К нам на крыльях опускается Пасха яркая с небес...
классный час (3 класс) на тему
Материал знакомит учащихся с историей и символами праздника Пасхи. Воспитывает уважение к православным традициям и обычаям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Внеклассное мероприятие:
«К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес…»
Подготовила: Радионова
Галина Фёдоровна
2013 год
Цель:
- приобщение учащихся к традиции празднования пасхи, к значимым событиям православной культуры.
Задачи:
- уточнить и расширить знания детей о празднике Пасхи; об особенностях подготовки и празднования этого праздника на Кубани;
- развивать речь учащихся и мышление;
-воспитывать в детях уважение к православным традициям и обычаям;
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, выставка рисунков, «Колокольный звон», поделки, крашеные яйца, салфетки, краски, заготовки яиц.
Ход классного часа
1 Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
Забудьте проблемы, тревоги, печали
Всё то, что гнетёт и тревожит Вас
С улыбкой на лицах мы начинаем,
Светлый и радостный классный час!
Ученик: ( Жданов Александр)
Сердце с бедами свыкается-
Но когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднует семьёй.
Рано утром разговеемся
По укладу стариков.
И любить, и жить надеемся
Ещё тысячу веков.
Учитель: О чём же мы сегодня будем говорить с вами? (ответы детей)
В этом году когда будет праздник Пасхи? (5 мая)
Как вы понимаете слово «пасха»?(ответы детей) - Слайд 2
У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в Пасху. Все люди в эти праздничные дни старались заниматься благотворительностью.
Как вы понимаете слово «благотворительность»? (слайд 3)
Благотворительность — оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.
-Подумайте, а чтобы хорошего вы могли бы сделать для своей школы, города, страны?(ответы детей)
Учитель: Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – самый большой православный праздник. Праздник Пасхи длился неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.
А кто такой Иисус Христос? (Федоренко Елена) – слайд 4
Ребята, внимательно послушайте Лену и ответьте на вопрос:
- Чему учил Иисус Христос людей?
Иисус Христос — Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. По воле Бога Отца и из сожаления к нам, грешным людям, Иисус Христос пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Иисус Христос учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Иисус Христос умер на кресте и воскрес в третий день. Теперь как Богочеловек Он
пребывает на небе со Своим Отцом. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Христос снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых. Слайд 5
Учитель: Почему же одним из символов Пасхи стало окрашенное в красный цвет яйцо? Об этом нам расскажет Синяков Коля - слайд 6
Я хочу рассказать одну легенду.
После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мари́я Магдали́на — преданная последовательница Иисуса Христа , христианская святая, мироносица, которая следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
Пришла она в Рим, в императорский дворец. Протянула она императору Тиберию простое куриное яйцо в подарок и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!»
Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Яйцо –символ новой жизни ,символ надежды. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет – цвет крови Христа.
2.Физминутка
Мы уже сказали, что весной пробуждается природа, все растения тянутся к солнышку. (Дети потягиваются на носочках)
Подул лёгкий весенний ветерок закачались деревья (дети покачиваются)
Ветерок утихает (дети садятся)
Учитель: Мы с вами живём на Кубани. На Кубани, как и во всей России, ждали этот праздник, готовились к нему.
Заканчивался Великий пост.
А как вы понимаете слово пост?
Пост - запрет на определённый срок приёма всякой пищи или отдельных её видов (особенно мяса, рыбы, молочных продуктов).
Как готовились к празднику Пасхи на Кубани нас познакомит Панасюк Маша ?
Слайд 7
Мужчины наводили порядок на своих подворьях. Женщины торопились после зимы новым веником собрать паутину по углам и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали их, белили хаты изнутри и снаружи.
Глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок специальной муки для пасхи. Его бережно заносили в хату.
- Вся неделя после Пасхи – называется пасхальной или светлой седмицей. Всю неделю на Руси проходили торжества, веселье. Люди ходили, друг к другу в гости, накрывали хозяева праздничный стол. Пасхальный стол отличался великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали на стол 40 различных блюд, по числу дней истекшего поста. Обязательно на столах стояли куличи и крашеные яйца
Учитель:
- Расскажите, а как в вашей семье готовятся к Пасхе? (ответы детей)
3.Надеина Диана (Проект «Пасха в моей семье»)
Мой проект называется «Пасха в нашей семье».
В нашей семье Пасха –главный праздник. К нему мы готовимся очень ответственно.
Каждый год моя бабушка печёт куличи, пироги и красит яйца.
В прошлом году мне бабушка наконец-то разрешила помочь ей испечь пасхальные угощения и украсить стол яркими, красочными варёными яйцами.
Моя цель: научиться выпекать сдобу и красить яйца.
Задачи, которые помогут мне достичь цели:
- узнать как правильно приготовить тесто и какие продукты для этого понадобятся;
- как правильно покрасить яйца;
У бабушки я узнала о её секретах в выпечке праздничной сдобы.
Вместе принялись за работу. Сначала я насыпала в чашку муку, добавила соль, яйца , сахар и маргарин. Замесила тесто.
Первым блюдом был творожный пирог: для этого я раскатала тесто и положила в сковороду, смазанную маслом- сверху положила творог и бабушка помогла пирог украсить кусочками из теста. После этого пирог был отправлен в духовку.
Следующие были пирожки с капустой , а потом и пасха.
Пока сдоба готовилась, бабушка приготовила краску для покраски яиц.
Я быстро справилась с этой задачей : блюдо для крашенных яиц было наполнено через полчаса.
Я получила удовольствие, работая вместе с бабушкой, а ещё большее удовольствие, когда вся семья восхищалась моим пирогом.
Я считаю, что цель, которую я ставила перед собой достигнута. Теперь точно знаю, чтобы выпечка получилась - нужна аккуратность, внимательность, трудолюбие и старание.
- слайд 8 -11
Учитель: Слайд 12
- Есть такой обычай – обмениваться крашеными яйцами на Пасху и ещё принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".
С этими словами люди обнимались, прощая друг другу обиды и недоразумения, а может быть и злобу.
В России, как и в других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонит благовест. Всю Светлую седмицу — неделю после Пасхи — любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. ( слушание Колокольного звона)
4. А кто знает, в какие пасхальные игры играли наши предки?
Пасхальная игра «Катание яиц»
Немченко Полина. Слайд 13
Каждый год на Пасху я со своими родственниками играю в игру «Катание яиц» о ней мне рассказала моя бабушка, которая тоже играла в эту игру когда была маленькой. Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток», но мы взяли кусочек шифера, который положили на кирпич. Вокруг него освободили ровное пустое место, на котором разложили крашеные яйца и конфеты. По очереди подходили к «катку» и катали каждый своё яйцо, выигрывали тот предмет, который яйцо коснулось.
Учитель: Катание яиц с наклонной плоскости. Есть другой вариант: у кого дальше укатится яйцо, тот и победит.
А сейчас мы с вами поиграем в пасхальные игры.
1.-«Чокаться» яйцами, стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
2. - По команде дети одновременно раскручивают крашенки. Чьё яйцо дольше всех прокрутится, тот и победил.
3.-Играющие садятся напротив друг друга и катают крашенки, крашенки сталкиваются: чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
Ребята, я познакомила вас с некоторыми из игр и надеюсь, что вы запомнили их и сможете поиграть со своими сверстниками, тем самым вы сохраните традиции народа, которым суждено быть вечными.
5.Практическая работа.
Учитель: Сначала люди красили яйца только в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные- цвета. И назывались эти яйца…..? (крашенки)
Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали плёночку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, плёночка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово.
Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца….? (писанки). Слайд 14
Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое «прочитать» в изображениях. Самые распространенные узоры на писанках – это солнечные знаки. Солнце согревает души людей, дарит им свет, разгоняет тёмные силы, без солнца не может быть жизни на земле, всё живое тянется к солнцу.
На писанках можно увидеть и растительные узоры: листочки, веточки, травинки, цветы -это жизнь.
Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
Я предлагаю вам, ребята, сегодня тоже создать свой шедевр- расписать пасхальное яйцо. Самое главное правило- расписанное пасхальное яйцо, отображает внутреннее состояние человека, расписавшего его, его ощущение и настроение. Поэтому начинать работу надо с добрыми мыслями и открытой чистой душой.
6. Подведение итогов.
-Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?
- Где вы сможете применить эти знания?
7. Рефлексия
Оцените свою работу. Если у вас всё получилось на уроке - покажите мне солнышко, которое улыбается.
Если что-то не получилось- грустное солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.А.Жуковский "Вечер", "Там небеса и воды ясны","Загадки"
Особенности форм и содержания стихов В.А,Жуковского...
КРАСОТА НЕБЕС 4 класс 2012 г
Зачем нужно охранять красоту природы: ради человеческих потребностей или ради нее самой? Нужно ли украшать дикую природу? В каких случаях эстетическая ценность природы вызывает природоохранную м...
Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе
Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...
Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"
Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре, народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в со...
"Записки на небеса" история о Ксении Петербуржской
История о Ксении Петербуржской или Ксении Блаженной заставит задуматься о добрых человеческих чувствах и о любви к ближним...
"Там небеса и воды ясны"
Конспект занятия по творчеству художника В.А. Гришина....
Интерактивная игра "В небесах, на земле и на море"
Игра для учащихся 3-4 классов, посвященная Дню защитника Отечества"...