Дневник доктора Айболита
классный час (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДНЕВНИК ДОКТОРА АЙБОЛИТА
Цели и задачи: познакомить детей со строением зубов и их функциями; повторить основные правила ухода за зубами, дать детям советы по уходу за ними; способствовать развитию у обучающихся основных навыков самообслуживания, умению предотвращать заболевание ротовой полости; воспитывать аккуратность, желание беречь зубы и чётко выполнять правила ухода за ними.
Оформление, оборудование и реквизит:
1. Магнитофон и диск с караоке песни В. Шаинского «Улыбка».
2. Компьютер, мультимедийная презентация «Здоровые зубы – здоровью любы».
3. Ребус «Айболит».
4. Рисунки: сказочный зуб, кислотный монстр.
5.Таблички с надписями «молочные», «постоянные», «20», «32», «кариес», «витамин А», «витамин В», «витамин С».
6. Зеркальца у каждого ребёнка, зубные щётки.
7. Оборудование для опыта: кусочек стекла, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, щипцы.
8. Экспонаты для выставки «Берегите зубы!»: зубной порошок, зубная паста, зубная щётка, зубочистка и другие предметы для ухода за зубами.
9. Фотоколлаж «Красивые зубы – красивая улыбка» (фотографии обучающихся)
Ход мероприятия.
Учитель. Сегодня мы с вами пролистаем дневник одного знаменитого доктора. Как зовут этого доктора, вы узнаете, если разгадаете ребус. ( на доске).
- Ребята, как вы думаете, о чём написано в его дневнике? Давайте отгадаем загадку.
Загадка. Когда мы едим – они работают.
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят.
Учитель вывешивает на доску рисунок сказочного зуба.
- Итак, перед вами дневник Доктора Айболита «Здоровые зубы – здоровью любы».
Слайд1.
Страница первая «Какие бывают зубы?»
Слайд 2.
Учитель. У человека зубы вырастают 2 раза. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у детей уже их 20. Эти зубы называются молочными (временные) С 6-7 летнего возраста некоторые зубы начинают выпадать, и на их месте начинают прорезываться новые (постоянные) зубы. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные зубы.
К 12 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. И у взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастает.
- Ребята, кто из вас помнит, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы с ним сделали?
- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. В России, у народа мари, когда у ребёнка выпадает молочный зуб, его прячут в мякиш хлеба и дают собаке, приговаривая про себя: «Пусть у меня будет такой же крепкий зуб, как у этой собаки». В Японии, когда ребёнок теряет молочный зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись, зуб, в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы. В Корее выпавший молочный зуб бросают на крышу и говорят: «Чёрная птица, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Чёрная птица в этой стране символизирует удачу. В Испании выпавший молочный зуб забрасывают на крышу дома, затем рассказывают стишок, приглашают мышонка, чтобы он забрал старый и принёс новый зуб.
Страница вторая «Для чего нам нужны зубы?»
Слайд 3.
- У каждого из вас есть свои зеркальца. Посмотрите в зеркальца на свои зубы. Ваши зубы одинаковые или разные?
- Кто же знает, как называются передние зубы? (Резцы)
- Что мы делаем с помощью передних зубов? (Откусываем пищу, как будто отрезая её)
- Как называются расположенные рядом с резцами конусовидные зубы с заострёнными концами? (Клыки)
- Для чего они нужны? (Клыки удерживают пищу при пережёвывании)
- А как называются боковые зубы? (Малые коренные и коренные зубы. Они служат для размельчения, перемалывания пищи)
- Сейчас мы с вами чуть-чуть отдохнём. Ребята нам споют частушки, а мы послушаем.
Начинаем петь частушки, Слышу плач, звенит в ушах,
Просим не смеяться: Трудная задачка.
Тут народу очень много – - У Антона боль в зубах:
Можем растеряться. Кариес пробрался.
Я с утра «Дирол» подсыплю Мы частушки вам сегодня
В соус, чай и майонез. Весело пропели.
Пусть теперь тебя боится - Не судите слишком строго,
Этот самый кариес. Спели, как сумели!
Третий год убрать пытаюсь
Жёлтый я с зубов налёт.
Для твоих резцов, пожалуй,
Только «Комет» подойдёт.
Страница третья «Строение зуба».
Слайд 4.
-Чем же покрыты наши зубы? (Зубы покрыты эмалью.) Зубная эмаль твёрдая, защищает зубы от повреждений и заболеваний. Эмаль придаёт зубам красивый блеск, но со временем эмаль зубов разрушается. От чего?
Проведём опыт. Сейчас я возьму кусочек стекла, сначала опущу в стакан с холодной водой, а через некоторое время – в стакан с холодной водой. Что произошло со стеклом? (Стекло треснуло).Эмаль зубов может точно так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи.
- А из чего состоит каждый зуб?
Каждый зуб состоит из трёх основных частей: 1) коронка – часть зуба, которая видна в полости рта; 2) корень – часть зуба, которая располагается в челюсти; 3) шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.
Страница четвёртая «Болезнь зуба – кариес».
Слайд 5.
- Стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя» (читает ученик)
Плачет Костя: ноют зубы.
Чистить зубы он не любит
Ни снаружи, ни внутри –
Разболелись сразу три!
Вот сверло жужжит от злости,
Зуб сверлит, ругает Костю:
Вот со мной и стал з-знак-к-ком!
Чис-сти з-зуб-бы,
Чис-сти з-зуб-бы!
Пор-р-рош-ком,
Пор-р-рош-ком!!!»
- Почему мальчик плакал? Почему у него заболели зубы?
- Если зубы не чистить, если за ними неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки в зубах. Эти дырочки называют кариесом. Раньше эту болезнь называли костоедой. (Показ на экране компьютера рисунка кариеса – кислотного монстра)
- Как называют человека, который лечит больные зубы? (Стоматолог)
Страница пятая «Советы стоматолога».
Слайды 6-7.
- Чтобы зубы не заболели, чтобы в зубах не поселился такой страшный кислотный монстр, что же нужно делать? Сколько раз в день нужно чистить зубы? Чем мы чистим зубы? Как правильно ухаживать за зубной щёткой?
Правила пользования зубной щёткой.
- Зубную щётку используйте только для чистки зубов.
- Промывайте зубную щётку после каждой чистки зубов.
- Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей зубной щёткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.
- Как правильно чистить зубы?
На слайде таблица «Как правильно чистить зубы».
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри… .
Правила чистки зубов.
- Движения зубной щётки – вверх-вниз снаружи и изнутри.
- Движения зубной щётки – сверху – круговыми движениями.
- Движения зубной щётки – вперёд-назад.
- Зубы чистим в течение 3-5 минут.
- Сейчас мы с вами проведём практическое задание. Приготовили свои зубные щётки.
Из истории зубной щётки.
(Дополнительный материал)
Давным-давно, когда зубной щётки ещё не было, люди всё же чистили зубы. Зубной щёткой у европейцев долгое время оставалась тряпочка. Во Франции, Англии, в России – зубная щётка появилась 300 лет назад, в 17 веке. Тогда-то французский король и обязал своих придворных чистить зубы каждый день.
В годы царствования Ивана Грозного использовали «зубную метлу» из щётинок. Пётр I приказывал всем чистить зубы: «Для этого берите влажную тряпицу и мел толчёный».
Древние римляне, а особенно римлянки, полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жжёного оленьего рога приготовляли зубной порошок и чистили им зубы, пользуясь деревянной палочкой. Дёсны после чистки зубов смазывали специальными мазями. У народов Азии в древности тоже было приспособление для чистки зубов, похожее на современную зубную щётку. Называлось это приспособление зубной веник.
В Индии до сих пор на базарах продают «зубные щётки» - веточки дерева ним. Достаточно очистить такую веточку от коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а выделяющийся при этом сок (он весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующими свойствами и отлично укрепляет дёсны.
Жители Сибири и Урала для украшения дёсен и чистки зубов пользовались жевательной мастикой, которую варили из сосновой смолы.
- Настоящая зубная щётка была изобретена в 20-х годах XIX в. Зубная щётка – зубам верная подружка. Щётка не только чистит зубы, но и делает массаж дёсен.
Знакомство с экспонатами выставки «Берегите зубы!».
Костяная спинка, Белая река
Жёсткая щетинка, В пещеру затекла.
С мятной пастой дружит, По ручью выходит,
Нам усердно служит. Со стен грязь выводит.
(Зубная щётка) (Зубная паста)
Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубной порошок)
Страница шестая «Что можно, а чего нельзя».
Слайд 8. Рассказ учителя с показом иллюстрации.
1. Чтобы иметь крепкие зубы, важно хорошо питаться. Надо есть продукты, в которых есть витамин А, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы. Витамин А содержится в моркови, капусте, помидоре, в яичном желтке, икре, рыбьем жире. Надо есть овощи, в которых есть витамин С, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни. Не будет витамина С – станешь слабым, выпадут зубы. Витамин С содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, красной смородины, капусте, картофеле, лимоне, луке и других овощах и фруктах. Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам, надо есть продукты, в которых есть витамин В. Не будет витамина В – человек плохо спит и много плачет. Витамин В содержится в свёкле, яблоках, репе, зелени салата, а из животных продуктов – в почках, печени.
2. Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки.
3. Нельзя допускать контраста между приёмами горячей и холодной пищи.
4. Нельзя грызть орехи, сахар, карамель, ручки, карандаши.
5. Нельзя брать в зубы гвозди, булавки, иголки.
6. Нельзя откусывать нитки при шитье.
Страница седьмая «Зубастые животные».
Слайды 9-10.
- У габонской гадюки (змеи) самые длинные ядовитые зубы, их длина 5 сантиметров. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. Это зубы-шприцы.
- У крокодилов и аллигаторов в течение жизни зубы могут смениться более 40 раз.
- Киты бывают зубатые и усатые. У зубатых китов всего 270 зубов, а у усатых китов – китовый ус.
- У слонов в отличие от обычных зубов, бивни (это удлинённые верхние резцы) растут всю жизнь. У одного престарелого африканского слона изогнутые в дугу бивни выросли до 3-х с лишним метров.
- У кошек всего 30 зубов.
- У опоссума 50 зубов – больше, чем у любого другого четвероногого обитателя США.
- У птенцов есть на клюве шишечка, «яйцовый зуб», им птенец разбивает скорлупу.
- У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут.
- Во рту у щуки полным - полно мелких и острых зубов. Растут они на верхней и нижней челюстях в несколько рядов, все направлены назад. Щуку рыбаки прозвали речным волком.
Страница восьмая «Красивые зубы – красивая улыбка».
Слайды 11-13.
Улыбнитесь пошире, и пусть все видят, что ваши зубы,
Согласно словарю эпитетов,- крупные и ровные,
Острые и частые, твёрдые, жемчужные,
Белые, клыкастые, мраморные, крепкие, самые смехастые.
На слайдах размещены фотографии улыбающихся детей.
- Чтобы ваши зубы были именно такими, вы должны ухаживать за ними, выполнять советы и рекомендации стоматологов. Каждый из вас должен иметь свою зубную щётку и чистить утром и вечером.
Подведение итогов.
- О чём мы вели сегодня разговор?
Если зубы вдруг смогли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
«Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,
И снаружи и внутри нас почеши».
Литература
- Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи.- Древо познания., 2002.
- Энциклопедия для детей. Обо всём на свете. От А до Я. - М.: Махаон, 2004.
- Энциклопедия для малышей. ЧУДО-ВСЮДУ: Мир животных и растений.- Ярославль: Академия Холдинг, 2003.
- Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы/ В.И.Ковалько. – М.: ВАКО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа доктора Айболита или будьте здоровы!!!"
Разработка внеклассного занятия "Школа доктора Айболита или будьте здоровы!!!"...
«Мы за здоровый образ жизни. Встреча с доктором Айболитом».
Развитие интересов и способностей учащихся, удовлетворение их потребностей в познании, общении, практической деятельности, мероприятие способствует восстановлению сил и укреплению здоровья. Развивать ...
Коррекционное занятие по моторике "Путешествие к доктору Айболиту"
Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности во владении графомоторными умениями, которые лежат воснове процесса рисования и письма. Младший ...
Внеклассное мероприятие "Советы доктора Айболита", выступление агитбригады
Дети в своем выступлении рассказывают, как правильно питаться...
Советы доктора Айболита. Питаемся правильно
Урок здоровья по курсу "Педагогика здоровья". Увлекательное театрализованное занятие для учащихся 1-4 классов....
Конспект урока "Уроки Доктора Айболита" 1 класс
В нашей школе регулярно проводятся Недели Здорового Образа Жизни. Мы подбираем материалы о здоровьесбережении, учитывая возрастные особенности детей. К конспекту урока прилагаются иллюстрации - раздат...
«В гостях у доктора Айболита»
Внеурочна деятельность...