«Санкт-Петербург – поликультурный, поликонфессиональный мегаполис». Факультативный курс для 1-4 классов.
методическая разработка по теме
Автором разработан в рамках городской программы «Толерантность, 2006-2010г.г.» факультативный курс для 1-4 классов: «Санкт-Петербург – поликультурный, поликонфессиональный мегаполис». В основе разработанного курса материалы единого учебно-методического комплекса (комплект плакатов, «Этнокалендарь Санкт- Петербурга, 2008», методическое пособие), призванного стать инструментом реализации Программы гармонизации межэтнических и культурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт- Петербурге.
Приведено примерное планирование и разработка одного из занятий курса: Во славу и пользу Отечества. «Слова, идущие от сердца. Конфуций».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogonacionalnyy_sankt.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Многонациональный Санкт- Петербург.
Мной разработан в рамках городской программы «Толерантность, 2006-2010г.г.», и в 2008/2009 учебном году проведена его апробацию, факультативный курс для 1-4 классов: «Санкт-Петербург – поликультурный, поликонфессиональный мегаполис».
Цели: - общее развитие обучающихся, формирование толерантного сознания личности;
- воспитание патриотизма и национального достоинства юных петербуржцев, проживающих в России – стране культур многих народов и многих религиозных конфессий;
- развитие этнокультурной компетентности младших школьников.
Задачи:
- создавать условия для приобретения обучающимися опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного отношения к людям;
- приобщать обучающихся к событиям, которые происходят рядом и вокруг них;
- показать обучающимся, что их окружает атмосфера разнообразной, богатой, насыщенной культурной жизни;
- «смягчать» поверхностный тип восприятия, невнимание к смыслам, характерные «стартовые минусы» познавательных интересов обучающихся;
- создавать условия для развития характеристик взаимодействия и характеристик познавательной позиции детей.
В основе разработанного курса материалы единого учебно-методического комплекса (комплект плакатов, «Этнокалендарь Санкт- Петербурга, 2008», методическое пособие), призванного стать инструментом реализации Программы гармонизации межэтнических и культурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт- Петербурге.
Работа с комплектом «Этнокалендарь Санкт – Петербург, 2008» строится, как совокупность разнообразных форм познавательной, исследовательской, творческой деятельности младших школьников в классе и за его пределами. Является пропедевтикой воспитательной и образовательной работы в школе, осуществляющей планомерную и комплексную работу по созданию условий для формирования толерантного сознания личности.
Приведу примерное планирование на год (1 занятие в неделю).
Планирование.
(33 часа)
- Введение. Мир, который мы бережём. Остановить зло. Мужество.
- Во славу и пользу Отечества. Слова, идущие от сердца.
«Солнце земли Русской» - Александр Невский.
Александро-Невская Лавра.
3. Мы разные, но… Праздники священных книг.
Лайлат Ал-Кадар (Ночь могущества, предопределения).
Соборная мечеть в Санкт-Петербурге.
- Во славу и пользу Отечества. Слова, идущие от сердца. Конфуций.
- Культурное наследие – наше общее достояние. Городские праздники.
День Ингрии – День ингерманладской культуры.
- Праздник обновление и надежд: Новый год в традициях народов мира.
«Академия новогодних затей». Рош а-Шана.
- Мы разные, но… Мы разные, но мы люди. Песня со всеми дружит.
- Мир, который мы бережём. Остановить зло. День ОХИ – нет фашизму.
- Мир, который мы бережём. Страна, в которой мы живём.
Как население становится нацией.
- Мир, который мы бережём. Остановить зло. День толерантности.
- Культурное наследие – наше общее достояние.
Петербург – культурная столица.
Собор Петра и Павла. Михайловский театр.
12. Мир семейного очага… «Моя родословная». Самая, самая мама…
- Мир, который мы бережём. Защитники. День героев Отечества.
- Во славу и пользу Отечества.
«По следам одного открытия».
А. Н. Оленин, А. П. Брюллов, Андрей Первозванный.
15. Мы разные, но… Обрядовые праздники. Ханука, Ноджой, Рождество.
16. Праздник обновление и надежд: Новый год в традициях народов мира.
Рождество в городе. «Академия новогодних затей».
17. Во славу и пользу Отечества. Слова, идущие от сердца.
Иоанн Кронштадтский. Андреевский и Морской соборы.
18. Мир, который мы бережём. Остановить зло. Мужество.
Прорыв блокады. День полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады.
19. Во славу и пользу Отечества. «По следам одного открытия».
«Мосты повисли над водами». А. А. Бетанкур
20. Во славу и пользу Отечества. Слова, идущие от сердца.
Победителю ученику от побеждённого учителя.
В. А. Жуковский. А. С. Пушкин. Музей – квартира на р. Мойке.
21. Мир семейного очага. Мир начинается с дома…
День любви, семьи и верности. Мужчина и женщина. Эрмитаж.
22. Культурное наследие – наше общее достояние.
Книга, как способ общения миллионов.
Международный день родного языка. Музей Державина.
День народного эпоса «Калевала».
23. Мы разные, но… Праздники, которые нас объединяют.
Масленица. Музей Этнографии.
24. Культурное наследие – наше общее достояние.
Петербург – культурная столица.
«Волшебный мир музея». Русский музей.
25. Культурное наследие – наше общее достояние.
Петербург – культурная столица.
Неделя: «Культура - детям». Международный день театра.
26. Культурное наследие – наше общее достояние.
Книга, как способ общения миллионов.
«Дом, где живут книги».
27. Во славу и пользу Отечества. «По следам одного открытия».
День Космонавтики. Пулковская обсерватория. Струве.
Миклухо–Маклай.
28. Мир, который мы бережём. Защитники.
Международный день охраны памятников и исторических мест.
Всемирный день Земли.
29. Мир, который мы бережём. Страна, в которой мы живём.
Праздник Весны и Труда. День катастрофы и героизма.
30. Мир, который мы бережём. Защитники.
День Победы. Традиции воспитания.
31. Мир семейного очага. Моя родословная.
День матери. Международный день Семьи.
32. . Культурное наследие – наше общее достояние.
Петербург – культурная столица.
«Волшебный мир музея». Всемирный день музеев.
Исаакиевский собор.
33. Итоговое занятие. Образовательное путешествие.
Культурное наследие – наше общее достояние.
Городские праздники. «Санкт – Петербург. Год рождения 17003».
Предлагаю разработку одного из занятий курса.
Тема: Во славу и пользу Отечества.
«Слова, идущие от сердца. Конфуций».
Цели:
- дать представление об основных «законах» понимания и мирного существования людей;
- познакомив обучающихся с изречениями Конфуция, подвести их к пониманию того, что многие «законы» понимания и мирного существования людей разработаны в глубокой древности;
- развивать коммуникативные умения учащихся, умения вести диалог на конструктивной основе, что является основой для формирования толерантного сознания.
Оборудование: плакат этнокалендаря «28 сентября», толковый словарь, лента времени, 3 листочка и ручка, раздаточный материал с высказываниями Конфуция, «Поурочные разработки по истории Древнего мира, 5 класс»,О. В. Арсланова, « История Древнего мира» методическое пособие к учебнику Е. В. Саплина А. И. Саплин, «Задания и истории древнего мира 5 класс» Г. И. Годер, иллюстрации-СПб Университет…
Ход занятия:
- Плакат этнокалендаря «28 сентября».
Заголовок и текст плаката закрыты непрозрачной бумагой. Внимание на изображение памятника Конфуцию.
- Рассмотрите изображение памятника Конфуцию.
-Что вы видите?
-Как вы полагаете, кто этот человек? Почему вы так решили?
-Что вы можете сказать об его внешности, одежде?
-Чем он может быть занят?
-Что ты видишь здесь такого, что позволяет тебе сделать подобный вывод?
Обобщаю ответы и предлагаю прочитать текст на плакате.
Формулируется тема занятия: «Слова, идущие от сердца. Конфуций».
- Краткая биография Конфуция.
Конфуций или Кун- Фуцзы (551-479 гг. до н. э.- лента времени)-первый великий мудрец Китая и политический деятель. Его имя обозначает «мудрец Кун». По преданию, при его рождении было предсказано, что Конфуций станет «некоронованным императором». На третьем году жизни мальчик лишился отца. А когда ему исполнилось семь лет, он начал учиться в школе, где поражал всех своим прилежанием и тщательным следованием ритуалам и обрядам. Позднее, сменив множество мест работы, он понял, в чём его призвание, и начал проповедовать свои этико-политические взгляды. Сопровождаемый многочисленными учениками, он путешествовал по Китаю и давал советы правителям удельных княжеств, как лучше управлять подданными. Много лет он проповедовал своё учение, затем вернулся в родные места и в 479 г. до н. э. умер.
На месте его дома был создан храмовый ансамбль, а место погребения превращено в пантеон. Конфуций не основал религии, стремясь лишь научить людей разумному поведению. Однако после смерти ему стали посвящать храмы, а конфуцианство получило в Китае статус официальной религии.
Около статуи Конфуция, находящейся в главном здании храма, надпись: «Самый святой, одарённый даром предвидения мудрец Конфуций-место упокоения его духа».
Беседы и суждения философа собраны его учениками в книге «Лунь юй». Мудрец учил быть воспитанными, честными, почтительными со старшими и доброжелательными к низшим по положению. «Правитель должен быть правителем, отец-отцом, сын-сыном». Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и мёртвые, и ещё не рождённые.
День рождения Конфуция-это общенациональный праздник с 29 года до н. э. по всей стране в храмах Конфуция проходят торжественные церемонии.
Дети (участники церемонии) облачаются в костюмы эпохи Конфуция и традиционные головные уборы, какие носили его ученики.
На Восточном факультете петербургского университета уже более 150 лет ведётся преподавание китайского языка. Здесь открыт Институт Конфуция.
- Работа в малых группах.
- Объясните смысл высказывания и приведите пример из реальной жизни, кино или книг, когда высказанная Конфуцием мысль оказывалась верной, правильной.
Раздаточный материал:
- Плати за зло по справедливости. За добро плати добром.
- Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.
- Если стремиться к милосердию, не будет зла.
- Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.
- Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
- Лишь та – ошибка, что не исправляется.
- Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
- Не печалься о своём несовершенстве. Не печалься, что тебя никто не знает. Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.
- Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
- Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.
Тема нашего занятия: «Слова, идущие от сердца. Конфуций».
Обобщение: все эти изречения учат добру, справедливости, согласию. Если следовать им, то можно избежать ссор и раздоров, войн и разрушений. Эти слова, идущие от сердца великого мыслителя, помогают поддержать мир.
- «Прекрасно там, где пребывает милосердие» - Конфуций.
Журнал «Начальная школа №5, 2008» с. 28. «Милосердие».
Цель: познакомить учащихся с понятием «милосердие» и «жалость»; воспитывать уважение к окружающим.
Любовь – основа нашей жизни.
- Кого можно любить?
- Зависит ли любовь к себе от того, любят ли вас другие?
- Какое чувство у вас вызывают те, кто одинок, у кого нет близких, нет друзей, дарящих им свою любовь?
Жалость (словарь под ред.В. В Розановой)- чувство, которое вызывает в ком-нибудь тот, кто страдает, несчастлив.
Сочувствие – чувство, которое испытывают, когда видят чьё-то горе, страдание и хотят помочь.
- - Ребята, как вы понимаете, что такое «Милосердие»?
Милосердие (словарь)- любовь на деле, готовность оказать помощь.
- В чём проявляется милосердие? ( В не обижающей человека помощи.)
- Прочтите слова: сочувствовать, сострадать, сопереживать.
- Какая приставка есть у всех этих слов?- со (вместе).
- Объясните слова, исходя из значения приставки.
Вместе почувствовать, вместе страдать, вместе переживать.
- Расставьте эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека (сочувствовать, сопереживать, сострадать).
- Часто ли вы разделяете чувства другого человека?
- Работа над условной ситуацией.
- Запишем на листочках вопрос: «Кому я сочувствую, сопереживаю, к кому проявляю сострадание?». Рядом ответим на него. Давайте прочитаем, что получилось. Это наш опыт милосердия. Как вы его оцениваете?
- Игра «Да, нет, не всегда».
- Встаньте рядом с тем словом, которое является ответом на вопрос.
Свой ответ обоснуйте.
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь?
- Должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие?
Обсуждение позиций, ответов ребят.
- «…Многие пороки человек сам может исправить легко и играючи…
От природы я неблагодарен так же, как и другие люди; на мгновение рассердившись, я легко могу забыть об оказанной мне помощи и высказать самую откровенную неблагодарность. Чтобы бороться с этим, я приучил себя постоянно вспоминать, как и откуда получена любая вещь, которой я владею, подарок ли это, купил ли я её или приобрёл путём обмена. Показывая свои коллекции, я вменил себе в обязанность с благодарностью вспоминать людей, благодаря которым ко мне попала та или иная вещь. Таким образом всё вокруг начинает меняться. Дарители воскресают из нашей памяти, с их образами связываются приятные воспоминания. Неблагодарность, грубость становится невозможной, а плата добром за добро – доступной и лёгкой». И. В. Гёте «Из моей жизни. Поэзия и правда».
- Существует мнение, что самый большой порок в человеке – неблагодарность. Давайте постараемся следовать примеру Гёте и быть милосердными и чуткими к другим людям. Сочувствовать, сопереживать, сострадать. Вместе чувствовать, переживать, страдать.
Мини-сочинение.
- Подумайте, кому вы можете сказать слова благодарности? Напишите, что вы скажите.
Чтение учащимися своих работ (по желанию).
5. Рефлексия. В заключении или на отдельном занятии можно провести чайную церемонию.
Чайная церемония.
Чайная церемония. Шаг за шагом.
1. Чайная утварь.
2. Кипятим воду. Она должна быть мягкой, в идеале - родниковой. Снять с огня воду нужно, когда на поверхности появляются и лопаются большие пузыри.
3. Знакомимся с чаем. Предназначенный для заварки чай насыпается в чахэ (чайную коробочку). Делаем вдох, наслаждаемся ароматом...
4. Подогреваем заварочный чайник, наполняем его сухим чаем, заливаем кипятком.
5. Закрываем чайник крышкой, укутываем полотенцем, взбалтываем, раскачивая чайник из стороны в сторону.
6. Первый настой чая не пьют - его используют для омовения чайного листа и подогрева чайной пары - высокой чашечки (вэнсябэй) и низкой, питьевой (чабэй).
7. Заварившийся чай разливают по вэнсябэй на три четверти объема. Затем накрывают чабэй. Плотно прижимают друг к другу и переворачивают.
8. Когда чай выпит, процесс повторяют вновь. Чай заваривают три-четыре раза, пока он не потеряет свой вкус и аромат. Китайцы говорят так: выпил - доливай, долил - выпей.
Разговор за чаем нужно вести прежде всего о самом чае. Уместно вспомнить и чайное божество (его изображение у китайцев принято ставить рядом с чайными аксессуарами). Чайным божеством был признан после смерти философ и поэт Лу Юй - автор "Священной книги о чае" (другой вариант перевода - "Канон чая"), вышедшей в 780 году. Свой трехтомный трактат Лу Юй написал по заказу торговцев и предусмотрел в нем все нюансы и мелочи. Повторить их точь-в-точь сегодня невозможно, наверное, даже в самой Поднебесной. И где уж нам взять свежую проточную горную воду "из районов с малой плотностью населения"? А ведь вкусный чай - это в первую очередь вкусная вода.
Но рискнем провести чайную церемонию хотя бы по основным ключевым моментам ее драматургии. Пусть знаток усмехнется: в Китае не так! В любом случае это действо внесет приятное разнообразие в наши будничные манипуляции с пакетиком "Липтона".
Лу Юй так сказал о чае: "Он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе". Выпейте чай, заваренный по правилам китайской чайной церемонии, и вы убедитесь в правоте слов чайного божества: (Использована информация журнала "ГАСТРОНОМ")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по математике 2 класс
Планирование курса "Занимательная математика" - факультатив из расчета 1 час в неделю....
Факультативный курс для учащихся 3х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках англ.яз."
Программа факультативных курсов для учащихся 3-х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках английского языка" состоит из пояснительной записки, организации образовательного процесса...
Факультативный курс «Мир человека». 2 класс. Тема: «Урегулирование конфликтов».
Проблема разрешения конфликтов в наше непростое время является очень важной. Необходимо учить детей, как избежать конфликтных ситуаций, доброжелательному отношению друг к другу....
Факультативный курс "Твоя Вселенная",3 класс
«Твоя Вселенная» - факультативный курс для учащихся начальной школы, значительно дополняющий и углубляющий знания и представления детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел. ...
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Программа факультативного курса для 2-4 классов "Геометрия вокруг нас"
Программа факультативного курса для 2-4 классов "Геометрия вокруг нас"...
Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ
На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...