Программа кружка
календарно-тематическое планирование по теме
Программа кружка "Умники и умницы" для начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.zip | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ №6» г.Лысьва
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Умники и умницы»
Автор: учитель начальных классов
Утробина Ольга Ивановна
Г.Лысьва, 2011 г
Программа кружка « Умники и умницы»
Программа рассчитана на учащихся 2 класса
Срок реализации программы – 1 год.
Пояснительная записка.
Широко известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной активности. В процессе учебной работы из наблюдений и диагностик были выявлены дети, которые легко усваивают учебный программный материал, которым необходимо дальнейшее интеллектуальное развитие, которых необходимо обучать решению нестандартных задач. Эта работа возможна при дополнительном образовании.
Данная программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, с включением новых элементов, материала повышенной трудности, заданий творческого характера, исследовательской и проектной деятельности. Программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Актуальность работы кружка: необходимость развития интеллектуальных способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- создание условий одаренным детям для реализации их способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Участники образовательной программы: учащиеся 2 «Г» класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 29 занятий в год (1 часа в неделю ).
Основные виды деятельности:
- решение логических задач по разным отраслям знаний
- выполнение олимпиадных заданий
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического развития.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Мониторинг результативности работы с учащимися по программе :
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
- участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы: интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
- языковые логические задачи (12ч)
- математические логические задачи (12ч)
- логические задачи на применение общих знаний (5 ч)
Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Умники и умницы»
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
«Огородные» сказки. | Обучение решению математических логических задач. | |
«Биография» слов | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Углубление знаний по фонетике русского языка. Раскрытие «секретов» звуков и букв русского алфавита | |
Наши имена | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. | |
Весёлая геометрия | Обучение решению математических логических задач. | |
«К тайнам слова» Многозначные слова. | Углубление знаний о морфемах, о заключённых в них значениях. Раскрытие «секретов» некоторых морфем. Способы и средства образования слов. Значение слов. | |
Закономерности | Обучение решению математических логических задач. | |
Слова-друзья | Развитие умения читать «смысл» слова, определять значения, заключённые в морфемах. | |
Игра «Калейдоскоп» | Решение логических задач на применение общих знаний | |
Логические задачи | Решение математических логических задач. | |
Слова-близнецы Каждому слову своё место. | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Обучение решению языковых логических задач. | |
Порядок возрастания и убывания | Обучение решению математических логических задач. | |
Ищем рифму | Решение языковых логических задач. | |
Игра «Сто к одному» | Решение логических задач на применение общих знаний. | |
Подмечаем, сравниваем, анализируем, | Решение математических логических задач. | |
Головоломки | Обучение решению языковых логических задач. | |
Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Решение логических задач на применение общих знаний. | |
Фразеологизмы | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Решение языковых логических задач. | |
Уравнения | Решение математических логических задач. | |
Ребусы | Решение языковых логических задач. | |
Задачи на соображение и логическое рассуждение. Логические задачи. «Чудо-дерево» | Обучение решению математических логических задач. | |
Чайнворды | Обучение решению языковых логических задач. | |
Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица. | Решение математических логических задач. | |
Загадки - шарады | Обучение разгадыванию шарад. Решение языковых логических задач. | |
Блиц-турнир по решению задач | Решение логических задач на применение общих знаний. | |
Лабиринты | Решение математических логических задач | |
Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению. Решение языковых логических задач | |
Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач | |
Как появились предложения | Решение языковых логических задач. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц. Прямой и переносный смысл речевых оборотов | |
«Путешествие на остров сокровищ» | Обобщение знаний .Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. | |
Литература:
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Занимательное азбуковедение, Москва, Просвещение, 1994
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике», М., 1995
- Т.В.Ходова Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Айрисс-пресс, Москва,2007
- Олимпиадные задания для 2 класса. Сборники заданий.
- Интеллектуальный марафон для 2 класса. Сборники заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...