С.Я.Маршак. Поэты страны детства.
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_zanyatie_s.ya_.marshak.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

ПОЭТЫ СТРАНЫ ДЕТСТВА: С.Я. МАРШАК

(к 125-летию со дня рождения)

       Цели занятия: показать учащимся многогранность поэзии С. Маршака; расширить их

знания о творчестве писателя; привить любовь и интерес к книге, к слову; развить речь, память.

       Подготовка: детям даются задания читать стихи С.Я. Маршака; подумать, о чём  говорят его стихи; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам.

                                  Ход занятия

I.Вступление. Отгадывание кроссворда.

По горизонтали: 1. Побежала мышка-мать,

                                  Стала утку в няньки звать:

                                  -Приходи к нам тётя утка,

                                  Нашу детку покачать.

                                  Стала петь мышонку утка:

                                  -Га-га-га, усни… !       (малютка)

                               2. Побежал он на перрон,

                                   Влез в отцепленный  …    (вагон)

                               3. Роет землю серый крот-

                                   Разоряет …        (огород)

                               4. Воробей влетел в окно

                                   Воровать у нас …       (пшено)

                               5. Эй, не стойте слишком близко-

                                   Я тигрёнок, а не …!        (киска)

                               6. Он опять поспал немножко

                                   И опять взглянул в …     (окошко)

В выделенных клетках по вертикали: фамилия детского поэта (Маршак)

-Кому мы посвящаем сегодняшнее занятие? (Самуилу Яковлевичу Маршаку)

-Да, сегодня будут звучать его стихи, а также мы узнаем много интересного о его творчестве.

II Добрый друг детей. Рассказ учителя.

    С.Я.Маршак был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка.

     Печататься Маршак начал рано – ему не было ещё и двадцати лет. Его талант заметил известный критик и искусствовед В.В.Стасов, стихи юного поэта понравились А.М.Горькому, с которым он подружился.

     С.Я.Маршак не только сам писал для детей, но и привлёк к детской литературе многих других известных писателей.

     Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куколку, говорящую те

 слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких куколок не существует, Маршак советовал ребятам говорить самим себе слова, которые могут утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. «А помочь тем, - писал он, - кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки…» 

      Вы читали стихи Маршака, читаете сейчас, и потом,когда вырастете, вы прочтёте ещё много его произведений и хорошо поймёте слова поэта:

                               Пусть добрым будет ум у вас,

                               А сердце умным будет!

III. Работа с выставкой книг и рисунков.

1. Разминка «Подбери слово»

-Какие стихи Маршака вы знаете? Начнём с разминки. Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения.

  1. Усатый - … (полосатый)

  2. Ванька - … (Встанька)

  3. Детки в … (клетке)

  4. Сказка о глупом … (мышонке)

  5. Сказка об умном … (мышонке)

  6. Дремота и … (Зевота)

  7. Вот какой … (рассеянный)

  8. Круглый … (год)

  9. Хороший … (день)

10. Разноцветная … (книга)

11. Про всё на … (свете)

12. Друзья -… (товарищи)

13. Кот и … (лодыри)

14. Про одного … и шесть единиц (ученика)

15. Знаки … (препинания)

16. Мастер -… (ломастер)

17. Ежели вы … (вежливы)

18. … про книжки (Книжка)

19. Откуда … пришёл (стол)

20. …  Твистер (Мистер)

21. Рассказ о неизвестном … (герое)

22. Вакса- … (клякса)

23. Где тут …, где Серёжа (Петя)

2. Чтение стихов. Вопросы учащимся

Ведущий:  - О ком написал Маршак?

                     Сел он утром на кровать,

                     Стал рубашку надевать,

                     В рукава просунул руки-

                     Оказалось, это брюки.       («Вот какой рассеянный»)

                    -Из какой сказки эти слова?

                     В чистом поле теремок,

                     Теремок.

                     Он не низок, не высок,

                     Не высок.            («Терем-теремок»)

                    -Из каких стихотворений эти слова?

                     Собака-то как зарычит.

                     А барыня как закричит:

                    -Разбойники! Воры! Уроды!

                     Собака -  не той породы!        («Багаж»)

                     Мой сосед вскочил с постели:  

                    -Вот так чудо, в самом деле,

                     Погляди, письмо за мной

                     Облетело шар земной.       («Почта»)

                     Вышли книжки из больницы,

                     Починили им страницы,

                     Переплёты, корешки,

                     Налепили ярлыки.      («Книжка про книжки»)

                     А теперь без грамоты

                     Пропадёшь,

                     Далеко без грамоты

                     Не уйдёшь.       («Кот и лодыри»)

                     Жужжали зебры на кустах

                     В июльскую жару.

                     Цвели, качаясь на хвостах,

                     Живые кенгуру.      («Про одного ученика и шесть единиц»)

                     Вот и  стал я столяром,

                     Заработал топором.

                     Я по этой части

                     Знаменитый мастер.      («Мастер-ломастер»)  

                     Заявили запятые:

                    -Мы особы занятые.

                     Не обходится без нас

                     Ни диктовка, ни рассказ. («Знаки препинания»)

3.Загадки С.Я.Маршака

1-й ученик:  Шумит он в поле и в саду,

                       А в дом не попадёт.

                       И никуда я не пойду,

                       Покуда он идёт.       (Дождь)

2-й ученик:  Под Новый год пришёл он в дом

                       Таким румяным толстяком.

                       Но с каждым днём терял он вес

                       И наконец совсем исчез.      (Календарь)

3-й ученик:  Перед тобой пятёрка братьев,

                       Дома все они без платья,

                       А на улице зато

                       Нужно каждому пальто.      (Пять пальцев)

4-й ученик: Мы ходим ночью,

                       Ходим днём,

                       Но никуда мы не уйдём.

                       Мы бьём исправно

                       Каждый час.

                       А вы, друзья,

                       Не бейте нас!      (Часы)

5-й ученик:  Что такое перед нами:

                       Две оглобли за ушами,

                       На глазах по колесу

                       И седёлка на носу.       (Очки)

6-й ученик:  Всегда шагаем мы вдвоём,

                       Похожие, как братья,

                       Мы за обедом – под столом,

                       А ночью – под кроватью.     (Башмаки)

7-й ученик:  Самый бойкий я рабочий

                       В мастерской.

                       Колочу я что есть мочи

                       День-деньской.

                       Как завижу лежебоку.

                       Что валяется без проку,

                       Я прижму его к доске

                       Да как стукну по башке!

                       В доску спрячется бедняжка-

                       Чуть видна его фуражка.       (Молоток)

8-й ученик:  Держусь я только на ходу,

                       А если стану – упаду.      (Обруч)

9-й ученик:  В Полотняной стране

                       По реке Простыне

                       Плывёт пароход

                       То назад, то вперёд.

                       А за ним такая гладь-

                       Ни морщинки не видать!      (Утюг)

10-й ученик: Бьют его рукой и палкой,

                        Никому его не жалко.

                        А за что бедняжку бьют?

                        А за то, что он надут!      (Мяч)

11-й ученик: Принялась она за дело,

                        Завизжала и запела,

                        Ела, ела

                        Дуб, дуб,

                        Поломала зуб, зуб.       (Пила)

Ведущий: Мы очень много прочитали стихов к этому занятию. Вы, ребята, молодцы! Хорошо знаете произведения Маршака и их названия.

 Читателем Маршака человек становится очень рано – задолго до того, как он станет читателем многих других поэтов и писателей. Именно его стихи запоминаются на всю жизнь.

IV. Маршак – творец

Ведущий:  На одном из юбилеев С.Маршака его друг писатель Корней Чуковский остроумно заметил, что ему всегда казалось, будто в нашей литературе не один Маршак, а целых пять.

Итак, это:

  - Маршак – поэт, писал стихи для детей;

  - Маршак - лирик автор глубоких и мудрых «взрослых» стихов;

  - Маршак – сатирик, автор сатирических стихов и плакатов;

  - Маршак – драматург, автор замечательных пьес;

  - Маршак – сказочник.

Можно смело сказать, что Чуковский слегка обсчитался, приуменьшил количество Маршаков, работающих в нашей литературе:

  - Маршак – критик;

  - Маршак – прозаик, автор повести; в которой он описал своё далёкое детство;

  - Маршак – переводчик.

V. Итог занятия

-Что нового узнали о С..Я.Маршаке?

-О чём говорят его стихи?

VI. Заключение

-Ученик наизусть читает стихотворение С.Маршака (Обращение к вам, ребята.)

          ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ

           Желаю вам цвести, расти.

           Копить, крепить здоровье.

           Оно для дальнего пути –

           Главнейшее условье.

           Пусть каждый день и каждый час

           Вам новое добудет.

           Пусть добрым будет ум у вас,

           А сердце умным будет.

           Вам от души желаю я,

           Друзья, всего хорошего.

           А всё хорошее, друзья,

           Даётся нам недёшево!

                  ГРИШКИНЫ КНИЖКИ

                                     (Инсценировка)

Действующие лица:

Ведущий

Ученики

Сторожа

Гришка

Книжки

Ведущий:  У Скворцова Гришки

                   Жили-были книжки-

                    Грязные, лохматые,

                    Рваные, горбатые,

                    Без конца и без начала,

                    Переплёты, как мочала,

                    На листах каракули

                    Книжки горько плакали.

Ученик:     Дрался Гришка с Мишкой,

                    Замахнулся книжкой,

                    Дал разок по голове,

                    Вместо книжки стало две.

Ученик:     Горько жаловался Гоголь:

                    Был он в молодости щёголь,

                    А теперь, на склоне лет,

                    Он растрёпан и раздет.

Ученик:     У бедняги Робинзона

                    Кожа содрана с картона.

Ученик:     У Крылова вырван лист.

Ученик:     А в грамматике измятой,

                    На странице тридцать пятой,

                    Нарисован трубочист.

Ученик:    В географии Петрова

                   Нарисована корова

                   И написано: «Сия

                   География моя.

                   Кто возьмёт её без спросу,

                   Тот останется без носу».

Ученики уходят. Ведущий ставит книги.

Книжки:   Как нам быть?  

                   Спросили книжки.-

                   Как избавиться от Гришки?

                   И сказали братья Гримм:  

                   Вот что, книжки, убежим!

                   Девчонки и мальчишки

                   Везде калечат книжки.

                   Куда бежать от Гришки?

                   Нигде спасенья нет.

                   Бежим  в библиотеку-  

                   В центральный наш приют,-  

                   Там книжку человеку

                   В обиду не дают!

                   Вперёд!-  

                   Воскликнул Дон-Кихот,

                   И книжки двинулись в поход.

Ведущий: Беспризорные калеки

                   Входят в зал библиотеки.

                   География в тревоге

                   К двери ринулась дрожа,

                   В это время на пороге

                   Появились сторожа.

                   Принесли они метёлки.

                   Стали залы убирать.

                   Подметать полы и полки.

                   Переплёты вытирать.

                   Чисто вымели повсюду.

                   И за вешалкой в углу

                   Книжек порванную груду

                   Увидали на полу .

                   Без конца и без начала,

                   Переплёты, как мочала,

                   На листах каракули…

                   Сторожа заплакали.

Сторожа:  Беспризорные вы книжки,

                   Истрепали вас мальчишки!

                   Отнесём мы вас к врачу,

                   К Митрофану Кузьмичу.

                   Он вас, бедных, пожалеет,

                   И подчистит, и подклеит,

                   И обрежет, и сошьёт,

                   И оденет в переплёт!

Ведущий: Вышли книжки из больницы,

                   Починили им страницы,

                   Переплёты, корешки,

                   Налепили ярлыки.

                   А потом в просторном зале

                   Каждой полку указали.

Ученик:    А у Гришки неудача,

                   Гришке задана задача.

Ученик:    Стал задачник он искать:

                   Заглянул он под кровать,

                   Под столы, под табуретки,

                   Под диваны и кушетки.

.Ученик:   Ищет в печке, и в ведре,

                   И в собачьей конуре.

Ученик:    Гришке горько и обидно,

                   А задачника не видно!

                   Что тут делать? Как тут быть?

                   Где задачник раздобыть?

Ученик:    Остаётся – с моста в реку

                   Иль бежать в библиотеку!

Ученик:    Говорят, в читальный зал

                   Мальчик маленький вбежал   (Вбегает Гришка)

                   И спросил у  строгой тёти:

Гришка:   Вы тут книжки выдаёте?

Ведущий:  А в ответ со всех сторон

                    Закричали книжки:

Все:            Вон!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжкина Неделя "Поэт из страны детства",посв.С.В.Михалкову

Сценарий праздника Книжкина Неделя,посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова. Сценарий содержит очень интересный литературный материал произведений С.михалкова. Стихи, песни, сказки, басни, ...

Внеклассное занятие по литературному чтению "Поэт из страны детства". Конкурс чтецов в начальных классах.

Конспект внеклассного занятия по литературному чтению по творчеству Михалкова С.В....

"Поэт из страны детства"

Конспект праздника,посвящённого творчеству С.В.Михалкова...

Поэт из страны детства.С.В. Михалков

Урок не совсем обычный. Это урок-путешествие. Ребята  путешествуют на паровозике и исполняют песню на слова С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем». На уроке читают, рассказывают стихи Михалкова, де...

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт из страны детства»

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт из страны детства»...

Интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению и английскому языку "Самуил Яковлевич Маршак - поэт и переводчик"

Урок проводился в 4 классе. Программа обучения "Школа 2100". Тема: Самуил Яковлевич Маршак – поэт и переводчик. (Искусство поэтического перевода в стихах С. Я. Маршака)Цель: раскр...

Литературная викторина «Поэт страны с детства - С. В. Михалков»

Литературная викторина«Поэт страны с детства - С. В. Михалков»...