Программа факультативного курса по профилактике ПАВ "Уроки жизни"
рабочая программа (2 класс) по теме
В методической разработке факультативного курса «Уроки жизни» представлена программа и собран материал для проведения занятий по формированию здорового образа жизни.
Учителя начальных классов могут использовать методические материалы,беседы, игры, тренинги как на уроках, так и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»
г. УССУРИЙСКА
ПРОГРАММА
факультативного курса
по профилактике злоупотребления
психоактивными веществами
в начальной школе
«Уроки жизни»
2 класс
Пояснительная записка.
Задачи факультативного курса: углубить представления детей о своих физиологических и психологических особенностях, учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
Детям предлагаются проблемные задания и игры, обучающие детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные. Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер. Задания, представленные в данном пособии, помогут детям не только приобщиться к здоровому образу жизни, но и приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми — сверстниками и взрослыми. Предлагаемые игровые ситуации побуждают ребёнка делать выбор между «плохим» и «хорошим», проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать, исподволь формируя ценностные ориентации и, главное, умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить «нет».
Программа
факультативного курса «Уроки жизни»
2 класс (10 часов)
Введение. «Чтобы не было беды»
1. Вместе с Познайкой (2 часа)
Изучая данную тему, дети должны понять: чтобы быть здоровым, нужно знать свой организм. Формируется потребность в изучении и познании своего организма. Дети узнают, что каждый орган имеет особое строение и выполняет определённую функцию.
2. Пути-дороги в мир здоровья (1 час)
Занятия по данной теме проводятся в несколько этапов. В процессе разыгрывания различных игровых ситуаций обогащаются знания детей о личной гигиене, совершенствуются умения пользоваться предметами личной гигиены.
3. Что такое характер (1 час)
При изучении темы младшие школьники получают представление о характере человека. Необходимо побуждать детей к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию, способствовать осознанию детьми черт своего характера, стремление осознавать недостатки и устранять их. При анализе личности своих учеников нужно помнить, что раскрывают характер человека его поступки и действия, особенно в совместной работе с другими. Однако не всегда внешнее социально полезное поведение свидетельствует о положительных чертах характера и наоборот. Например: проявившаяся агрессивность может быть следствием неудачи в учебе, произошедшего конфликта или потери интереса к деятельности. Такое ситуативное поведение не может быть отнесено к числу устойчивых черт личности.
4. «Хочу» и «нужно» (1 час)
На основе рассказа, иллюстрирующего «борьбу мотивов» во внутреннем мире ребенка, учить детей осознанию выбора между желаемым и необходимым; развивать навыки саморегуляции. Ребенок должен понять, что иногда нужно сделать правильный выбор, остановиться, потому что надо делать в данный момент совсем иное, не то, что тебе хочется. Такая остановка, обдумывание говорит о понимании необходимости правильного выбора, о возможности ребёнка рассуждать о том, как бы следовало поступить.
5. Что нужно знать о лекарствах (2 часа)
Дать представление о свойствах лекарственных препаратов. Раскрыть факторы, способствующие возникновению повышенного интереса к медикаментам, опасным для здоровья. Выработать навыки правильного употребления лекарств. Ознакомить с домашней аптекой, лекарственными растениями.
6. Прививки от болезней (1 час)
Ознакомить учащихся с инфекционными заболеваниями. Выяснить, что инфекция распространяется микроорганизмами (микробами, которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг).
Источником заражения может быть кровь больного человека, Дать понятие об иммунитете, значением прививок для создания иммунитета в организме.
7. Токсичные вещества (1 час)
формирование умения распознавать токсические вещества, сказать «нет» на предложение «что-то» попробовать. Дать информацию о токсических веществах, понятие «ядовитость». Объяснить причины и последствия применения ядовитых веществ. Обучить навыкам осторожного обращения с ядовитыми веществами и противостоянию к употреблению опасных веществ.
8. Вредные привычки (1час)
Выяснить, что такое привычка, как дети понимают выражение «вредные привычки», как формируются привычки, что сделать, чтобы не пришлось избавляться от вредных привычек.
9. Культура здорового образа жизни (1 час)
Это путешествие в Страну здоровья призвано помочь детям задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья; побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья. Во время беседы учитель предлагает детям подумать над тем, что такое Страна Здоровья, кто в ней живет. Кроме того, дети придумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
10. Родительское собрание «Антиалкогольное воспитание»
Что должны усвоить дети:
в понятие здорового образа жизни входят:
- отказ от вредных привычек (курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах и т.д.);
- двигательный режим (подвижные игры на воздухе во время перемен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки на уроках и т.д.);
- правильное питание;
- закаливание;
- выполнение правил личной гигиены;
- хорошее настроение.
Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека.
Введение. Чтобы не было беды
(педагогическая профилактика злоупотребления психоактивными веществами)
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, если речь заходи! о молодежной наркомании. А какой должна быть профилактика? К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представления о содержании и направлениях профилактики.
Основная задача педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию — желания попробовать дурман.
Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осваивать искусство жизни, приобретать умение сопротивляться невзгодам, педагог тем самым защищает его от власти наркотиков. Вы рассказываете подросткам об опасности дурмана? Это педагогическая профилактика. Вы учите мальчишек и девчонок разбираться в музыке, получая наслаждение от гармонии звуков? Это педагогическая профилактика. Тренинг общения, игра в школьном театре, дающая возможность примерить на себя различные роли, знакомство с хорошими книгами — все это, как ни покажется странным на первый взгляд, тоже борьба с наркоманией. Но педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Как показывают исследования, практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт (весьма солидный) курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана. Когда следует начинать формирование иммунитета к наркотическому соблазну? Конечно, заранее, прежде чем у ребенка возникнет желание познакомиться с наркотиками (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения еще нет). И наиболее подходящим для этого специалисты-психологи считают старший дошкольный и младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети впервые знакомятся с алкоголем, пробуют курить. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был заранее подготовлен к восприятию различных аспектов явления. И
чем раньше ребенок начнет учиться общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных ситуациях, находить способы самореализации, тем меньший соблазн для него будут представлять психоактивные вещества.
Вместе с Познайкой
Задачи: формировать потребность в познании своего организма, в заботе о здоровье; развивать элементарные представления о структуре и функциях тела.
Факультативное занятие проводится в форме коллективно творческого дела
Подготовительная работа. Перед проведением КТД организуется стартовая беседа, в которой выясняются представления и знания детей о структуре и функциях
человеческого тела.
Учитель обобщает ответы детей: тело человека состоит из разных органов. Руки, ноги, глаза, нос и др. - это наружные органы. Сердце, желудок, легкие, печень, почки, мозг и т.д. - это внутренние органы. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определенную работу. Как бы ни отличались люди по внешнему виду, у всех одинаковый набор наружных и внутренних органов. Чтобы быть здоровым, каждый человек должен знать свой организм.
Принимается коллективное решение: как можно больше узнать о строении тела человека. Для этого учащиеся изготавливают учебную модель "Строение тела человека".
Примерные этапы КТД
Первый этап. "Это я".
К доске крепится лист бумаги, соответствующий приблизительно размерам тела второклассника. Один из ребят становится возле листа, другие с помощью учителя обводят его тело по контуру. Полученный силуэт используется в качестве учебной модели "Строение тела человека".
С помощью шаблонов, заготовленных учителем, дети рисуют внутренние органы: головной мозг, легкие, сердце, печень, желудок, почки, кишечник.
По мере знакомства с функциями каждого из органов дети дополняют модель этими органами.
Таким образом учащиеся получают элементарные представления о строении своего тела.
Второй этап. "Познайка приходит в гости".
В гости к детям приходит барсучонок Познайка. Он сообщает им, что ему известно их желание побольше узнать о строении
тела человека и предлагает свою помощь - рассказать о работе выполняемой каждым из органов.
Мозг - вроде начальника над всеми органами. Он все знает, за всё отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб поступают сигналы, а он обратно посылает приказы. Прикажет ногам - они пойдут, прикажет лёгким – они вздохнут. Но главное, благодаря мозгу человек может мыслить.
Познайка предлагает проверить, как работает мозг – решить задачи-шуток.
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
2. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
3. Как разделить пять яблок между пятью девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Одна девочка возьмёт яблоко вместе с корзиной.)
4. Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может. Ночь разделит дни..)
После решения задач вместе с Познайкой укрепляют приготовленный рисунок мозга на модель "Строение тела человека»".
Третий этап. "Чтоб дышалось легко".
Познайка предлагает детям загадки:
I. Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
2. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Дети отвечают на вопросы:
1. Что значит дышать?
Делается вывод, что дышать - это значит вдыхать (поглощать) кислород и выдыхать (удалять) из организма углекислый газ.
2. С помощью чего (как) мы дышим?
Учитель и. делает обобщение: когда мы вдыхаем воздух, он поступает в организм через несколько трубок, которые называют, «верхним дыхательным трактом". Начинается дыхание с носа. Здесь воздух очищается и поступает в легкие. Лёгкие похожи на мешочки. Они растягиваются, когда мы вдыхаем воздух, и снимаются, становятся меньше по размеру, когда воздух выдыхается. Через легкие кровь получает кислород. Это такой газ. Его не видно, но жить без него нельзя.
На модели добавляется рисунок легких.
Четвертый этап. "Слышишь звук: тук, тук, тук".
Познайка загадывает загадку:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)
После отгадывания Познайка предлагает детям тихо-тихо посидеть и послушать главный звук человеческого тела - биение сердца. Учащиеся прикладывают руку к груди и слушают, как бьются их сердца.
С помощью барсучонка ребята прикрепляют рисунок сердца на учебную модель "Строение тела человека", затем по его просьбе делятся своими знаниями о работе сердца.
Познайка кратко обобщает ответы детей. Рассказывает, что наше сердце похоже на большой насос. Оно заставляет кровь двигаться по эластичным трубкам — сосудам. Кровь разносит по всему телу питание и кислород; крошечные частички питания попадают в печень. Печень сортирует пищу так, чтобы она была готова к употреблению организмом.
Детям показывают, где находится печень человека, и ее рисунок прикрепляется к модели.
Пятый этап. "Чудесный котелок". Познайка пересчитывает детей считалочкой.
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен
— Кочерыжка, выйди вон!
(М.Бородицкая. "Щи-талочка")
Ученику, на котором закончена считалочка, предлагается назвать продукты, необходимые для приготовления щей. Остальные дети могут помогать.
Познайка говорит, что пища должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Нельзя питаться всухомятку. Это вредно для желудка и может стать причиной его болезни.
Детям предлагается ответить на вопрос:
- Что происходит в нашем организме с пищей, которую мы едим?
Барсучонок Познайка подытоживает ответы детей:
- Мы измельчаем пищу зубами, и она смешивается во рту со слюной. Это помогает ей проскользнуть вниз, в желудок.
Особые соки в желудке измельчают пищу. Это называется пищеварением.
Затем пища попадает в кровь через стенки извилистой трубки - тонкой кишки. Отходы идут в другую трубку толстую кишку, через которую будут выведены из организма. Другие отходы удаляются, когда кровь проходит через почки.
Познайка показывает детям расположение желудка, почек и кишечника, укрепляя их рисунки на модели.
Шестой этап. "Как хорошо все знать".
Дети повторяют названия внутренних органов, по просьбе Познайки их показывают на модели и рассказывают о функциях, которые они выполняют.
Примечание:
1. КТД проводится на 2-3 занятиях, так как в нём большой объем информации.
2. Необходимо обратить особое внимание на понимание детьми строения своего организма.
.
Пути-дороги в мир здоровья
Задачи: обогащать знания детей о личной гигиене; совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены.
Подготовительная работа. Учитель подбирает серию игр по теме "Личная гигиена", которые могут быть проведены на занятии..
Первый этап. "Это что за трубочист?"
В гости к детям приходит Мойдодыр, он приводит с собой лохматого грязного мальчика - Васю Неумыткина.
Мойдодыр (старшеклассник в костюме Мойдодыра) приветствует детей и говорит, что рад видеть их всех чистыми и опрятными; представляет мальчика-грязнулю Васю Неумыткина.
Вася просит детей помочь ему советом, как стать чистым и опрятным мальчиком.
Второй этап. "Слушай и запоминай".
Мойдодыр предлагает детям ответить на некоторые вопросы и тем самым помочь Васе Неумыткину.
Примерные вопросы.
1. Расскажите, как и когда нужно мыть руки. Учитель помогает уяснить детям, что руки нужно мыть часто и вытирать насухо. Необходимо мыть руки после возвращения домой с улицы, перед едой и после посещения туалета. Это предупреждает возникновение многих заразных заболеваний. Предлагает заучить четверостишие:
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем
-Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
2. Как и зачем нужно мыть ноги? - спрашивает учитель. Выясняется, что ноги моют каждый день перед сном тёплой водой с мылом. Это поможет снять усталость, нако-
пившуюся за день, очистит ноги от грязи, пота и пыли.
Особенно важно ежедневно мыть ноги летом, когда дети ходят в сандалиях на босу ногу или босиком. После мытья нужно вытирать ноги посуше.
Мойдодыр дополняет:
- Мыться нужно 1-2 раза в неделю, но не лишнее - теплый душ перед сном, при занятиях спортом — после каждой тренировки. Теплая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
Третий этап. "Чтобы быть красивым".
Дети читают стихи.
Эдуард Успенский «Очень страшная история»
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит, и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил,
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут.
Год прошел, другой проходит.
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут, а волосы растут.
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают.
Ну и сын, - сказала мать,
Надо платье покупать.
Мальчик в плотице гулял,
Мальчик девочкой стал,
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
Мойдодыр объясняет детям, что волосы и ногти относятся к коже человека и просит рассказать об уходе за ними. Ответы конкретизируются Мойдодыром:
- Раз в неделю ногти нужно подстригать закругленными ножницами, затем аккуратно обтачивать ногти пилкой. Чтобы ногти не зарастали, надо отодвигать кожицу возле лунок полотенцем каждый раз после мытья рук.
Мойдодыр напоминает детям о вредной привычке грызть ногти, дает совет: если предстоит уборка, пересадка цветов или еще какая-нибудь грязная работа, нужно поскрести перед этим кусок мыла, чтобы оно плотно забилось под ногти. Когда работа будет закончена, остается хорошенько потереть их щеткой. Они будут абсолютно чистыми.
Волосы желательно мыть 1-2 раза в 7-10 дней детским шампунем. После мытья их рекомендуется вытереть мягким полотенцем и расчесывать, пока не высохнут.
Следует помнить, что у каждого должна быть своя собственная расческа, ее нельзя давать никому, как и нельзя пользоваться чужой.
Четвертый этап. "Правила для всех".
Мойдодыр дарит детям карточки с правилами, которые помогут Васе Неумыткину да и всем ребятам быть всегда чистыми и опрятными.
Примерные правила
Мой руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как лечь спать.
Обязательно мой руки, вернувшись с улицы и после посещения туалета.
Когда моешь руки, потри щеткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.
Научись сам подстригать ногти на руках и ногах. Делай это по мере необходимости.
Мой ноги каждый день перед сном.
Принимай горячий душ или ходи в баню не реже одного раза в неделю.
На данном занятии можно предложить небольшую игровую программу:
Игра "Это только для меня"
Цель игры: формировать представление детей о гигиенических средствах индивидуального пользования.
Содержание игры: из предложенных предметов гигиены ученики отбирают те, которые нельзя передавать другим, т.е. индивидуального пользования. Например:
зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д.
Игра "Что для чего"
Цель игры: научить правильно подбирать средства для ухода за разными частями тела.
Содержание игры: из предложенных предметов гигиены отобрать те, которые используются для ухода за телом, зубами, ногтями, волосами и др., и рассказать, как с их помощью нужно осуществлять уход.
Игра "Угадай, что покажу"
Цель игры: способствовать формированию потребности в выполнении правил личной гигиены.
Содержание игры: микрогруппы готовят с помощью учителя пантомимы: "Я чищу зубы", "Как надо мыть руки" и др. Зрители должны догадаться и рассказать о том, что им показывают.
Игра "Мозаика"
Цель игры: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и их применении.
Содержание игры: учащиеся получают задание: сложить мозаику-картинку с изображением какого-либо средства гигиены и рассказать о его применении.
Младшим школьникам о добродетелях
Чистоплотность - это добродетель; быть чистоплотным значит ежедневно мыться, содержать свое тело в чистоте, быть опрятным.
Что такое характер
Задачи: формировать у учащихся представление о характере; побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию; способствовать осознанию детьми черт своего характера.
Подготовительная работа. За день до беседы учитель просит всех ребят принести с собой маленькое зеркальце. Для проведения беседы понадобится любая мягкая игрушка (в данном случае - Чебурашка).
Примерные этапы беседы
Первый этап
Учитель. Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Он просит у нас совета. Его друг Гена как-то сказал, что у старухи Шапокляк скверный характер. Чебурашка ничего не понял, потому что не знает, что такое характер, а спросить у Гены постеснялся. Мы должны помочь ему разобраться в этом вопросе.
Я предлагаю вот что: возьмите каждый зеркальце, внимательно вглядитесь в свое отражение, как будто вы это вы делаете впервые, и познакомьтесь с самим собой. Смотрите молча, ничего пока не говорите (длительность упражнения 1—2 мин).
Далее дети рассказывают о том, что они увидели.
Учитель. Мы видим себя: свои глаза, уши, нос, губы, волосы, тело. А что мы можем увидеть, если вглядимся ещё внимательнее? Можно ли увидеть настроение, привычки? Посмотрите еще немного на свое отражение (длительность 1-2 мин).
- Чебурашка, а что видишь ты?
Чебурашка(глядя в зеркало). Мне кажется, что у меня добрые глаза, хотя я иногда проказничаю. Наверное, я не очень аккуратный, потому что вижу вымазанный рот. А ещё я увидел свою привычку крутить головой в разные стороны, поэтому я бываю невнимательным.
Учитель. Ребята, о чем сейчас нам рассказал Чебурашка? Так ведь он назвал черты своего характера: добрый, не очень аккуратный, чуть-чуть невнимательный. Ну, а вы, ребята, что увидели? Какие привычки? Какой характер? (Ответы детей.)
Второй этап.
Учитель рассказывает учащимся о том, что, когда привычки часто повторяются, они закрепляются и «переходят» в черты характера. Например, привычка мыть руки, убирать за собой, чистить обувь и т.п. «переходит в такую черту характера, как аккуратность. Учитель спрашивает у ребят: в какую черту характера может перейти привычка говорить правду, не обманывать? А прятать от других свои игрушки, ни с кем не делиться? А защищать слабых? Помогать родителям? (Ответы детей.) Черты характера, как и привычки, бывают хорошие и плохие. Вы часто слышите слова:
добрый - злой
щедрый - жадный
правдивый–лживый трудолюбивый -ленивый
аккуратный- неряшливый
вежливый - грубый
Что означают эти слова? Каких героев мультфильмов или рассказов, имеющих эти качества, вы знаете? (Ответы детей)
Предлагается назвать 10 черт своего характера. Приветствуются ответы, содержащие не только положительные отзывы о себе, но и критическое отношение к своим привычкам и чертам характера.
Чебурашка. Спасибо, ребята. Теперь мне стало ясно. Я понял, что характер
человека проявляется в том, как он относится к другим людям, к самому себе, к учебе, работе и игре. Характер - это часть внутреннего мира человека.
Учитель. А как вы думаете, можно ли только один раз посмотреть на человека и узнать его характер? (Ответы детей.)
Примечание:
1. На втором этапе организуется обсуждение качеств характера так, чтобы дать возможность каждому желающему ребенку выразить свое мнение и назвать «хорошее» «плохое» в своем характере.
2. Полученные знания систематически расширяются, углубляются в ходе анализа поведения героев литературные произведений, кинофильмов.
3. Помните, что чертами характера являются только устойчивые особенности личности, которые складываются и проявляются деятельности и общении. Это означает, что любое качество может проявиться в каждом человеке, но не все качества являются характерными. Например, если ребенок немного струсил перед разговором с директором школы, это ещё не означает, что трусость - черта его характера.
4. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что только длительное наблюдение за человеком в различных жизненных ситуациях поможет понять особенности его характера.
5. При анализе личности своих учеников нужно помнить, что раскрывают характер человека его поступки и действия, особенно в совместной работе с другими (так внутреннее преломляется через внешнее). Однако не всегда внешнее социально полезное поведение свидетельствует о положительных чертах характера и наоборот. Например: проявившаяся агрессивность может быть следствием неудачи в учебе, произошедшего конфликта или потери интереса к деятельности. Такое ситуативное поведение не может быть отнесено к числу устойчивых черт личности.
Характер — это то, что отличает внутренний мир одного человека от внутреннего мира другого. Характер раскрывается в том, как человек относится к работе, учебе, к другим людям и самому себе.
«Хочу» и «нужно»
Задачи: учить детей осознанию выбора между желаемым и необходимым; развивать навыки саморегуляции.
Подготовительная работа. Учитель составляет рассказ иллюстрирующий «борьбу мотивов» во внутреннем мире ребенка.
Примерные этапы беседы
Первый этап.
Ребятам говорится, что иногда в самом внутреннем мире человека происходят такие ситуации, когда он как бы спорит сам с собой. Для примера зачитывается рассказ девочки Лены о том, как однажды в ее душе столкнулись два желания.
Как-то со мной произошла такая история. Наша учительница заранее предупредила: «Завтра будет серьёзная и ответственная самостоятельная работа по русскому языку. Я вас прошу подготовиться".
Дома вечером я решила повторить все правила. Но оказалось, что именно сейчас по телевизору начинают показывать интересный художественный фильм. Как только я об этом узнала, внутри меня что-то произошло: с одной стороны, мне очень хотелось посмотреть этот фильм, а с другой - хорошо написать самостоятельную работу. Оба желания были такими сильными, что казалось как будто кто-то разрывает меня на две половинки..."
(Здесь учитель прерывает чтение рассказа и дает детям возможность угадать, как же поступила Лена и от чего это зависело.)
- И тогда я сказала себе: «Спокойно, Лена. Для начала тебе нужно все серьезно обдумать». Я рассуждала так: как здорово сидеть в удобном кресле и внимательно смотреть фильм. Меня он захватывает: что же произойдет с героями дальше? Чем все закончится? Конечно, я получу удовольствие, может быть, даже у меня поднимется настроение... Но к самостоятельной работе так и не подготовлюсь...
И тут я представила другую картину: расстроенные родители, моё заплаканное лицо и учительница, которая с сожалением смотрит на меня и, наверное, думает, что я ни на что не способна... Нет! Так не должно быть! Я ведь хорошая ученица и не хочу огорчать ни себя, ни других. Я стала внимательно повторять все правила. И даже на уговоры моего старшего брата посмотреть фильм не согласилась. Как вы думаете, что я получила за самостоятельную работу? Конечно же «5». Мне было очень приятно порадовать себя и близких.
Второй этап. Учитель просит детей вспомнить и рассказать свои собственные случаи о "борьбе двух желаний" и их внутреннем мире.
Обсуждаются с детьми различия в значении и употреблении словосочетаний "мне хочется" и "мне нужно".
В конце беседы формулируются примерно такие правила:
1. Не поддавайся своим первым желаниям.
2. Обдумай то, к чему они могут привести.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛЕКАРСТВАХ
Цели: формировать умения правильно принимать лекарства;
раскрыть факторы, способствующие возникновению повышенного интереса к медикаментам, опасным для здоровья и жизни.
I. Какие лекарства мы выбираем. Валеологический самоанализ.
-Назови известные тебе лекарства.
-При каких заболеваниях ты их принимал? В каком количестве?
- Вспомни вкус известных тебе лекарств.
- Как быстро ты почувствовал, что лекарство помогло? Подумай и скажи, можно ли выздороветь без лекарств.
В ходе беседы выясняются сведения детей о медикаментах, обратить внимание детей к тем лекарствам, которые могут быть опасны для здоровья и жизни, предложить подумать почему.
II. Беседа по теме.
1). Первоначально лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настои растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстродействующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекарства. Еще позднее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными.
Оказывая положительное воздействие на больной орган человека лекарство может в очень маленькой степени, но все же влиять на состояние других органов. Поэтому к приему лекарства надо относиться очень осторожно. Даже витамины, по вкусу по вкусу похожие на конфеты, можно есть только в присутствии взрослых и в том количестве, которое рекомендовано врачом. Если сразу съесть много таблеток или витаминов, можно заболеть, а другие лекарства при этом не помогут, так как будут вызывать аллергию. Это очень неприятная болезнь, при которой появляется температура, кашель и насморк, чешется кожа. Аллергию трудно лечить. Часто аллергию вызывают сильнодействующие вещества, которые называются антибиотики.
Пиши и говори правильно (запись на доске и в тетради):
Аллергия антибиотики
2). На доске, разделённой пополам, два добровольца изображают в виде схемы или рисунка путь лекарства от того места, где оно произрастает или производится, до потребителя, включая: завод – склад – аптека - потребитель. По итогам проводится обсуждение. Показать, в каких случаях лекарство может превратиться в яд и нанести непоправимый вред здоровью.
IV. Отработка навыков.
Упражнение. «Ты в доме один и очень разболелся живот» - твои действия.
Запомни:
1. Безвредных лекарств не бывает.
2.Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых.
V. Оздоровительная минутка.
VI. Работа со стихотворением.
Объявленье у дверей:
«Вход для птиц и для зверей».
Нарисован красный крест:
Заходи - медведь не съест!
Прибежал Петух в аптеку.
- Здравствуй, Миша! Кукареку!
- Что вам, Петя-петушок?
- Мне бы новый гребешок!
Гусь вошел в аптеку боком,
Покосился правым оком:
- Засорился левый глаз,
Нет ли капелек у вас?
За Гусем Козел ввалился:
- Я, Топтыгин, отравился:
Съел прегорький корешок,
Дай послаще порошок!
Прихромал Барбос кудлатый,
- Кто за чем, а я за ватой:
Застудил я левый бок
- Под дождем вчера промок.
(С. Михалков)
- Какие лекарства хотели приобрести звери?
- Спрашивал ли у них Медведь рецепт врача?
- Какие лекарства можно купить без рекомендации врача?
Домашняя аптечка
Цели: формировать умения правильно принимать лекарства;
раскрыть факторы, способствующие возникновению повышенного интереса к медикаментам, опасным для здоровья и жизни.
1. Игра «Валеологический светофор»
Оборудование:
-набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) каждого учащегося;
-набор карточек с описаниями ситуаций, подготовленных для анализа, и рисунков, их иллюстрирующих;
- схема расшифровки цветовых сигналов:
Красный свет — поведение и поступки, опасные для здоров
Желтый свет— поведение, требующее осторожности и осмотрительности.
Зеленый свет — поведение и поступки, полезные для здоровья
Ученик или учитель зачитывает текст карточки, демонстрирующий соответствующий тексту рисунок, слайд и т.п. Дети поднимают кружок того цвета, который, по их мнению адекватен ситуации.
Затем проводится анализ ситуации: - Что произошло?
- Какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Ситуация 2.
У Миши вечером заболел зуб, потом голова, он сказал об этом маме. Мама дала ему таблетку, уменьшающую боль, и сказала, что завтра они пойдут к врачу. Миша боялся лечить зубы и поэтому утром соврал маме, сказав, что зуб больше не болит, и отказался идти в поликлинику. Когда мама ушла на работу, Миша достал из аптечки обезболивающую таблетку и выпил, ему стало легче. В школе зуб заболел с новой силой. Дома Миша выпил еще две такие же таблетки и лег спать. Проснувшись на следующее утро, Миша не узнал себя: десна и щека сильно распухли. Анализ ситуации:
- Какие ошибки допустил Миша?
- Как поступаете вы, когда у вас болит зуб?
Работа со стихотворением.
Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.
Входишь - чисто и светло.
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки.
В них пилюли и облатки,
Капли, мази, порошки.
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице.
Рыбий жир, таблетки хины
И, конечно, витамины
Витамины «А», «В», «С»!
(С.Михалков)
- О каком медицинском учреждении написано в стихотворении?
- Чем аптека отличается от магазина?
III. Аптека дома.
Многие из вас бывали в аптеке. По рецептам врача в аптеке не только продают,
но и изготавливают лекарства. Дома у каждого из вас есть маленькая аптечка,
в которой хранятся необходимые для первой помощи лекарства.
- Какие лекарства есть в вашей домашней аптечке?
- Как они хранятся?
- Как часто обновляются?
- Кто следит за состоянием аптечки?
Специалисты считают, что лучше всего для хранения лекарств подходит
отдельный специальный ящик с дверцей. Лекарства в аптечке следует
периодически заменять, так как они имеют срок годности, указанный на упаковке
по истечении которого лекарство употреблять нельзя.
IV. Оздоровительная минутка.
V. Это полезно знать.
В домашней аптечке должны находиться следующие медикаменты и
материалы: лейкопластырь, бинт, стерильные марлевые салфетки, вата,
готовые стерильные повязки, медицинский термометр, ножницы,
ацетилсалициловая кислота (аспирин), фурацилин, свинцовая примочка, йод,
жидкость Новикова, анальгин.
VI. Вывод.
- Для чего нужны лекарства? (Лекарства помогают организму справиться
с болезнью.)
В каждом доме должна быть аптечка, за содержанием которой необходимо
следить.
Детям употреблять лекарства необходимо строго под контролем взрослых!
ПРИВИВКИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ
Инфекционные болезни
1. Вступительное слово учителя.
Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного и человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др.
Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами, которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.
Источником заражения может быть кровь больного человека, Это может произойти при переливании крови или использована медицинских инструментов многоразового использования, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов. Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется восприимчивость к такой болезни — иммунитет.
2. Пиши и говори правильно (запись в тетради):
инфекция иммунитет
3. Игра-соревнование «Кто больше?».
- Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими (ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина,
столбняк, энцефалит).
- Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?
4. Оздоровительная минутка.
5. Работа со стихотворением,
Поднялась температура
Я лежу и не ропщу -
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
День лежу, второй лежу,
Третий — в школу не хожу.
И друзей не подпускают, —
Говорят, что заражу.
(С. Михалков)
— Как вы думаете, у мальчика инфекционная болезнь, или нет? Почему вы так считаете?
6. Вы уже знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая
в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни. Болезни бывают инфекционные и неинфекционные.
- Назовите инфекционные болезни, которые вы знаете.
- Как же защитить себя от этих болезней? (Закаляться, вести здоровый образ жизни.) Бывает, что этого недостаточно. И ученые-медики придумали
ещё одну защиту от таких болезней.
Анализ стихотворения С. Михалкова «Прививка»
Послушайте стихотворение и скажите, чего испугался герой.
- На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? Это нас!...
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи, и пошел...
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы ,
На добавочный укол!...
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас!...
Почему я встал у стенки?
У меня ... дрожат коленки...
— Делали ли вам прививки?
— От каких болезней?
— Как вы думаете, зачем делают прививки? (В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.)
IV. Игра «Полезно — вредно».
Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.
V. Итог урока. — Для чего делают прививки?
Токсичные вещества
Цель: формирование умения распознавать токсические вещества; ознакомить с ситуациями, когда нужно сказать «нет» на предложение «что-то» попробовать.
Задачи:
- Дать информацию о токсических веществах, понятие «ядовитость».
- Объяснить причины и последствия применения ядовитых веществ.
- Обучить навыкам осторожного обращения с ядовитыми веществами и противостоянию к употреблению токсических веществ.
Выявление знаний участников.
Обсудить, почему токсические вещества можно назвать ядовитыми; виды токсических веществ; известны ли вам случаи употребления токсических веществ.
Ознакомление с новой информацией
В форме беседы (при помощи вопросов-ответов) разъяснить: что такое ядохимикаты;
средства бытовой химии; что такое профессиональные заболевания, почему ими болеют; последствия случайного употребления токсического вещества.
Отработки навыков
Назвать вещества бытовой химии, которые в то же время опасны для здоровья — проводится в форме аукциона идей.
Ролевая игра «Умей сказать «нет!» на умение отказаться путем избегания или ухода от неправильного и неосторожного применения ядовитого вещества, на умение отказаться попробовать токсическое вещество.
(Не освещать способы употребления токсинов!)
Домашнее задание.
Обсудить полученную информацию с родителями, в том числе, где и как должны хранится ядовитые вещества, почему; что на них можно нарисовать. К следующему занятию принести такие рисунки.
Примечание: в этом занятии можно использовать игры «Необыкновенный предмет, «Электрический ток» (Все садятся в круг и берутся за руки. По часовой стрелке каждый передаёт рукопожатие, переданное ведущим. Считается по секундам, на сколько ток вернётся к тренеру.).
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
I. Беседа по теме.
— Вы знаете о том, что тело станет красивым, если его тренировать. Но достаточно ли этого для того, чтобы люди говорили «Это красивый человек»? Как вы думаете?
- Что еще нужно делать, чтобы быть здоровым и красивым? (Ответы учитель может записывать на доске.)
II. Игра «Да — нет».
На доске прикреплены рисунки: мальчик занимается спортом, девочка ест; мальчик курит; дети в позднее время сидят у телеэкрана; мальчик чистит зубы; девочка причесывается и др.
Возле рисунка, который, по вашему мнению, показывает правильные действия, чтобы стать красивым и здоровым, напишите «да» и нарисуйте цветочек. Возле рисунка, который показывает, чего делать не нужно, напишите «нет» и нарисуйте колючку.
2. Поясните каждый рисунок. Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия, сколько раз вдень?
III. Оздоровительная минутка «Деревце».
IV. Анализ ситуации (чтение учителем).
Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
Задача.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато
всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом. А всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заниматься, как Толя?
Вопросы:
- Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков:
рядом с Толей или с Колей? Какое место выберете вы?
V. Слово учителя.
Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробует ядовитые вещества. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.
Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд — никотин. Он легко проникнет в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, поташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подаёт сигнал тревоги. Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.
Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, труднее усваивает новое.
Вредные вещества часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Употребление вредных веществ полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы попробовать их. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
VI. Закрепление по теме.
— Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом (Вдыхаем часть дыма.)
— Что можно сделать в таком случае? (Отойти в другое место)
Заучивание слов:
Дым вокруг от сигарет,
Мне в том доме места нет.
— Везде ли можно курить?
— Какой знак запрещает курение? (зарисовать его).
— Если есть знак, а кто-то продолжает курить, как вы поступите?
(Можно сказать так: «Извините, но здесь курить запрещено. Можно попросить вас погасить сигарету?»)
— Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма? (Зубы, язык, легкие, сердце, мозг.)
Это нужно запомнить:
1. Курение загрязняет легкие.
2. Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
3. Курение затрудняет нормальную работу сердца.
4. От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах во рту.
VII. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
VIII. Работа в парах.
Давайте попробуем разыграть такую ситуацию.
Вы едете в поезде. Там есть знак «Не курить», но мужчина курит, дым попадает вам в лицо. Как вы поступите в такой ситуации?
1. Вежливо попросите прекратить курить.
2. Человек не знаком вам, возможно, вам не захочется просить погасить сигарету. В вагоне достаточно места, можно отойти в сторону.
— Какие слова нам помогут? (Повторение слов, которые заучивали наизусть.)
Дым вокруг от сигарет,
Мне в том доме места нет.
IX. Итог урока.
– Что помогает не следовать вредным для здоровья привычкам? (Воля, смелость)
Культура здорового образа жизни
(Урок - соревнование)
Ведущий: Дорогие участники игры, члены жюри, зрители! Напоминаем правила нашей игры. Мы задаем вопросы, а от вас ждем правильных ответов. Каждый вопрос оценивается в 5 очков. Победителей ждут призы.
1тур
Тема первая — Культура поведения
1 вопрос. Вашему вниманию предлагаются слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече:
1. Пока.
2. Здравствуйте.
3.Здорово.
4. Привет.
5. Хелло.
6. Доброе утро.
Задание: какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?
(Варианты ответа — 2, 6).
1 вопрос. Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
3. Здравствуйте, позовите Машу.
4. Здравствуйте, извините пожалуйста. Маша дома? (Вариант ответа — 4).
3 вопрос. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш ва ант наиболее вежливого выражения просьбы.
1. Можно войти?
2.Я войду?
3. Извините, можно войти? (Вариант ответа — 3).
4 вопрос. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произносите при этом?
1. Пропустите меня, я выхожу.
2. Разрешите пройти.
3. Извините, можно пройти? (Вариант ответа — 3).
Тема вторая — Человек и окружающий мир.
1 вопрос. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что...
1. Они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
2. Они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут растут, приносят потомство, умирают.
3. Они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, приносят потомство, умирают. (Вариант ответа — 1)
2 вопрос. Человек - часть...
1. животного мира
2. природы
3. растительного мира (Вариант ответа — 2)
3 вопрос. Чем человек отличается от животных...
1. Человек видит, слышит, чувствует.
2. Человек изменяет окружающую природу.
3. Человек мыслит, обладает речью, трудиться. (Вариант ответа — 3)
4 вопрос. Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться, он должен...
1. быть здоровым.
2. знать свой организм.
3. жить, расти среди людей. {Вариант ответа — 3)
Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку и выясним значение волшебных слов.
1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого... (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит... (добрый день).
3. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (спасибо).
4. Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь... (здравствуйте).
5. Когда нас бранят за малости, Говорим... (прости, пожалуйста),
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
II тур
Тема первая - «Культура общения». 1 вопрос. Все вы, конечно, знаете сказку «Три медведя». Давайте
представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.
Задание: какой вариант разговора вам понравился больше всего?
(Выходят три девочки, и каждая произносит одну фразу).
1. Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2. Медведи! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за
беспокойство и беспорядок, я вам помогу все убрать.
3. Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины. (Вариант ответа — 2).
2 вопрос. Все вы, наверняка, любите получать подарки. Вспомните сказку
К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Приходили к мухе блошки. Приносили ей сапожки, А сапожки не простые -В них застежки золотые.
Внимание! С какими словами вы бы приняли подарок и поблагодарили за него? (Выходят три девочки, и каждая «обыгрывает» свои слова).
1 -я рассматривает сапожки и говорит:
Что за чудные сапожки! Где вы их достали, блошки? Буду их всю жизнь носить И весь век благодарить!
2-я держит в руках сапожки и говорит:
У меня уж есть сапожки, И получше этих, блошки. Их отдам своей сестре, Что живет на той горе.
3-я примеряет сапожки и говорит:
Вам спасибо, мои блошки, За прекрасные сапожки, Ох, какое будет горе, Если мне они не в пору. (Вариант ответа — 1).
Тема вторая - «Человек и его здоровье»
1 вопрос. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
1. физиология 2.зоология 3. анатомия (Вариант ответа — 3).
2 вопрос. Зачем нужно знать свой организм?
1. чтобы сохранять и укреплять здоровье
3. Это полезно помнить.
Разговаривай только со знакомыми людьми. Садитесь в машину знакомых тебе людей.. Остерегайся ядовитых. неизвестных веществ!
4. Работа с древом решений.
Нарисуйте свою половину дерева решений. Я уверена, что каждый из вас сможет принять правильное решение, и не позволит причинить вред своему здоровью.
5. Игра «Давай поговорим»
Я думаю, что общение в общественных местах с незнакомыми людьми иногда может быть опасным. А вы как считаете?
Тема третья - «Вредные привычки»
Ведущие. Итак, вы узнали, как следует заботиться о своем здоровье. Но есть люди, которые не помогают здоровью, вредят себе. Что может навредить твоему здоровью?
• Здоровью вредит курение.
• Вредно переедать, есть много сладкого.
• Вредно мало двигаться, долго и много сидеть у телевизора, компьютера, сидеть согнувшись.
• Вредно есть немытые фрукты и овощи.
• Очень вредят своему здоровью сладкоежки, любители конфет, тортов, пирожных. Почему вредно есть много сладкого? (От сладкого портятся зубы. От сладкого портится аппетит. От сладкого полнеют. Вспомните, как Винни-Пух застрял в норе у Кролика.)
• Назовите вредные привычки, которые мешают быть здоровыми, подтянутыми, красивыми. (Курение, привычка грызть ногти, грызть карандаш или ручку, ковырять в носу и др.)
А чем вредны эти привычки? (Дети анализируют и аргументируют свои высказывания.)
• А как от них избавиться? (Предложения детей.)
Ведущий. А сейчас выполните наше задание — придумайте рекламу здорового образа жизни.
Дети по микрогруппам, обдумывают сценарий, а потом разыгрывают
придуманную рекламу.
В заключение игры подводятся общие итоги.
Дети кратко формулируют правила, следуя которым, они позаботятся о своем
здоровье.
«Антиалкогольное воспитание детей в семье».
Родительское собрание
Цели: - ознакомить родителей с причинами, побуждающими детей к употреблению спиртных напитков,
- убедить родителей к созданию в семье здоровой атмосферы и взаимопонимания.
«Бедность и преступления,
нервные психические болезни,
вырождение потомства —
вот что делает алкоголь»
(В. М. Бехтерев).
Ход собрания.
Алкоголизм — негативное социально-психологическое явление. Пагубное воздействие алкоголя на организм человека, его здоровье, умственные возможности, дееспособность, нравственность, поведение. Отрицательное влияние алкоголизма и пьянства на воспитание детей, нравственную атмосферу семьи, ее структуру,
Разрушающее действие алкоголя на детский организм, активное повреждение алкогольным ядом развивающихся органов и тканей ребенка и как следствие этого умственная, психическая и физическая неполноценность, отклонения в поведении и т. п.
Причины алкоголизма и пьянства. Факторы, способствующие их росту: неизжитые бытовые традиции, отставание культурных потребностей и духовных запросов от уровня благосостояния, отсутствие целенаправленной увлекательной деятельности, рост нагрузок на нервную систему человека и употребление алкогольных напитков для эмоциональной разрядки, попустительство к явлениям пьянства и алкоголизма в отдельных коллективах, недостаточная антиалкогольная пропаганда среди населения и др.
Причины, побуждающие детей к употреблению спиртных напитков: праздничные застолья с употреблением алкогольных напитков, воспринимаемые детьми как норма жизни; отсутствие высокого нравственного образца в семье, в первую очередь отца, матери; отсутствие целенаправленной совместной деятельности (трудовой, спортивной, духовной и т. д.) родителей и детей; приобщение ребенка в отдельных семьях к «безобидным» малым дозам спиртных напитков; нетрезвый образ жизни родителей.
Пути антиалкогольного воспитания детей:
здоровая нравственная атмосфера семьи и трезвый образ жизни родителей;
педагогика сотрудничества родителей и детей (взаимопонимание, взаимоуважение, взаимосострадание, взаимодоверие, взаимная деятельность, взаимная радость, любовь родителей к детям и детей к родителям);
приобщение детей к физической культуре и спорту;
формирование негативного отношения к алкоголизму и пьянству путем разъяснения пагубного воздействия алкоголя на организм человека, его здоровье, нравственность, поведение;
формирование у детей здоровых интересов, приобщение их к высокой духовной культуре.
Педагогические ситуации для обсуждения.
1. Второклассник Толя вбежал в квартиру и взволнованно выпалил: «Мама, папа, а в нашем дворе за сараями ребята вино пьют. Игорь тоже пьет» (Игорь - подросток, двоюродный брат мальчика).
Как вы поступите в данной ситуации: пойдете во двор, чтобы поговорить с подростками? Проведете с сыном беседу о непристойном поведении подростков, о вреде алкоголя? Посоветуете Толе не вмешиваться в дела старших ребят? Или предпримете что-нибудь иное?
2. Наблюдая за родителями и гостями на одном из праздничных застолий, первоклассница Таня обратилась к взрослым: «Почему вы пьете вино? Оно же губит здоровье».
Как вы поведете себя в данной ситуации: одернете девочку, напомнив о бестактности вопроса? Будете доказывать, что взрослым можно по праздникам немного выпить вина? А может быть, этот наивный детский вопрос заставит вас сделать разумный вывод — навсегда отказаться от употребления алкогольных напитков ради будущего дочери?
Литература:
- Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. «Все цвета, кроме чёрного» (рабочая тетрадь 2-4 кл.),
Москва, «Вентана-Граф» 2004 г.
- Н. И. Дереклеева «Справочник классного руководителя.
1-4 классы», Москва, «Вако» 2003г.
3. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина «Школа докторов природы», Москва, «Вако» 2004 г.
4. Осипова М. П. «Воспитание» (пособие для педагогов)
Минск, «Экоперспектива», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Программа факультативного курса «Мои права».
Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...
Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"
Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край» Пояснительная записка Программа факультатива «Мой родной кр...
Программа факультативного курса "Уроки докторов здоровья"
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и ум...