Классный час "Покормите птиц зимой!"
классный час (1 класс) на тему
Классный час "Покормите птиц зимой!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Покормите птиц зимой !" | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Покормите птиц зимой!"
Цели:
- Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
- Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование:
- Фонограмма с голосами птиц.
- Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах.
- Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
- Раздаточный материал для групп:
- кроссворды о птицах,
- памятки "Как устроить кормушку",
- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.
- карточки с названиями "угощений" для птиц.
5. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.
6. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.
7. Корзина с овощами и фруктами
8. Листы ватмана, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к плакатам (Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага - для изготовления плакатов.
9. Красная книга России
Ход занятия:
Организационный момент (вступление в тему).
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!
Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
"Как птице перезимовать?" К Мухаммади (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
Сейчас мы разделимся на группы: "Синички", "Воробьи", "Сороки-белобоки" (дети берут бумажки с написанными и перевёрнутыми словами: "Синь-синь", "Чив-чив", "Тыр-тыр-тыр", закрывают глаза и по звуку находят друг друга, делятся на команды). Выбор командиров групп.
- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.
1 задание: Разгадывание кроссворда
1) Ведущий:
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Ученик: "Воробей" Николай Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
2) Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Ученик: Клёст
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
3) Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)
Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
4) Ведущий: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)
5) Ведущий: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)
Учёный- орнитолог: (показывает рисунки с изображением грача и галки)
Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.
Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.
Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.
6) Ведущий:
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
Ученик:
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
…Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
7) Ведущий:
Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка)
8) Ведущий:
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
Ученик:
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок.
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз.
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Свистнул: Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!
9) Ведущий:
По другому эту птицу называют "водяной воробей" (Оляпка)
Ученик:
Оляпка – птичка-водолаз,
И этим удивляет нас.
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно!
Чуть звук какой раздаётся-
Птичка тотчас окунётся.
Ученый- орнитолог: птица оляпка, как и снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь)
10) Ведущий:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Ученик:
Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)
11) Ведущий:
Узнайте птицу по картинке. (Свиристель)
Ученик:
Флейты зимние запели
На морозе голубом.
Прилетели свиристели,
Засвистели о своём.
Все рябины облепили –
Свиристят над головой,
С веток сбили кучи пыли
Лёгкой, звонкой, снеговой
12) Ведущий: Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.
Ведущий: Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу…(Берегите птиц)
Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)
2 задание: Изготовление кормушек
Ведущий: Дома вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки. Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе! Время у вас ограничено!
Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно. В конце работы вы должны будете защитить своё изделие.
(Самостоятельная работа в группах с последующей защитой ) Эти кормушки после классного часа пусть ребята повесят около школы.
Учёный- орнитолог - показ других моделей кормушек, которые дети могут изготовить и повесить дома.
3 задание: Угощение для птиц
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
- Рябина.
- Макароны
- Семечки.
- Ягоды шиповника
- Ржаной хлеб.
- Белый хлеб
- Шоколадные конфеты
- Яблоко
- Пшено (крупа)
- Гречневая каша
- Сало соленое
- Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания: с блюда с "угощениями"для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Письмо синички".
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
4 задание: Рисуем плакаты
Учёный-орнитолог: Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли. Вот только вот о чём я подумала: в вашем классе только 24 человека. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет ухаживать за ней – всё равно этого мало. А что если написать плакаты и развесить их по всему селу. А в плакатах этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.
Работа в группах. Дети с плакатами выходят к доске. Исполняется песня:
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зелёный попугай! (2 раза)
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!
Припев:
Подведение итогов:
Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.
Дополнительный материал:
1) " Сергей Есенин "Воробышки"
Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные. Усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясного
Красавица весна.
2) Елена Благинина
Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок. Синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Покормите птиц зимой"
Классный час на тему "Покормите птиц зимой" с применением интерактвной доски, для учащихся 2 классов...
Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....
Классный час "Птицы зимой"
Подробная разработка классного часа "Птицы зимой". Систематизируются знания детей о зимующих птицах, о способах помощи зимующим птицам....
Классный час "Птицы зимой"
классный час...
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"
Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...