БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ "ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ ?"
методическая разработка (1 класс) по теме

Куликова Раиса Валентиновна

Родителям об особенностях темперамента и характера младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_s_roditelyami.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Почему они такие разные?

Родителям об особенностях темперамента и характера младших школьников.

«Почему они такие разные?»

Цель:

  1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников гармоничного характера.

Форма:

  1. Информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники:

  1. Классный руководитель, родители, школьный психолог.

Подготовительный этап:

Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, отбирает ситуации для практикума, приглашает школьного психолога.

Оборудование, оформление:

  1. Выставка литературы по теме собрания.
  2. Таблицы по теме собрания.
  3. Рабочие места для групп родителей по 5-7 человек.
  4. Бумага, карандаши, фломастеры.

Ход информационно – аналитической беседы.

  1. 1 Вступительное слово психолога школы.

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о воспитании гармоничного характера. Мы хотим, чтобы у наших детей был хороший характер. Из чего он складывается?

Греческий философ Аристотель определил хороший характер как склонность к добропорядочному поведению – как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В современной психологии принято считать, что характер (греч.- чеканка, отпечаток) – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих для нее типичные способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называются чертами характера. В зависимости от преобладания различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Понять, что в характере и поведении ребенка и в своем собственном обусловлено  природой, значит во многом предотвратить бесплодные попытки укротить и переделать ее. Это избавит многих родителей и детей, пытающихся стать как некто, с их точки зрения, достойный восхищения и подражания, от бесполезной траты времени, нервов и направит их усилия на развитие социально обусловленных черт характера и поведения.

К числу природных особенностей человека относятся свойства нервной системы, темпераментные и конституциональные особенности. С ними связана работа нервной системы, динамики человеческого поведения, обменные процессы, энергетика. Близко к ним стоят половозрастные особенности личности и индивидуальности.

Выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов, живший в XIX веке, писал: «Человечество в бессилии остановилось перед загадкой головного мозга». Разгадать ее пытаются ученые уже второе столетие, но этот серый кусочек материи хранит еще много тайн. При внешней компактности и монолитности головного мозг успевает вмешаться в работу всех функциональных систем человеческого организма. Головной мозг является важнейшей составной частью нервной системы. Врожденными, неизменными свойствами нервной системы являются сила, подвижность и уравновешенность.

Формирование нервной системы человека происходит в период внутриутробного развития на втором месяце беременности. Тогда же закладываются и ее свойства. Таким образом, новорожденный младенец уже обладает определенным набором свойств нервной системы, и они будут предопределять его последующее психическое развитие, регулировать процесс формирования общих способностей: работоспособности, трудоспособности, способности к обучению, приспособлению или адаптации, способности к саморегуляции и другое.

Родители маленьких детей становятся своеобразными заложниками врожденных свойств нервной системы своих отпрысков. Переделать психику ребенка невозможно!

        Знание основных свойств нервной системы своих детей позволит родителям правильно регулировать их жизнедеятельность, предупреждать появление нежелательных форм поведения и отклонений. Для их определения совсем не обязательны специальные тесты, достаточно простого наблюдения и сопоставления. Свойства нервной системы составляют базу всего дальнейшего психического развития ребенка. Это первая из природных особенностей, с которой родителям и педагогам приходится сталкиваться с момента рождения и на протяжении всех последующих лет жизни ребенка. Учет их может выразиться в правильном планировании, разработке режимов дня, учитывающих индивидуальные особенности, в применении необходимой системы ограничений.

Остановимся более подробно на темпераментах особенностях личности.

 Термином «темперамент» обозначают динамические особенности поведения. Его физиологической или природной предпосылкой является тип высшей нервной деятельности, определяемый сочетанием свойств нервной системы. Именно темперамент регулирует скорость возникновения, изменения и затухания эмоциональных процессов, их интенсивность, склонность к сохранению определенного вида деятельности или стихийной смене его, легкость, с которой человек преобладает новые формы поведения (умения, навыки, привычки) и изменяет их.

Принято считать, что существует четыре основных типа темперамента – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

I тип – сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический темперамент (сангвиник)

        Ребенок-сангвиник знает себе цену. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. С ним интересно и легко. Сангвиник может приспособиться к разным условиям. Он безболезненно и быстро адаптируется к новому. Легко «включается» в любую деятельность. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. Его движения – уверенные, точные. Речь выразительная, быстрая, живая с мимикой и жестами. Он без эмоций переносит наказания. Целый день у него хорошее настроение. А если даже и печалится, то кратковременно и ненадолго. В нем все, пожалуй, гармонично. Такой ребенок – источник оптимизма. Ему обычно суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками, совершая то, на что из них никто не может быть способен.

        Однако ждать от таких детей стойких привязанностей и увлечений почти не приходится. Их школьные успехи опираются на сообразительность, легкость переключения и распределения внимания, а неуспехи объясняются отсутствием усидчивости, недостаточной сосредоточенностью. Заставить ребенка-сангвиника делать то, что у него не получается, практически невозможно.

II тип – сильный, уравновешенный, инертный – флегматический темперамент (флегматик)

        Такой ребенок – не спешащий никуда, копуша. Он делает все неторопливо. Он не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он – «увалень», «медведь». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Такой ребенок всегда сдержан и кажется нам малоэмоциональным. Однако чувства его глубоки и постоянны. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Ребенок флегматик не по возрасту миролюбив. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь не отличается от нормы.

        Все возрастные навыки у флегматика формируются с трудом и очень долго. Его можно многому научить и невозможно или же, по крайней мере, трудно переучить. Флегматик очень медленно адаптируется к детскому коллективу. Авторитет среди сверстников ребята-флегматики обретают за счет упорства и настойчивости в достижении поставленной цели. Кроме того, они обычно хорошо учатся. Но встречаются среди них и тугодумы. Такие добиваются положительных результатов лишь зубрежкой.

III тип – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерический темперамент (холерик)

        Пожалуй, этот темперамент – один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий родителям бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Есть тождество между отдельными чертами у холерика и возрастной характеристикой ребенка. Холерик всегда колоритен, похож на самый красочный портрет. Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребенок загорается как спичка. Его энергия неиссякаема, и шалости неизмеримы. Порой кажется, что у него есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Борец, задира. Он часто бросает начатое дело ради других занятий. Рядом с ним обычно все «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна. Обычно эти дети быстро приспосабливаются к детскому коллективу и очень трудно к требованиям учебных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием и не в силах вынести, когда цель наказания – лишение свободы. Свободолюбие их – безгранично. Потребность в новых впечатлениях побуждает их к исследовательской активности. Игры со сверстниками часто заканчиваются ссорами и даже потасовками. Страх неизвестности, собственной несостоятельности часто делает таких ребят грубыми, несдержанными. Эти формы поведения представляют собой защитную реакцию на неприятные переживания и мысли. В суждениях школьников-холериков часто звучит безапелляционность, просматривается заметная непоследовательность. Ранее любимые ими педагоги и учебные предметы через короткое время могут стать нелюбимыми и наоборот. Круг их знакомых очень широк и пестр по составу. С одними они играют, с другими контактируют по поводу школьных поручений и подготовки домашних заданий, с третьими их связывает общность увлечений, четвертые  им просто симпатичны.

IV тип – слабый меланхолический темперамент (меланхолик)

Не все ученые согласны до сих пор, что есть вообще этот темперамент, так как он просто показатель слабости ребенка, а темперамент нужен для того, чтобы выжить, поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером. Меланхолики сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» гораздо менее чувствительнее их. Они очень ранимы. Запасы слез у них неистощимы. Они всего боятся, застенчивы, робки, нерешительны. Они почти не верят в свои силы. Любой из них зацикливается на неудачах и наказание воспринимает как неудачу. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. От любой деятельности мгновенно устают. Соматические расстройства у таких детей могут быть связаны с нервными потрясением. Если ребенок не любит ходить в школу, приближается контрольная работа, экзамен или любое другое ответственное мероприятие, то у ребенка может подняться температура, появиться жидкий стул или любые другие проявления заболевания. Однако проблемы со здоровьем не являются признаком трусости, а лишь следствием неспособности нервной системы этих ребят выдерживать сильные эмоциональные нагрузки.

        Обычно меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы. Движения их неуверенны, бедны м часто суетливы. Речь тихая, но выразительная. Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться в детских коллективах. Но зато они очень отзывчивы и добры, тонко чувствуют музыку, прекрасно разбираются в настроении других людей, интуитивно реагируют на дружелюбие и враждебность в свой адрес. С возрастом у них развивается такая черта, как наблюдательность, способность к сопереживанию. Это очень важные черты, которые имеют непреходящее значение в сфере человеческих взаимоотношений.

        

        Это основные темпераменты и стили поведения детей. Практически навряд ли вы найдете ребенка «чистого» флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал всем вышеперечисленным стандартам. Чистых темпераментов в природе почти нет, однако у всех нас какой-нибудь один – преобладает. Это особенно наглядно после семи лет, когда уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.

        Не путайте темперамент с характером. Характер – это то, что можно приобрести в процессе жизни. Он создается воспитанием. А темперамент вы не создадите. Ребенок с ним рождается, а старик умирает. Однако, формируя характер, мы учимся им управлять. Формируется характер в результате убеждения, внушения, чьего-либо примера, то есть в результате целенаправленного воздействия взрослых на сознание и поведение ребенка. Воспитателям необходимо принимать в расчет связи характера и темперамента, то есть природной и социальной обусловленности, и своевременная корректировка воспитательных воздействий позволит избежать нежелательных ошибок, принесет и родителям, и детям больше радости от общения.

  1. Практикум для родителей.
  2. Каждой группе родителей раздаются карточки с описанием ситуаций. Прочитав их,  необходимо будет ответить на приведенные ниже вопросы.

Ситуация 1

        Представьте себе, что в комнате находятся четыре ребенка с различными темпераментами, и в это время за окном раздались крики людей, лай собак. Один ребенок тут же открыл окно и стал выяснять у приятелей, что же произошло. Другой выглянул на улицу, оценивая ситуацию, а третий, не спеша, невозмутимо спокойно продолжил свою игру. Четвертый, с испугом, спрятался в шкаф.

        Определите темперамент каждого ребенка.

 Ситуация 2

        Юля целый час собирается в школу. Она тщательно собирает портфель, ищет свои вещи. А мама торопится на работу и взвинчена до предела. Она вообще очень отличается от Юли. Целый день активна, подвижна, все успевает.

        Когда Юля неторопливо и обстоятельно застегивала пуговицы на пальто, мама не выдержала и отшлепала девочку. Но Юле было совсем непонятно: за что? Ведь она, как никогда, старалась изо всех сил.

  1. Правильно ли поступила мама Юли, наказав дочь за свойственную ей неторопливость?
  2. В чем причина ее нетерпимости к ребенку?
  3. Как бы поступили вы на ее месте?
  4. Как надо было поступить?

Родители обмениваются мнениями о полученной информации, задают вопросы психологу и учителю.

Памятки родителям

        Как лучше воспитывать сангвиника

  1. Стремитесь выработать у ребенка-сангвиника устойчивые интересы.
  2. Учите терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца.
  3. Как можно больше поощряйте за нравственность его поступков.
  4. Искореняйте небрежность и поверхность при выполнении заданий.
  5. Учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.

Как лучше воспитывать флегматика

  1. Пытайтесь выработать любознательность и сделать его инициативным.
  2. Учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений  и как рационально распределить время.
  3. Не раздражайтесь медленными темпами, а ускоряйте их, применяя игровую деятельность.
  4. Учите полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого –то и быть добрым.
  5. Старайтесь прививать навыки общения и развивать его коммуникабельность.
  6. Играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость. Поощряйте, когда он выполняет правила игры. Любыми способами пробуждайте сообразительность и воображение ребенка.
  7. Следите за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время тормошите его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств – в их нищенскую скудность.

Как лучше воспитывать холерика

  1. Направляйте бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  2. Учите обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывайте настойчивость и сдержанность.
  3. В зачатке погашайте любую агрессивность.
  4. Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы. Игры должны быть спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
  5. Не забывайте, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.
  6. Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал. Да, да, не уговаривать, а требовать…
  7. Помните, что холерик реагирует обычно только лишь на требования родителей.

Как лучше воспитывать меланхолика

  1. Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
  2. Старайтесь поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
  3. Нацеливайте его лишь на посильные задания и помогайте вовремя их исполнить.
  4. Учите, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
  5. Поддерживайте его самостоятельность.
  6. Воспитывайте в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
  7. Учите бесстрашию и помогайте избавиться от страхов.
  8. Ни в коем случае, даже из благих побуждений не запугивайте его.
  9. Старайтесь вызвать больше положительных эмоций.
  10. Учитывайте, его впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность.

Как не надо вести себя родителям с детьми с различными темпераментами

  1. Не пытайтесь подавить особенности темперамента ребенка.
  2. Не старайтесь изменить врожденный темперамент на более угодный вам и превратить холерика в сангвиника, сангвиника в флегматика и меланхолика и наоборот.
  3. Не демонстрируйте все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
  4. Не ругайте ребенка, постоянно раздражаясь от того, что не таким, как вам хотелось бы, он уродился.
  5. Не стремитесь укротить и обуздать неукрощающийся темперамент ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский прект натему "Школьный ранец"

Содержание   Введение 1.1. Почему я стала заниматься этим проектом? Школьный ранец и правильная осанка ребёнка 2.1. Этимологический анализ слова «портфель», «ранец» ...

доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"

В докладе говорится  как реализовывать принципы  в работе с одарёнными детьми....

Описание картины художника Натана Альтмана "Портрет Анны Ахматовой"

Художественная иллюстрация - это важнейший элемент, играющий большую роль не только в познавательном значении, но и в эстетическом воздействии на  личность обучающихся. Иллюстрации помогают...