Иоасаф - святитель Белгородский.
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО
КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Бухтоярова С.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №8»
К современной молодежи, увы, относится бессмертная пушкинская фраза «Мы ленивы и нелюбопытны». Дети и подростки все больше привыкают к компьютерному миру, к интерактивному общению, а это — прямой путь к бездуховности, к падению нравственных устоев. Поэтому задача педагогов — возродить в молодых людях те нравственные качества, которые были свойственны нашим пращурам — скромность, доброту, милосердие, духовность. Благо, за примерами людей, которые обладали этими качествами, далеко ходить не надо. Немало имен наших земляков известны далеко за пределами области. Одно из таких — имя святителя Иоасафа Белгородского.
Иоасаф. Святой епископ Белгородский. Прожил немногим более сорока девяти лет. При жизни был известен одновременно как человек строгий и милостивый. К безбожникам и нерадивым священнослужителям — строг, к старым, больным, кающимся — милостив. К самому себе — строг до беспощадности. После смерти — славен как чудотворец. Мощи его нетленны и благодатны.
В миру Иоаким Горленко родился 8 сентября 1705 года в Прилуках Полтавской губернии в семье полковника. Образование получил в Киевском Братском училище. Родители мечтали, что сын пойдет по стопам отца и станет военным. Но в стенах академии он почувствовал, что его призванием является монашеская жизнь.
7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, призналcя родителям, что мечтает о монашестве. Долго мать и отец упрашивали сына-первенца не принимать постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в монахи с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.
8 января был рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.
8 ноября 1734 года был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, Иоасаф начал работу по искоренению нравственных недостатков приходского духовенства. Ведь, к сожалению, не все священнослужители были скромны и высокодуховны. Многие погрязли в мирских пороках и не могли быть истинными пастырями в своих приходах.
Консисторская должность святителя была прекрасной школой для организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.
24 июня 1734 года возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.
14 сентября 1744 года возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара.
2 июня 1748 года Иоасаф принял сан епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки.
Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию. Множество служителей церкви было малограмотно, кичливо и безвольно. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно — по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужтелям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения.
Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Ведь в то время барин имел право применить даже телесное наказание к священству своего прихода. Иоасаф считал это унизительным и недопустимым произволом.
Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Все они имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему. Иоасаф становился для них отцом, заступником и благодетелем. Все доходы с вотчин архиерейского дома он направлял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед христианскими праздниками он посылал своего преданного келейника в жилища бедняков с подарками одеждой и деньгами. Святитель просил келейника положить дары у окна или у порога, трижды стукнуть в окно для привлечения внимания хозяев, а самому поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным.
Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе — в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Очень строго соблюдал посты, мог на целые дни в хлопотах и заботах о других забывать о еде. Он был настолько нежаден, нестяжателен в жизни, что после его кончины у него было найдено всего несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св.Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.
Сам Иоасаф был ревностным молитвенником. И рано утром, и поздно вечером келейник заставал святителя на молитве. Он призывал: «Непрестанно молитеся». Святитель сам написал ежечасную молитву, которую каждый час читал сам и советовал другим: «Буди благословен день и час...»
Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил о себе: «Излишняя святость не дает мне ныне веку дожить.»
Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св.Синода навестить своих родителей.
29 мая 1754 года он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Святитель ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.
Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с.Грайворон — вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни у него открылся дар предвидения — как свидетельствуют, он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.
Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился и 10 декабря 1754 г. скончался. Его тело было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло своего обычного цвета и вида.
23 февраля 1755 года было совершено погребение святителя Иоасафа.
Через два года его тело и одежда были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп.Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.
По ходатайству Питирима, еп.Курского, через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.
Открытие его мощей было совершено 4сентября 1911года. В 1920 г. произошло надругательство над святыней: мощи были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма.
В 1991 году мощи святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время.
Чему же нас может научить этот святой? Строгости. Скромности. Любви. Почему его жизнь так коротка? Ресурс, который при жалости и любви к себе можно растянуть на десятилетия, святой тратит за годы. Особенно тяжко ему жить не в скиту, не отшельником, а среди людей. Ежедневно, ежечасно он видит людские беды — и ужасается, сочувствует, сострадает, жертвует собой.
Современная молодежь не верит в чудеса —компьютерный мир отучил верить. Множество жизней, волшебство, бессмертие — обычное дело в виртуальном мире. Но мир реальный то и дело показывает нам, как же мало мы о нем знаем. Мы приучены бежать по жизни, не оглядываясь и не останавливаясь, стремясь «взять от жизни всё». Не является ли это роковой ошибкой, за которую будут вынуждены расплачиваться наши потомки?
Стоит остановиться и крепко задуматься — с какой целью, для чего, для кого мы живем? Ведь примеры людей, живущих по-другому, совсем рядом. Одним из них был наш земляк, причисленный к лику святых. Задача педагога и состоит в том, чтобы показать, разъяснить — кто был этот человек, как он жил и почему даже после смерти чудотворен. Стоит каждому задуматься — чем Я дорог близким? Чем Я помогаю старым, нищим и больным? Много ли тех, кому Я помог? А что Я оставлю после себя? Поэтому мы считаем необходимым изучение жизни белгородского святителя на уроках православной культуры либо на классных часах. Можно изучить и его молитвослов. Тем для сочинений-рассуждений из его жизни вытекает превеликое множество. Возможно, педагог организует экскурсионную поездку в Белгород, к мощам епископа Иоасафа. Стыдно современной молодежи не знать деяний своего земляка,известного даже за рубежом. Ибо «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "100 лет со дня канонизации Иоасафа Белгородского"
Данный классный час разработан по всем нормам!...
Святитель ИОАСАФ
для окружающего мира...
Проект « Святитель Иоасаф—чудотворец земли Белоградской»
В 2010 году в Белгороде прошли торжества в честь 100-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского. Наш проект мы решили посвятить этому событию.Тема нашего исс...
Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »
Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...
Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
В жизни нашей семьи христианские праздники имеют большое значение. С двух лет мы с мамой посещаем храм, постоянно узнаем что-то новое и интересное из жизни святых л...
Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 "Об ответственности родителей за воспитание детей" (принят Белгородской областной Думой 20 января 2005 г.)
Настоящий Закон конкретизирует обязанности родителей....
Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области
Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...