Открытые уроки по ПНШ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Кривкова Ирина Вильевна

Планы - конспекты для открых уроков по ПНШ 4 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ПДД "Дорожная грамота"4 класс

Учитель: Кривкова И. В.
Тема урока:   Дорожная грамота.
Задачи: 
1. Формирование знаний и умений по основам безопасности
жизнедеятельности.
2. Развитие познавательных процессов.
3. Совершенствование физических качеств.
4. Развитие интереса к дорожной азбуке.
Цели: 
1. Воздействие упражнений на укрепление здоровья детей.
2. Дать изначальные правила поведения на дорогах.
3.Развивать умение применять полученные навыки в жизненной деятельности.
4.Воспитывать организованность, дисциплину, находчивость, чувство ответственности перед товарищами, умение владеть эмоциями.
5.Приобретение учащимися знаний и навыков поведения на улице (как безопасно перейти улицу).
6.Формирование умения понимать сигналы светофоров.
7.Знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части.
Инвентарь:
Стойки (4 шт.), светофоры пешеходные (4 шт.), светофор (1 шт ), дорожные знаки – «пешеходный переход» ( 4 шт ), памятка, разметка на полу «зебра», кегли, самокаты по кол-ву детей, форма сотрудника ДПС.
Ход занятия
1. Построение по командам.
• Две линии с разных сторон зала.
2. Сообщение темы и задач занятия.
• Знания и навыки перехода улицы.
• Дорожные знаки и разметка.
• Подвижные игры по правилам дорожного
движения

Сегодня мы совершим путешествие по улицам города. Улицей будет наш зал и называется она «Спортивная». Если вы справитесь со всеми испытаниями, то получите диплом пешехода, подтверждающий, что вы знаете правила передвижения по улицам города. Оценивать ваши знания и умения будет жюри

Первый конкурс

Викторина.
Первое испытание – «Викторина». Я буду по очереди загадывать каждой команде вопросы, а вы, посовещавшись, должны дать нужный ответ.
1. Странная зебра: не ест и не пьет,
Но без питья и воды не умрет.
(Пешеходный переход)
Посмотрите, на нашей дороге есть пешеходный переход «зебра». Посмотрите.
• Показать плакат .

2. Ты должен твердо знать всегда:
Для машин есть мостовая, для пешеходов…
(тротуар)
Пешеходы передвигаются по тротуару и, и на нашей улице он есть. Вы на нем стоите.
• Две линии с обеих сторон зала.
3. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где есть народ, там где знак есть …
(пешеход)
• Капитаны вешают по два знака на стойки.
4. Какие слова спрятаны?
Е Х О Д
Ш Р О Ф
Е П О
С В Е Т
(Светофор, пешеход)
Какие цвета у пешеходного светофора? (красный и синий).
Пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу.
Найдите пешеходные светофоры и посте их на стойки.
Подведение итогов первого конкурса
Молодцы, все загадки отгаданы. Жюри может оценить работу команд.

Второй конкурс. Составление правил пешехода.

Но прежде чем переходить к следующему испытанию, надо составить памятку пешехода.
Каждая команда хором зачитывает по одному правилу.
• Командиры открывают памятку.
Правила для юного пешехода 
1. Ходи по тротуарам, только с правой стороны.
2. Переходи улицу по пешеходному переходу.
3. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.
4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.
5. При переходе дороги посмотри, не ли опасности, нет ли рядом машин.
6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки.
7. При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи путь.
8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.
9. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем.
10. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку.
Третий конкурс. Пешеходный переход.
Следующее испытание – «Пешеходный переход». Каждая команда Должна по правилам перейти дорогу. (По светофору и без него).
• Команды с разных сторон переходят дорогу два раза
(вначале без светофора, потом по сигналу регулировщика)
и возвращаются к своим местам.

Отгадайте загадку:
Он и вежливый и строгий.
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Чтобы путь помочь проехать
И дорогу перейти, красным, желтым
И зеленым он мигает впереди.
(Светофор)
Кому еще на дороге помогает светофор? (Водителям)
Кто главный на дороге пешеход или автомобилист?
Главней всего на дороге безопасность. Для этого и водители, и пешеходы должны знать и соблюдать правила дорожного движения.
Хотите стать автолюбителями и провести автогонки? Выбирайте марку автомобиля. Но прежде , чем соревноваться, проведем техосмотр. Нельзя выезжать на дорогу на неисправном автомобиле.

Четвёртый конкурс

• Техосмотр. Физкультурная разминка.
1. Руль.
И.П.- ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулаки. При выполнении упражнения имитируется вращение руля.
2. Фары.
И.П. – руки вперед перед грудью ладони сжаты в кулаки.
1-кулаки разжать, пальцы резко выпрямить; 2 – ладони сжать в кулаки; 3 – 4 –повторить.
3. Двигатель.
И.П. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – 2 –круговые движения в локтях в перед; 3 – 4 –круговые движения в локтях назад и.т.д.
4. Насос.
И.П. – 1 – присесть, 2 – и. п., 3 – 4 – повторить.
5. Боковое зеркало.
И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот туловища влево, 2 – поворот вправо, 3 – 4 – повторить.
6. Педали.
И.П. – прыжки (попеременно с левой ноги на правую).

Пятый конкурс.  Автогонки. 
Забег будем проводить по две «машины» (ученики из разных команд).
Отгадайте какой сигнал будет помогать? (сигнал светофора).

 На красный – стоять, подойти к линии старта;

на желтый – внимание, приготовиться, верхний старт;

зеленый – путь открыт, марш, обежать кегли и вернуться к линии.
Подвести итог соревнований.
• Путешествие по улице спортивная.
Теперь мы готовы отправиться в путь :
Для начала, 1 – команда будет автолюбителями, а 2 – пешеходы, потом наоборот. Переходить и проезжать дорогу (на самокатах) можно по правилам дорожного движения, кто нарушит, получит штрафной талон нарушителя. Автолюбители передвигаются по «дороге» на самокатах по кругу, пешеходы могут двигать в любом направлении. Учитель (в форме, со свистком и жезлом) следит за порядком на дороге, а помогает ему инспектор ГБДД. «Водители» будут проезжать до конца зала и обратно, для предотвращения столкновений двигаться нужно в разных направлениях, по указателям на «дорог» (стрелки на полу).
Сигнал светофора будет работать только для водителей, поэтому пешеходы должны быть предельно внимательны. Они могут передвигаться по тротуару и переходить «дорогу» по разным пешеходным переходам.
• Можно предложить ученикам стать инспектором
и руководить движением.

Частушки.  (Исполняют учащиеся)

Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены

Любим мы играть в футбол

Мостовую превратили

Мы в огромный стадион.

Нам бесспорно вывод ясен,

Что играть вам здесь опасно!

Не дороги, а дворцы –

Место для такой игры.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорее вперед!

Ехать зайцем, как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается!

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход на красный свет –

Запрещается!

На зеленый даже детям

Разрешается!


• Награждение.

Слово жюри.
Все команды заслужили дипломы. Надеюсь наше путешествие было не только веселым, но и познавательным. А памятку перехода дороги вы можете по весить в классе.
• Вручаются дипломы пешехода.

Организационный момент.

II. Отгадайте загадку:

Встало с края улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

Тема нашего занятия «Чтобы путь был счастливым!»

III. Стихи о светофоре. (Читают учащиеся)

С виду грозный и серьезный.

Очень важный светофор.

С перекрестка, с перекрестка

На меня глядит в упор!

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой –

Самый главный командир.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора!

Нужно правила движения

Выполнять без возраженья!

IV. Викторина «Правила дорожного движения»

А сейчас проверим, что вы знаете о правилах дорожного движения.

                                                                       Появляются утверждения

  1. Ходить разрешается по проезжей части.  (Неверное)
  2. Переходить улицу только там, где положено.  (Верное)
  3. Переходить дорогу только на желтый сигнал светофора.  (Неверное)
  4. Можно кататься там, где ездят автомобили.  (Неверное)
  5. Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. (Верное)
  6. В автобусе держись за поручень и не ходи без дела по автобусу во время движения. (Верное)

Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а больницу? Послушайте рассказ о Пете.

V. Рассказ о Пете.  (Читают учащиеся)

Говорит беспечный Петя:

- Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случится?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я – грузовика!

Он смеется:

- Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику?

Каждый, кто машиной правит

Скажет вам наверняка.

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но, добавим мы серьезно,

Что растяпа- ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому, всегда,

Чтобы не стряслась беда.

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть он начеку!

А сейчас мы вспомним дорожные знаки.

VI. Повторение дорожных знаков. (Читают стихи учащиеся)

Боре горе и не снится:

Он по скользким листьям мчится.                                                                  

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно!» Здесь опасно! 

Не шумите, музыканты.

Даже если вы – таланты:

Тут сигналить не годится –

Рядом школа и больница.

Я – знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у детсада

В тихий час стоять не надо!

Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом –

Телефон к твоим услугам.

Ната с куколкой в тревоге

Нужен доктор им в дороге

Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко! Доктор рядом!

Видишь знак! Его значение –

Двух дорог пересечение.

Равнозначны две подружки,

Две дороженьки – резвушки!

В знаке я не разобрался

И упал, перепугался…

А понять его не сложно:

Друг! Спускайся осторожно!

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения –

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения!

VII. Частушки.  (Исполняют учащиеся)

Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены

Любим мы играть в футбол

Мостовую превратили

Мы в огромный стадион.

Нам бесспорно вывод ясен,

Что играть вам здесь опасно!

Не дороги, а дворцы –

Место для такой игры.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорее вперед!

Ехать зайцем, как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается!

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход на красный свет –

Запрещается!

На зеленый даже детям

Разрешается!

VIII. Тест «Знаток»

Вот мы с вами вспомнили и повторили основные правила дорожного движения. А теперь заключительный тест. Если вы на него правильно ответите, то разгадаете слово, и ваш путь будет всегда счастливым!

  1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

С – левой

З – правой

  1. Если человек находится внутри транспорта, он путешествует как:

Н – пассажир

М – водитель

  1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется…

А – тротуар

О – шоссе

  1. Знак «Пешеходный переход» выглядит:

Т – синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д – красный треугольник с изображением человека

  1. Переходя улицу, надо сначала посмотреть:

А – направо

О – налево

  1. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г – с 10 лет

К – с 14 лет

ЗНАТОК!

 



Предварительный просмотр:

      «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».

                                                                                                              Плутарх

      Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой.

Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.

Начальная школа – это время формирования человеческой личности

Основная цель  правового воспитания — познакомить учащихся с международными документами  о правах ребенка, с основным документом Российской Федерации - Конституцией. Воспитывать детей в духе прав человека.

    Изучение прав человека являлось  новой дисциплиной для школ и для работы в классе учителям потребовались  специфические знания

      Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах права человека.

 Цель обучения правам человека состоит в том, чтобы помочь достичь детям в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и ценность установок, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни.

  Знания: знание того, что существуют документы по правам человека, того, какие права в них закрепляются , того, что этими правами обладают все люди в мире и что неотъемлемы.

Умения: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей. Эти умения помогают детям анализировать окружающий их мир.

Ценности: убежденность в том, что права человека важны, что их надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия.

Основные приемы  обучения:

  1. Ролевая игра. Помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.
  2. Деление на пары и группы. Используется, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта.
  3. Словесные ассоциации. Прием используется  в начале изучения темы с целью выяснения того, что ученики уже знают по ней, а также в конце   целью выяснения того, что нового узнали.
  4. Мозговая атака. Это прием используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после « инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросить класс предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.
  5. Общая дискуссия в классе. Этот  прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки , важные для воспитания уважения к правам других людей.
  6. Вопросы «открытого» типа . Используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ.
  1. Гипотетические вопросы : « Чтобы вы сделали (подумали), если бы?...
  2. Вопросы, побуждающие к размышлениям: « Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»
  3. Поощряющие / поддерживающие вопросы: « Это интересно, а что случилось дальше?»
  4.  Вопросы, выявляющие мнение: « Что вы думаете или чувствуете по поводу?..»
  5. Зондирующие вопросы : «Почему вы так думаете?»
  6. Разъясняющие ( обобщающие ) вопросы : «Буду ли я прав , если скажу, что вы думаете?..

  1. Проекты . Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.
  2. « Общий галдеж» . Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного .
  3. Проекты . Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.
  4. « Общий галдеж» . Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного
  5. Рисование . Прием используется с целью развития наблюдательности , навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.

 Основной целью правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников

          Курс «Я и мои права»  для   1-2 классов включает следующие темы:

 "Человек как личность", "Человек и общество", "Человек среди людей","Культура".

Курс"Гражданское образование" в 3-4 классах продолжает и способствует гражданскому росту. Включает 5 тем: "Человек", "Человек среди людей", "Правила жизни в обществе", "Культура", "Гражданские права и обязанности".
   
По окончанию изучения курса ученики должны знать:
содержание основных понятий;
основные положения государственных нормативно-правовых документов о защите прав человека и ребенка;
права и обязанности учеников.
Ученики должны уметь:
раскрывать содержание основных понятий;
давать моральную оценку собственным поступкам и поступкам своих товарищей;
с уважением ставиться к младшим и людям старшего возраста;
толерантно ставиться к мнению других людей;
сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

Эффективность овладения знаниями обеспечивается в процессе проведения внеклассных мероприятий в виде:
часов общения
 на следующие темы: "Все дети имеют право на любовь и заботу",

"Школа - наш второй дом. Права и обязанности учеников",
"Россия на карте мира. Я - гражданин".
уроков-путешествий: "Я и мои права", "Ответственность за свои поступки", "Общая
декларация прав человека. История создания документа".
устных журналов: "Знаешь ли ты символы государства", "Каждый ребенок имеет право
на +", "Неотъемлемое право каждого ребенка - право на жизнь".
конкурсов рисунков: "Человек должен творить добро", "Будущее в руках нынешних
школьников".
презентации проектов: "Ценность и неповторимость человека", "Человеческое достоинство. Народная мудрость".
   В процессе проведения внеклассных мероприятий максимально используются:
* игровые ситуации;
* познавательные задания;
* беседы;
* викторины.

    Большую роль в правовом воспитании  играет взаимодействие семьи и школы. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.

     Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Со стороны учителя необходимо привлекать родителей к участию в жизни школы, согласовывать действия в воспитании ребенка, предоставлять квалифицированную помощь и поддержку в сложных педагогических и жизненных ситуациях.
   В процессе сотрудничества с родителями используются следующие формы работы:
* родительские собрания: "Семья - составляющая общества", "Ребенок в семье",
"Обязанности ребенка в семье".
* индивидуальные консультации: "О культуре поведения", "О предотвращении насилия",
"Отношения с одноклассниками", "О предотвращении жестокости в семье".
* родительские тренинги
* часы откровений.
  Воспитание ребенка в семье и школе - это единый и неразрывный процесс, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учителя и родители объединяли свои возможности и усилия и сотрудничали во блага подрастающего поколения.

       Эффективность правового просвещения младших школьников обеспечивается выполнением следующих условий:

       1. Правовое обучение в начальной школе должно представлять собой первую ступень целостной, непрерывной, преемственной системы правового образования учащихся;

       2. Интегрирующим звеном правового обучения младших школьников должен быть факультативный или элективный курс. Связано это с тем, что не во всех образовательных программах предполагается изучение обществознания и требуется объединение разрозненных правовых представлений, знаний в целостную систему;

       3. Содержание правового просвещения учащихся начальных классов не должно ограничиваться только обучением правам ребенка. Анализ различных программ для начальной школы свидетельствует о том, что, в основном, изучаются статьи Всеобщей декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, что существенно снижает эффективность правового просвещения и воспитания. Вариативные программы по правовому обучению для начальной школы должны разрабатываться под единый стандарт и иметь необходимую концептуальную основу. 

       В настоящее время отсутствуют стандарты правового образования, причем, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования в характеристике выпускника начальной школы представлены лишь некоторые его целевые и содержательные ориентиры:

  1. любить свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважать и принимать ценности семьи и общества;
  3. быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  4. быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  5. выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .

       Содержание правового просвещения в начальной школе должно выстраиваться: 

       а) с учетом требований современного общества к личности (толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.); 

       б) на основе анализа совокупности проблем развития и воспитания ребенка младшего школьного возраста (подверженность негативному влиянию, снижение возрастного порога совершения правонарушений, употребления психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, безнадзорность и беспризорность, детское насилие и агрессивность, тревожность, рост числа преступлений против детей и др.); 

       в) с учетом содержания деятельности по различным направлениям воспитательной работы, т.к. решение основных «задач возраста» строится на основе интеграции духовно-нравственного, трудового, экологического, правового, патриотического воспитания: усвоение требований, предъявляемых к ученику школы, члену семьи, другу; правил поведения в общественных местах, в семье, школе, учреждениях культуры, на природе, в транспорте и др.; осознание прав и обязанностей, ответственности ребенка в семье и школе; выполнение правил личной, общественной и экологической безопасности; норм и правил бесконфликтного взаимодействия с детьми разных национальностей, вероисповедания.

  Правовое образование в начальной школе является органическим продолжением нравственного воспитания. Воспитание человечности, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Не случайно многие нравственные требования к личности являются основой юридических предписаний и охранительных правовых норм.

  Человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно и результативно. И здесь именно этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание составляют фундамент для становления правовой культуры учащихся;

       г) на основе культурологического, деятельностного подходов; 

       д) с учетом региональной специфики: национального состава региона, традиций взаимодействия представителей разных национальностей.

       4. Сочетание различных форм, методов и технологий обучения и воспитания младших школьников. Применение совокупности форм и методов должно основываться на принципах:

  1. свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальной доктрине образования в РФ;
  1. целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием;
  2. социального закаливания детей предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений.

       Преобладание словесных методов обедняет процесс правового просвещения, приводит к отрыву теории от реальной жизнедеятельности, в связи с чем, необходимо применять формы и методы, стимулирующие социальную активность детей: 

  1. ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);
  2. дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями); 
  3. рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий); 
  4. игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене»);
  5. общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, помощи различным категориям населения; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, Конституции класса);
  6. творческие (выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы – граждане многонационального государства» и др.); 
  7. проектные и исследовательские (конференции «Как защитить права ребенка», «Гражданин. Кто это?», «Мои права и обязанности», «Как сделать наш город красивым» и др.).

       Реализации задач правового просвещения и воспитания младших школьников на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий:

  1. создание на занятиях атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а откровенные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей; 
  2. единство прав и обязанностей, слова и дела, т.е. включение  школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы;
  3. учет психолого-возрастных особенностей, уровня развития младших школьников; 
  4. опора на жизненный опыт детей, связь с реальной практикой применения получаемых знаний;
  5. максимальное использование игровых форм, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм.

       5. Важнейшим направлением правового просвещения и воспитания является оказание социально-педагогической и правовой поддержки детям, направленной на преодоление и профилактику противоправного поведения и деятельности, самопознание, самоопределение и самореализацию младшего школьника в различных видах деятельности в поликультурной среде. 

       6. Проведение текущей и итоговой диагностики уровня правовой культуры младших школьников. Это необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации образовательных целей, которая имеет существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования процесса правового просвещения. Диагностическая деятельность должна быть нацелена также на изучение характера межличностных отношений в многонациональной школьной среде, выявление индивидуальных проблем ребенка и их причин; исследование стиля семейного воспитания и характера его влияния на гражданское становление личности.

       Информативными методами диагностики правовой культуры младших школьников являются: наблюдение (включенное, открытое и скрытое), беседа с учеником (собеседование, интервьюирование), беседа с родителями, опрос, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей (письменных и творческих работ и др.), экспериментальные методы (создание воспитывающих ситуаций, ситуаций на моделирование поведения и др.), социометрия, графические и рисуночные, проективные тесты, сочинения и др. В младшем школьном возрасте материалом для диагностики может служить характер поведения ребенка в игровой и трудовой, коллективной и индивидуальной деятельности, в общении с родителями и др. Несмотря на сложность фиксации результатов исследования правовой сферы личности каждого ребенка, в начальной школе это осуществимо по причине тесного контакта и взаимодействия учителя с младшим школьником и его семьей.

       7. Важнейшим условием эффективности процесса правового просвещения младших школьников является личностная и профессиональная готовность учителя начальных классов к данной работе, включающая в себя: необходимый уровень правовых знаний, личностных качеств, соответствующее нравственным нормам поведение, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными категориями населения (детьми, членами их семей и др.), владение методикой и технологиями правового просвещения  воспитания.

Таким образом, формирование правовой культуры в младшем школьном возрасте – задача весьма актуальная и сложная. Ее решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя к осуществлению правового образования.

   

Обобщающий урок в 4 классе с учетом  вышесказанных методов и приемов

Тема : «На Олимпе правовых знаний.»

 Цель занятия:  содействие  свободному и сознательному принятию учащимися ключевых правовых норм и понятий; формирование аналитических и коммуникативных компетенций ( развитие у учащихся умения аргументировать свой выбор, выделять главное, анализировать ситуацию, сочетать индивидуальные и групповые формы работы);воспитание  правовой культуры.

 Мотивация.Исходя ,из названия темы урока учащиеся объясняют значение слова «олимп». Отвечают на зондирующий вопрос:  «Как вы думаете, почему тема урока именно такая?»

Актуализация знаний

Вспомните, с какими документами мы ознакомились и работали на наших занятиях?

 В каком году они были приняты?

Почему возникла необходимость в создании этих документов?

Кому они адресованы?

Что такое «право» , как вы понимаете значение этого слова?

« Мозговой штурм».

  Детям было предложено дома  продумать и записать свои  права с  рождения и   до нынешнего момента.  Обсудить свои записи  в группах, найти,  что общее в записях, и  оформить ответы  на  отдельных листках бумаги   печень  прав десятилетнего гражданина нашей страны с момента рождения.  Итоги работы мы оформили на силуэте человека.

Работа по теме.Парная работа. Следующим этапом работы была работа в парах. Учащиеся  вам обсудить важные вещи и расположить их в порядке важности для жизни. Какие « вещи» в списке являются совершенно необходимыми? Что из этих « вещей» имеет второстепенное значение? Что бы вы хотели добавить в список необходимых вещей? Какие потребности можно отнести к правам?  Учащиеся делают вывод , что эти потребности и ,не только они, внесены в Конвенцию.

Постановка проблемных вопросов, целью которых является выработка компетентностного подхода к анализу  реальных  жизненных ситуации на основе полученных знаний в рамках изучения курса . "Все ли ребята в нашем классе равны в своих правах? Но, к сожалению, на нашей планете Земля существуют горячие точки, где нарушаются права детей. Давайте  познакомимся с рассказами ваших ровесников и выясним, какие права были нарушены.»

Подведение итогов  прошло в игровой форме ( игра «Разрешается- запрещается»).

 Д/з.В качестве домашнего задания детям было предложено написать отзыв  о том, что дал им урок.

Заключение.

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина. Правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА


                                                     Выступление на МО учителей начальных классов  на  тему: 

« Правовое воспитание младших школьников»

                                                               

                                                           

                                            Выступление учителя начальных классов

         Кривковой И.В.

        г. Саратов

        2013г.

Литература:

1.Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И.Элиасберг // Преподавание истории в школе. – 1996.- №4.

      2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования. - Электронный ресурс. - [Режим доступа] //http://schoolguide.ru/files/Prikaz_N373.rtf

3.Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л.В.Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С.85-94.

4.Гальцов Е.А. Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклассные мероприятия.Учитель,2007.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по ПДД "Дорожная грамота"4 класс

Учитель: Кривкова И. В.
Тема урока:   Дорожная грамота.
Задачи: 
1. Формирование знаний и умений по основам безопасности
жизнедеятельности.
2. Развитие познавательных процессов.
3. Совершенствование физических качеств.
4. Развитие интереса к дорожной азбуке.
Цели: 
1. Воздействие упражнений на укрепление здоровья детей.
2. Дать изначальные правила поведения на дорогах.
3.Развивать умение применять полученные навыки в жизненной деятельности.
4.Воспитывать организованность, дисциплину, находчивость, чувство ответственности перед товарищами, умение владеть эмоциями.
5.Приобретение учащимися знаний и навыков поведения на улице (как безопасно перейти улицу).
6.Формирование умения понимать сигналы светофоров.
7.Знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части.
Инвентарь:
Стойки (4 шт.), светофоры пешеходные (4 шт.), светофор (1 шт ), дорожные знаки – «пешеходный переход» ( 4 шт ), памятка, разметка на полу «зебра», кегли, самокаты по кол-ву детей, форма сотрудника ДПС.
Ход занятия
1. Построение по командам.
• Две линии с разных сторон зала.
2. Сообщение темы и задач занятия.
• Знания и навыки перехода улицы.
• Дорожные знаки и разметка.
• Подвижные игры по правилам дорожного
движения

Сегодня мы совершим путешествие по улицам города. Улицей будет наш зал и называется она «Спортивная». Если вы справитесь со всеми испытаниями, то получите диплом пешехода, подтверждающий, что вы знаете правила передвижения по улицам города. Оценивать ваши знания и умения будет жюри

Первый конкурс

Викторина.
Первое испытание – «Викторина». Я буду по очереди загадывать каждой команде вопросы, а вы, посовещавшись, должны дать нужный ответ.
1. Странная зебра: не ест и не пьет,
Но без питья и воды не умрет.
(Пешеходный переход)
Посмотрите, на нашей дороге есть пешеходный переход «зебра». Посмотрите.
• Показать плакат .

2. Ты должен твердо знать всегда:
Для машин есть мостовая, для пешеходов…
(тротуар)
Пешеходы передвигаются по тротуару и, и на нашей улице он есть. Вы на нем стоите.
• Две линии с обеих сторон зала.
3. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где есть народ, там где знак есть …
(пешеход)
• Капитаны вешают по два знака на стойки.
4. Какие слова спрятаны?
Е Х О Д
Ш Р О Ф
Е П О
С В Е Т
(Светофор, пешеход)
Какие цвета у пешеходного светофора? (красный и синий).
Пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу.
Найдите пешеходные светофоры и посте их на стойки.
Подведение итогов первого конкурса
Молодцы, все загадки отгаданы. Жюри может оценить работу команд.

Второй конкурс. Составление правил пешехода.

Но прежде чем переходить к следующему испытанию, надо составить памятку пешехода.
Каждая команда хором зачитывает по одному правилу.
• Командиры открывают памятку.
Правила для юного пешехода 
1. Ходи по тротуарам, только с правой стороны.
2. Переходи улицу по пешеходному переходу.
3. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.
4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.
5. При переходе дороги посмотри, не ли опасности, нет ли рядом машин.
6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки.
7. При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи путь.
8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.
9. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем.
10. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку.
Третий конкурс. Пешеходный переход.
Следующее испытание – «Пешеходный переход». Каждая команда Должна по правилам перейти дорогу. (По светофору и без него).
• Команды с разных сторон переходят дорогу два раза
(вначале без светофора, потом по сигналу регулировщика)
и возвращаются к своим местам.

Отгадайте загадку:
Он и вежливый и строгий.
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Чтобы путь помочь проехать
И дорогу перейти, красным, желтым
И зеленым он мигает впереди.
(Светофор)
Кому еще на дороге помогает светофор? (Водителям)
Кто главный на дороге пешеход или автомобилист?
Главней всего на дороге безопасность. Для этого и водители, и пешеходы должны знать и соблюдать правила дорожного движения.
Хотите стать автолюбителями и провести автогонки? Выбирайте марку автомобиля. Но прежде , чем соревноваться, проведем техосмотр. Нельзя выезжать на дорогу на неисправном автомобиле.

Четвёртый конкурс

• Техосмотр. Физкультурная разминка.
1. Руль.
И.П.- ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулаки. При выполнении упражнения имитируется вращение руля.
2. Фары.
И.П. – руки вперед перед грудью ладони сжаты в кулаки.
1-кулаки разжать, пальцы резко выпрямить; 2 – ладони сжать в кулаки; 3 – 4 –повторить.
3. Двигатель.
И.П. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – 2 –круговые движения в локтях в перед; 3 – 4 –круговые движения в локтях назад и.т.д.
4. Насос.
И.П. – 1 – присесть, 2 – и. п., 3 – 4 – повторить.
5. Боковое зеркало.
И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот туловища влево, 2 – поворот вправо, 3 – 4 – повторить.
6. Педали.
И.П. – прыжки (попеременно с левой ноги на правую).

Пятый конкурс.  Автогонки. 
Забег будем проводить по две «машины» (ученики из разных команд).
Отгадайте какой сигнал будет помогать? (сигнал светофора).

 На красный – стоять, подойти к линии старта;

на желтый – внимание, приготовиться, верхний старт;

зеленый – путь открыт, марш, обежать кегли и вернуться к линии.
Подвести итог соревнований.
• Путешествие по улице спортивная.
Теперь мы готовы отправиться в путь :
Для начала, 1 – команда будет автолюбителями, а 2 – пешеходы, потом наоборот. Переходить и проезжать дорогу (на самокатах) можно по правилам дорожного движения, кто нарушит, получит штрафной талон нарушителя. Автолюбители передвигаются по «дороге» на самокатах по кругу, пешеходы могут двигать в любом направлении. Учитель (в форме, со свистком и жезлом) следит за порядком на дороге, а помогает ему инспектор ГБДД. «Водители» будут проезжать до конца зала и обратно, для предотвращения столкновений двигаться нужно в разных направлениях, по указателям на «дорог» (стрелки на полу).
Сигнал светофора будет работать только для водителей, поэтому пешеходы должны быть предельно внимательны. Они могут передвигаться по тротуару и переходить «дорогу» по разным пешеходным переходам.
• Можно предложить ученикам стать инспектором
и руководить движением.

Частушки.  (Исполняют учащиеся)

Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены

Любим мы играть в футбол

Мостовую превратили

Мы в огромный стадион.

Нам бесспорно вывод ясен,

Что играть вам здесь опасно!

Не дороги, а дворцы –

Место для такой игры.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорее вперед!

Ехать зайцем, как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается!

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход на красный свет –

Запрещается!

На зеленый даже детям

Разрешается!


• Награждение.

Слово жюри.
Все команды заслужили дипломы. Надеюсь наше путешествие было не только веселым, но и познавательным. А памятку перехода дороги вы можете по весить в классе.
• Вручаются дипломы пешехода.

Организационный момент.

II. Отгадайте загадку:

Встало с края улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

Тема нашего занятия «Чтобы путь был счастливым!»

III. Стихи о светофоре. (Читают учащиеся)

С виду грозный и серьезный.

Очень важный светофор.

С перекрестка, с перекрестка

На меня глядит в упор!

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой –

Самый главный командир.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора!

Нужно правила движения

Выполнять без возраженья!

IV. Викторина «Правила дорожного движения»

А сейчас проверим, что вы знаете о правилах дорожного движения.

                                                                       Появляются утверждения

  1. Ходить разрешается по проезжей части.  (Неверное)
  2. Переходить улицу только там, где положено.  (Верное)
  3. Переходить дорогу только на желтый сигнал светофора.  (Неверное)
  4. Можно кататься там, где ездят автомобили.  (Неверное)
  5. Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. (Верное)
  6. В автобусе держись за поручень и не ходи без дела по автобусу во время движения. (Верное)

Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а больницу? Послушайте рассказ о Пете.

V. Рассказ о Пете.  (Читают учащиеся)

Говорит беспечный Петя:

- Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случится?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я – грузовика!

Он смеется:

- Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику?

Каждый, кто машиной правит

Скажет вам наверняка.

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но, добавим мы серьезно,

Что растяпа- ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому, всегда,

Чтобы не стряслась беда.

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть он начеку!

А сейчас мы вспомним дорожные знаки.

VI. Повторение дорожных знаков. (Читают стихи учащиеся)

Боре горе и не снится:

Он по скользким листьям мчится.                                                                  

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно!» Здесь опасно! 

Не шумите, музыканты.

Даже если вы – таланты:

Тут сигналить не годится –

Рядом школа и больница.

Я – знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у детсада

В тихий час стоять не надо!

Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом –

Телефон к твоим услугам.

Ната с куколкой в тревоге

Нужен доктор им в дороге

Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко! Доктор рядом!

Видишь знак! Его значение –

Двух дорог пересечение.

Равнозначны две подружки,

Две дороженьки – резвушки!

В знаке я не разобрался

И упал, перепугался…

А понять его не сложно:

Друг! Спускайся осторожно!

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения –

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения!

VII. Частушки.  (Исполняют учащиеся)

Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены

Любим мы играть в футбол

Мостовую превратили

Мы в огромный стадион.

Нам бесспорно вывод ясен,

Что играть вам здесь опасно!

Не дороги, а дворцы –

Место для такой игры.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорее вперед!

Ехать зайцем, как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается!

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход на красный свет –

Запрещается!

На зеленый даже детям

Разрешается!

VIII. Тест «Знаток»

Вот мы с вами вспомнили и повторили основные правила дорожного движения. А теперь заключительный тест. Если вы на него правильно ответите, то разгадаете слово, и ваш путь будет всегда счастливым!

  1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

С – левой

З – правой

  1. Если человек находится внутри транспорта, он путешествует как:

Н – пассажир

М – водитель

  1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется…

А – тротуар

О – шоссе

  1. Знак «Пешеходный переход» выглядит:

Т – синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д – красный треугольник с изображением человека

  1. Переходя улицу, надо сначала посмотреть:

А – направо

О – налево

  1. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г – с 10 лет

К – с 14 лет

ЗНАТОК!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...