Беседа "О равнодушие и добре"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КЛУБНЫЙ ЧАС
«О РАВНОДУШИИ И ДОБРЕ»
Провела: Климанова Т. А.
Воспитатель ГПД
ЦЕЛИ:
- дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется « ПЛОХО»
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Ещё раз скажите, как называется рассказ?
- И что же плохого сделали мальчики?
Ведь они не напускали пса, они никого не били. ( Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? ( О равнодушии.)
- Подберите слова – синонимы, близкие по значению к слову « равнодушие»
( Чёрствость, безразличие, наплевательство, зло)
- А теперь – слова антонимы, противоположные по значению слову «равнодушие»
( Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, добро)
МОЛОДЦЫ! К вопросу о добре и зле мы вернёмся позже. А теперь я расскажу вам одну историю.
Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц _ Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: « Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: « Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят.
- Кто себя проявил лучше всех? ( Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице.)
- А что именно вам понравилось меньше всего?
( Грубость Иры и Коли: равнодушие окружающих, поведение Пети)
Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие – это ещё не всё. Подумайте как следует.
-Вы считаете, что из ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего?
( Может быть и были)
Но они что-нибудь сделали?
Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному – это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.
Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? (примеры)
РАБОТА В ГРУППАХ.
Перед вами на листах написаны высказывания известных людей. Ваше задание:
В группах вы обсуждаете значение этого высказывания, а потом выбираете одного представителя от группы. Этот человек должен выразительно прочитать высказывание и кратко объяснить, какое толкование этим словам дала его группа.
-« Легко скрыть ненависть; трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть
равнодушие!» ( Л. Берне)
- « Желание - половина жизни: безразличие – половина смерти». (Х. Джебрам)
-« Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». ( Л. Толстой)
-« Обратная сторона хорошего – дурное». ( Л. Ландау)
-« Не будь повержен злом, но побеждай зло добром». ( Апостол Павел)
-« Лучший способ приободриться – приободрить другого». ( М. Твен)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В заключение я хочу рассказать одну басню. Она называется « Старый дед и внучек».
Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текла назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь будет кормить его из лоханки ( лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет. Что-то мастерит. Отец спросил: « Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: « Это я , батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Почему заплакали муж с женой?
- Почему ребёнок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
- На какую пословицу еле поговорку похожа эта история?
( Как аукнется – так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие).
Раз уж тему беседы вы формулировали сами, то и вывод сформулируйте тоже сами. Его можно проиллюстрировать примерами из жизни.
А сейчас , я прочитаю стихотворение замечательной поэтессы Агнии Барто, которое подходит к нашей теме.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
-« Там жук живой!»
-« Откроем раму!»
-Почему я включила это стихотворение в нашу беседу?
- А как поступили бы вы?
ВЫВОД: нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: « Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Равнодушие и милосердие
Воспитание чувств милосердия и взаимопомощи, потребности у учащихся к совершению добрых поступков....
Классный час на тему "Что такое равнодушие "
Классный час включает в себя стихотворения, сценку, советы для ребят....
Презентация к классному часу "Жестокость, равнодушие и сочувствие"
презентация к классному часу...
Классный час. 3 класс Тема: Равнодушие и милосердие.
Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.Задачи:1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков....
Клубный час "О равнодушие и добре"
Конспект мероприятия...
О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лжи
материал к уроку...
Классный час «О равнодушии и добре»
Классный час «О равнодушии и добре»...