развитие социально-адаптивной личности во внеурочной деятельности
презентация к уроку по теме
Развитие социально-адаптивной личности во внеуолчной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_socialno-adaptivnoy_lichnosti_vo_vneuolchnoy_deyatelnosti.docx | 105.21 КБ |
Предварительный просмотр:
подготовила:
Учитель класса для детей
с умеренной умственной отсталостью
МКС(К) ОУ С(К)ОУ школа-интернат
VIII вида № 75 г. Ижевска
Назарова Алена Александровна
Развитие социально-адаптированной личности детей с умеренной умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и Инструктивное письмо Министерства образования РФ (26.12.200,№3). Согласно этому положению в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида по всей стране открыты классы для данной категории детей.
Дети с тяжелой и умеренной умственной отсталостью сложный и весьма разнородный по степени выраженности интеллектуального дефекта контингент. В ходе воспитания и обучения данной категории детей основными задачами являются: поиск путей их возможной социализации, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, вовлечение ребенка в социальную жизнь и развитие его личности.
Социализация, как процесс интеграции ребенка в структуру общества, развитие его личности, требует не приспособления внешних условий к особенностям дефекта ребенка, а изменения его способа существования в соответствии с социальными условиями.
При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в обычной среде, несформированость потребности в таком общении, неумение выстраивать свое адекватное поведение в общественных местах. Наличие данных трудностей вызвало необходимость поиска путей решения проблемы для данной категории учащихся школ VIII вида и вовлечения их во взаимодействие с социальной средой.
Первоначальные знания, умения и навыки ребенок получает в школе, при специально организованном процессе воспитания и обучения. В нашей школе главную роль во всей системе работы с данной категорией детей занимают три основных блоках, неразрывно связанные между собой - это труд, здоровье, культура. Для этого в школе созданы программы и проекты: «Учимся вместе», «Здоровое поколение», семейный клуб «Очаг», «Азбука жизни». Работа по данным программам поможет:
- Наладить адекватное межличностное общение
- Научить осмысленно относиться к своему здоровью
- Научить основам экономических знаний
- Скорректировать поведение
- Подготовить детей к самостоятельной жизни через: труд, ЗОЖ, культуру
- Развить личность ребенка и дать ему возможность почувствовать себя нужным.
Кроме этого ведется работа с социальными структурами, т.е дети вводятся в пространство социальных связей:
- Центр Социального Обслуживания организует для детей: музыкальные занятия, массаж, ЛФК, игровая комната. На занятиях и праздниках происходит общение с более старшими детьми-инвалидами. Ежегодно дети участвуют в городском фестивале «Кораблик надежды»
- Взаимодействие с общественными организациями. Волонтеры, студенты, учащиеся микрорайона школы организуют встречи с детьми, проводят игры на взаимодействие, праздники, мастер-классы, тем самым дают возможность «особым» детям участвовать в городских акциях.
БФ «Благодар», центр «Надежда» дает возможность посещать культурно-досуговые центры.
- Культурно-досуговые центры. Проходят походы и экскурсии в музеи, киноцентры, зоопарк, цирк, выставки.
- Посещение социально - значимых объектов: аптек, почты, вокзалы, торговые центры, обувные мастерские, сбербанк. В ходе экскурсии воспитанники тренируются в умении пользоваться транспортом, знакомятся с учреждениями, учатся читать вывески, пользоваться терминалами и банкоматами.
- Интернет. Ребята учатся пользоваться компьютером, более адаптированные дети имеют свои страницы в социальных сетях, для них это способ общения, расширения кругозора, развитие познавательного интереса. Для «неговорящих» детей – это способ письма, набора букв, слогов, слов.
- Работа с семьей. Невозможно говорить о полноценной работе с детьми-инвалидами без опоры на семью. Учитывая это, на базе школы для родителей регулярно проводятся консультации различных специалистов, обучающие-родительские собрания с выпуском газеты «Учимся вместе». Совместно с родителями традиционно организуются автобусные экскурсии: по городу, в г.Кунгур Ледяные пещеры, в резиденцию к удмуртскому Деду Морозу с.Шаркан.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в стенах специальной школы для детей данной категории созданы благоприятные условия для развития личности детей с умеренной умственной отсталостью. Выпуская из школы таких детей мы несомненно получаем позитивные успехи, но в настоящее время на уровне государства не созданы и не организованы дальнейшие пути , формы их социализации и дальнейшего развития, роста ребенка, как личности в социуме. Сегодня мне, как педагогу, классному руководителю, воспитателю, работающему с данной категорией детей, хотелось бы привлечь внимание общественности к данной проблеме и найти пути ее разрешения.
Заявка
на участие в научно-практической конференции
коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида
«Социальное взросление и здоровье школьников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»
Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности во внеурочной деятельности.
В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как одно из главнейших направлений в развитии личности ребёнка....
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность
Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность...