Наша школьная семья
материал по теме

Этот материал готовила на городской конкурс. В общем получилось неплохо. 3 место

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolasemya.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

                «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский

        Одна их актуальных проблем современной школы – воспитание подрастающего поколения. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, теплой атмосфере дома.

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Более полное определение семьи дает Н.В. Соловьев: “Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе ведущими общее хозяйство”.

Для чего человеку семья?

Думаю, каждый ответит по-своему , но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и  возрастает.

Из истории образования. «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами,

В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

3.  При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?

4.   Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи
в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят
свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок
(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя,
а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

         5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Замечательно сказал об этом В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

        Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его рассказы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

       При установлении взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника важно учитывать также то, что авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тревожность, безынициативность. Сверстникам не интересно с такими детьми. Трудно устанавливать взаимоотношения и тем детям, которые до школы общались преимущественно со взрослыми, а также чрезмерно опекаемым в семье. Они в классе робки, незаметны, необщительны, при этом многие из них хорошо воспитаны и добры. Поскольку у них не развито умение взаимодействовать с другими детьми, сверстники выбирают в друзья энергичных, инициативных, самостоятельных.

Родители могут помочь ребенку наладить дружбу с одноклассниками, приглашая их в гости, участвуя в подготовке школьных праздников, организуя посещения музеев, театров и т.п. Позаботьтесь о том, чтобы во время этих мероприятий ребенок тоже был активен: научите его подвижным играм, в которые можно поиграть с одноклассниками, несложным фокусам и др. Застенчивые дети чувствуют себя более уверенно, когда занимаются тем, что умеют, с чем легко справляются.

          Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.

Становление личности будущих граждан страны во многом зависит от окружающей его социальной среды. Семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка.

За последние годы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии  с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования “Мама, папа и я - спортивная семья”, “Веселые старты”, конкурсы “А ну-ка, мальчики!”, “Дни Здоровья”, “Хозяюшки”, выставки рисунков, поделок, участие в традиционном школьном  конкурсе “Ученик года”, школьной конференции « Моя Кубань – мой дом».. Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

Особенности современной семьи, сложившейся за последние годы, можно соотнести с  коренными изменениями в современном обществе.

В условиях, когда большинство семей  озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка.

Другой позитивной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребенка, порой осуществляют интуитивно. А это не всегда дает позитивные результаты.

Взаимодействие педагогов школы с родителями наших учеников направлены на создание воспитательной среды.

Достичь успеха в воспитании моих учеников мне помогают родители.

В 2010 году я набирала первый класс и очень волновалась, какие придут дети? Как родители будут относиться к школе? Будут ли они помогать  или  самоустранятся ……  Мои опасения оказались напрасными. Родители очень активно включились во внеклассную работу. Они вместе с детьми стали активными участниками жизни школы и класса: принимали  активное участие во всех конкурсах:  конкурс поделок из природного материала, конкурс рисунков, поделок и сказок на противопожарную тему( на городской конкурс были отправлены сказки Душина Димы и Багринец Виталия, макет горящего дома Вехтер Андрея),  конкурс  новогодних поделок ( Вехтер Андрея),Дни Здоровья, в конкурсе « Ученик года» в  1 классе участвовало 15 семей , а во 2 классе  уже 20.

В 1 классе победителем среди учеников 1-2 классов стала Тяжельникова Юлия, во 2 классе  - Кагарлык Алиса.

Ребята с большим желанием участвуют во всех школьных праздниках, олимпиадах, конкурсах. И в этом немалая заслуга родителей. Они постоянные гости и участники всех классных праздников, экскурсий, поездок, школьных и классных  мероприятий.        

        Особенно хочется отметить работу членов родительского комитета в подготовке и проведении различных праздников, поездок, экскурсий.

                                

Литература:

1.А.Н. Рязанцева « Родители – социальные партнеры учителя». Начальная школа. 2009 № 11

2. Л.А. Дунаева « Родители учеников – мои главные помощники». Начальная школа.2007 № 4

3. М.А. Князева « Влияние семьи на развитие личности младшего школьника». Начальная школа плюс до и после». 2012 №3

4.Программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» на 2009-2012 г.г.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области».

5. «Формы работы классного руководителя с семьей учащегося»

 Социальный педагог МБОУ "Большереченская СОШ № 2", п. Большеречье

        Омской обл.     Е.Я. Щербакова,

6. « Все о младшем школьнике» Сборник  под редакцией Виноградовой.Москва. « Вентана – Граф». 2004

7. « Менеджер образования». Портал информационно поддержки руководителей образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я, ты, он, она наша школьная семья

Цель: формировать у детей чувство сплоченности коллектива.Задачи:1) Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокла...

Наша школьная семья

Этот материал готовила на городской конкурс. В общем получилось неплохо. 3 место...

Класс - это наша маленькая школьная семья.

Мой класс с характером. Не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы им помочь.В наш класс пришли  новые ученики. И проблема сплочения...

Внеклассное мероприятие к Международному дню семьи для 3 класса семейно - интеллектуальный марафон «НАША УМНАЯ СЕМЬЯ»

Внеклассное мероприятие проводится в преддверии 15 мая – Международного дня семьи.Материал представлен в виде конспекта внеклассного мероприятия и презентации для учащихся и родителей 3 класса.Ц...

Положение о проведении школьного конкурса "Наша школьная жизнь"

Положение о проведении школьного творческого конкурсачастушек собственного сочинения "Наша школьная жизнь" среди обучающихся начальных классов...

Положение о проведении школьного конкурса "Наша школьная жизнь"

Положение о проведении школьного творческого конкурса частушек собственного сочинения "Наша школьная жизнь" среди обучающихся начальных классов...

Классный час: " Мы вместе! Наша школьная семья"

Классный час разработан для обучающихся с целью привить толлерантность и сплотить детский коллектив....