развитие социально-адаптивной личности во внеурочной деятельности
презентация к уроку по теме

Назарова Алена Александровна

Развитие социально-адаптивной личности во внеуолчной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

подготовила:

Учитель класса для детей

с умеренной умственной отсталостью

МКС(К) ОУ  С(К)ОУ школа-интернат

VIII вида № 75 г. Ижевска

Назарова Алена Александровна

Развитие социально-адаптированной личности детей с умеренной умственной отсталостью во внеурочной деятельности.

 В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и Инструктивное письмо Министерства образования РФ (26.12.200,№3). Согласно этому положению в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида по всей стране открыты классы для данной категории детей.

         Дети с тяжелой и умеренной умственной отсталостью сложный и весьма разнородный по степени выраженности интеллектуального дефекта контингент. В ходе воспитания и обучения данной категории детей основными задачами являются: поиск путей их возможной социализации, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, вовлечение ребенка в социальную жизнь и развитие его личности.         

     Социализация, как процесс интеграции ребенка в структуру общества, развитие его личности, требует не приспособления внешних условий к особенностям дефекта ребенка, а изменения его способа существования в соответствии с социальными условиями.

      При социализации лиц  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в обычной среде, несформированость потребности в таком общении,  неумение выстраивать  свое адекватное поведение в общественных местах. Наличие данных трудностей вызвало необходимость поиска путей решения проблемы для данной категории учащихся школ VIII вида и вовлечения их во взаимодействие с социальной средой.

     Первоначальные знания, умения и навыки ребенок получает в школе, при специально организованном процессе воспитания и обучения. В нашей школе  главную роль во всей системе работы с данной категорией детей занимают  три  основных блоках, неразрывно связанные между собой - это труд, здоровье, культура. Для этого в  школе созданы программы и проекты:  «Учимся вместе»,  «Здоровое поколение», семейный клуб «Очаг», «Азбука жизни». Работа по данным программам поможет:

  • Наладить адекватное межличностное общение
  • Научить осмысленно относиться к своему здоровью
  •  Научить основам экономических знаний
  • Скорректировать  поведение
  • Подготовить детей к самостоятельной жизни через: труд, ЗОЖ, культуру
  • Развить личность ребенка и дать ему возможность почувствовать себя нужным.

    Кроме этого ведется работа с социальными структурами, т.е дети вводятся в пространство социальных связей:

  •  Центр Социального Обслуживания организует для детей: музыкальные занятия, массаж, ЛФК, игровая комната. На занятиях и праздниках происходит общение с более старшими детьми-инвалидами. Ежегодно дети участвуют в городском фестивале «Кораблик надежды»
  • Взаимодействие с общественными организациями. Волонтеры, студенты, учащиеся микрорайона школы организуют встречи с детьми, проводят игры на взаимодействие, праздники, мастер-классы, тем самым дают возможность «особым» детям участвовать в городских акциях.

БФ «Благодар», центр «Надежда» дает возможность посещать культурно-досуговые центры.

  • Культурно-досуговые центры. Проходят походы и экскурсии в музеи, киноцентры, зоопарк, цирк, выставки.
  • Посещение социально - значимых объектов: аптек, почты, вокзалы,  торговые центры, обувные мастерские, сбербанк. В ходе экскурсии воспитанники тренируются в умении пользоваться транспортом, знакомятся с учреждениями, учатся читать вывески, пользоваться терминалами и банкоматами.
  • Интернет.  Ребята учатся пользоваться компьютером, более адаптированные дети имеют свои страницы в социальных сетях, для них это способ общения, расширения кругозора, развитие познавательного интереса. Для «неговорящих» детей – это способ письма, набора букв, слогов, слов.
  • Работа с семьей. Невозможно говорить о полноценной работе с детьми-инвалидами без опоры на семью. Учитывая это, на базе школы для родителей регулярно проводятся консультации различных специалистов, обучающие-родительские собрания с выпуском газеты «Учимся вместе». Совместно с родителями традиционно организуются автобусные экскурсии: по городу, в г.Кунгур Ледяные пещеры, в резиденцию к удмуртскому Деду Морозу с.Шаркан.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в стенах специальной школы для детей данной категории созданы благоприятные условия для развития личности детей с умеренной умственной отсталостью. Выпуская из школы таких детей мы несомненно получаем позитивные успехи, но в настоящее время на уровне государства не созданы и не организованы дальнейшие пути , формы их социализации и дальнейшего развития, роста ребенка, как личности в социуме. Сегодня мне, как педагогу, классному руководителю, воспитателю, работающему с данной категорией детей, хотелось бы привлечь внимание общественности к данной проблеме и найти пути ее разрешения.

Заявка

на участие в научно-практической конференции

коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида

«Социальное взросление и здоровье школьников»

Название

Образовательного

учреждения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с оГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №75»

 (МКС(К)ОУ С(К)О  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 75)

Ф.И.О.

автора

Назарова Алена Александровна

Тема выступления

Развитие социально-адаптированной личности детей с умеренной умственной отсталостью во внеурочной деятельности.

Форма участия / секция

Обобщение педагогического опыта

Секция «Развитие личности детей с ОВЗ во внеурочной деятельности»

Необходимые ТСО

Мультимедийная установка для чтения презентации Microsoft PowerPoint 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности во внеурочной деятельности.

В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как одно из главнейших направлений в развитии личности ребёнка....

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность...