Программа внеурочной деятельности ""Уроки гражданственности и патриотизма"
рабочая программа на тему
Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Уроки гражданственности и патриотизма ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_microsoft_office_word_4.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАРКО- САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов от «___ » __________2010г Зорина О.В.___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от «__ »____________2010г Потапова Е.Н.____________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы от «__ »____________2010г Дойникова Т.С. __________ |
Программа
"Уроки гражданственности и патриотизма"
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов
Количество часов: всего 136ч
1 класс- 34 ч
2 класс-34 ч
3 класс- 34 ч
4 класс -34 ч
Составитель: учитель начальных классов И.Г. Пермякова
Программа "Уроки гражданственности и патриотизма"
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
Актуальность
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Цели программы:
- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и праве и т.д.
- Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории ответственности за будущее страны.
- Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и округу как к малой Родине.
- Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.
- Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.
- Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Задачи программы:
- Знакомство учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.
- Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- Способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей.
- Формирование культуры речи, сознательной дисциплины, аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.
- Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
- Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Пояснительная записка.
Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Уроки гражданственности и патриотизма ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.
Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.
Программа “ Уроки гражданственности и патриотизма” тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительной особенностью данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.
Курс Программы рассчитан на четыре года обучения, 1 час в неделю
В основе программы лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой и политической.
Содержание программы.
Программа “ Мы – Граждане своей страны ” рассчитана на четыре года. Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Первый год обучения знакомит учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции Российской Федерации. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д.
Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
Второй год работы формирует у первоклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами. На занятиях используется следующий наглядный материал и издания:
- Устав общеобразовательной школы,
- Правила для учащихся общеобразовательной школы,
- Конвенция о правах ребёнка,
- Набор карточек для индивидуальной работы.
- Мультимедийный диск “Искусство России”
- Всеобщая декларация прав человека.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни
В третьем классе происходит знакомство учащихся с историей Пуровского района и Ямало-Ненецкого округа. Учитывая возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию, ученики знакомятся с историческим наследием своей республики. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
- воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней,
- знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом коренных народов севера,
- знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего города, округа,
- воспитывать у учащихся патриотические чувства, гордость и уважение за свой народ,
- вырабатывать начальные навыки работы с географической картой
Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- диспут;
- беседа;
- спортивное соревнование;
- конференция пап и мам;
- выставка творческих работ;
- практическое занятие.
Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
- историко-культурное, духовное наследие своей страны,
- нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
- основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
Должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Тематический план занятий (34 часов) I класс
№ | Название темы занятия. | Форма проведения. | Кол-во часов |
1. | «Наша Родина – Россия» | Беседа с презентацией | 2 |
2. | «Неофициальные символы России» | Беседа | 1 |
3. | «Москва – столица великой страны» | Заочное путешествие. | 2 |
4. | «Государственная символика Российской Федерации» | Беседа. | 2 |
5. | «Символы России» | Практическая работа. | 2 |
6. | « О Государственном флаге России» | Беседа. | 1 |
7. | «Государственный Гимн России» | Музыкальный урок. | 1 |
8. | «Конкурс - викторина «Герб- флаг – гимн» | Викторина | 1 |
9. | «Знай и люби русский язык» | Викторина. | 1 |
10. | «Символы президентской власти» | Беседа. | 2 |
11. | «Символы Российских городов» | Беседа. | 3 |
12. | «Государственные награды Российской Федерации» | Заочная экскурсия. | 2 |
13. | Вооруженные силы России. Эмблемы и символы | Презентация | 2 |
14. | Школьная и классная символика. | Конкурс рисунков. | 2 |
15. | Семейная символика | Конкурс рисунков. | 2 |
16. | «Российская Конституция – основной закон. Твоей жизни» | Беседа. | 2 |
17. | «Что значит любить Родину?» | Деловая игра. | 1 |
18. | «Я – гражданин великой страны» | Диспут. | 2 |
19. | «Я – сын твой, Россия» | Выступление. | 2 |
20. | Итоговое занятие. | Занятие-практикум. | 1 |
Тематический план занятий (34 часов)
II класс
№ | Название темы занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики. | Экскурсия по школе. | 1 |
2. | Знакомство с Уставом школы. | Беседа. | 1 |
3. | Мой сосед по парте. | Урок-игра. | 1 |
4. | Город, в которой ты живёшь. | Экскурсия. | 3 |
5. | Знакомство с Всеобщей декларацией прав Человека. “Все люди – братья ”. (статья 30, 1, 2) | Деловая игра. | 3 |
6. | “Человек – это звучит гордо”. (статья 3, 4, 5.) | Круглый стол. | 2 |
7. | “Человек защищён законом”. (статья 6, 7.) | Беседа. | 3 |
8. | “Защита своих прав и свобод”. (статья 8, 9, 10.) | Игра. | 3 |
9. | “Что такое преступление?” ( статья 11.) | Диспут. | 2 |
10. | “ Мой дом – моя крепость”. (статья 12, 13, 14.) | Игровая ситуация. | 2 |
11. | “ Свобода мысли, совести, религии и убеждения.” (статья 18, 19.) | Беседа. | 3 |
12. | “Право на труд и право на отдых.”. (статья 23, 24.) | Круглый стол. | 2 |
13. | “ Право на образование.” (статья 26.) | Беседа. | 2 |
14. | “ Человек и искусство”. (статья 27.) | Просмотр мультимедийного диска “Искусство России”. | 2 |
15. | “ Наши обязанности.” (статья 29.) | Игра. | 2 |
16. | “ Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека?” | Итоговое практическое. Занятие. | 2 |
Тематический план занятий (34 часов)
III класс
№ | Название темы занятия. | Форма проведения. | Кол-во часов |
1. | Путешествие в далёкое прошлое. “Первые Люди нашего края.” | Игра-путешествие. | 2 |
2. | Коренные жители округа | Беседа. | 2 |
3. | Нелегкая жизнь ненцев | Просмотр фильма. | 2 |
4. | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия. | 2 |
5. | Экскурсия в совхоз «Верхне-Пуровский» | Экскурсия. | 2 |
6. | Жилище народов севера | Выставка рисунков. | 1 |
7. | Экскурсия в Центр национальных культур | Экскурсия. | 2 |
8. | История ЯНАО | Игра. | 2 |
9. | Символика округа | Игра. | 2 |
10. | Символика района | Выступление. | 2 |
11. | История моего города | Беседа. | 2 |
12. | Символика города | Беседа, деловая игра. | 2 |
13. | Мой любимый город | Заочное путешествие. | 2 |
14. | “История моей улицы”. | Презентация | 1 |
15. | “Мои замечательные земляки”. | Встреча | 2 |
!6. | “Вот она, какая моя Родина малая”. | Беседа. | 2 |
17. | Стихи о родном крае | Поэтический урок. | 2 |
18. | Итоговое занятие: “ Знай, люби и гордись своим округом.” | Урок-практикум. | 2 |
Тематический план занятий (34 часов)
IV класс
№ | Название темы занятия. | Форма проведения. | Кол-во часов |
1. | “ Мы и общество.” | Беседа. | 3 |
2. | “ Права ребёнка.” | Беседа. | 3 |
3. | “Защита детей.” | Диспут. | 3 |
4. | “Права и обязанности родителей.” | Круглый стол. Дети и Родители. | 2 |
5. | “ Я – родитель.” | Игра. | 1 |
6. | “Мои семейные реликвии”. | Выставка | 3 |
7. | Спортивная игра “ Мама, папа, я – спортивная семья.” | Спортивное соревнование. | 2 |
8. | “Кто в семье главный? “ | Диспут. | 2 |
9. | Роль отца в воспитании детей. | Конференция пап. | 1 |
10. | Роль матери в воспитании детей. | Конференция мам. | 1 |
11. | “Счастливые дети – счастливые родители.” | Выступление. | 2 |
12. | “ История одной фотографии.” | Сочинение. | 2 |
13. | “Моя родословная” | Игра. | 2 |
16. | Конкурс рисунков “ Мой мир.” | Конкурс. | 1 |
17. | Игра “ Я люблю…” | Игра. | 2 |
18. | “ У семейного очага.” | Семейная игра. | 2 |
19. | Итоговое занятие: “ Я знаю свои права.” | Практическое занятие. | 2 |
Список использованной литературы для учителя
- Конституция Российской Федерации-ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г..
- Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)
- Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)
- Национальная доктрина. 2001-2002гг.
- Семейный кодекс.
- Декларация прав ребёнка. (1959г.)
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
- Журнал “Классный руководитель” № 1, №3, №8 2006г.
- Журнал “Начальная школа” 2002г.,2003г.,2004г.,2006г.
- Амонашвили Ш.А. школа жизни. М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.
- Журнал “Воспитание школьников”- №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.
- Ривина Е.К. герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами.- М.: АРКТИ, 2002.
- Романовский В.К. Символы Российской государственности: Пособие для учителя. – М.: «Русское слово», 2002.
- Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,
Список использованной литературы для учащихся
- Л.Ф. Федорова. Учебник «Северные родники»
- Конституция Российской Федерации. 1993 г.,
- Декларация прав ребёнка. 1959 г.
- Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности " Урок здоровья"
Программа составлена в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Программа разработана на основе ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравсвенности" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности "для обучающихся 1 - 4 классов,соответствует требованиям ФГОС второго поколения...
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"
Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...
Паспорт проекта "Птичья столовая" (классный час, занятие по программе внеурочной деятельности, урок технологии, урок -окружающий мир)
Проект "Птичья столовая". Дети заранее изготовили кормушки для птиц из подручных материалов. На уроке идет беседа о помощи птицам в холодное время года. Данный материал можно использовать на уроке окр...
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....