уровень воспитанности классного коллектива и отдельно каждого ученика...

Мониторинг "Уровня воспитанности классного коллектива"

Мониторинг уровня воспитанности классного коллектива....

Определение уровня воспитанности классного коллектива. 2 класс.

Определение уровня воспитанности классного коллектива. 2 класс....

Определение уровня воспитанности классного коллектива. 3 класс.

Определение уровня воспитанности классного коллектива. 3 класс....