Загадка
классный час (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Макарьевская основная общеобразовательная школа
Солтонского района Алтайского края
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЗАГАДКА»
Для учащихся 2 класса
Рязанова Светлана Андреевна
2013 год
с. Макарьевка
Тема: «Загадка».
Цели:
- формирование у учащихся представлений о построении текста загадки;
- раскрыть историю устного народного творчества как загадка ;
- воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ, который создал такое литературное творчество – загадка.
Задачи:
образовательные:
- актуализировать знания учащихся о устном народном творчестве;
- рассмотреть главные особенности загадки;
развивающие:
- развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса младших школьников к литературному творчеству.
Форма: классный час.
Методы: рассказ-беседа.
Дидактический материал и оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- раздаточный материал – карточки, кроссворды.
Предварительная работа:
- занятия на уроках литературы;
- приготовить доклад о том, что такое загадка.
Ход классного часа
Слайд №1
Ребята, тема нашего классного часа «Загадка». Прежде чем мы с вами проявим свою смекалку, покажем свои способности, я предлагаю вам послушать информацию о том, откуда взялось такое литературное творчество как загадка. Для чего человеку было нужно такое литературное творчество и нужно ли это творчество человеку сейчас. А также узнаем – что такое загадка.
- Вы согласны с планом классного часа?
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. Наши далёкие предки боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчёркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана «злых людей» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых – Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу – Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребёнка от опасности в «порчи».
Следы таких «профилактических» имён сохранились до наших дней в основах современных русских фамилий типа Негодяевы, Глуповы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев вроде Иванушки-дурочка.
К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. Широко пользовались загадками скоморохи, нищие и прочий бездомный люд.
Загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.
Что такое загадка?
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Загадку можно определить так: загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает детских писателей и поэтов. Таких писателей и поэтов как – К. Чуковский, А. Рождественская, С. Маршак и многих других. Продолжая народные традиции, литературная (авторская) загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки.
Современная загадка, а она, как правило, литературная, книжная, часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, технический прогресс, общественная жизнь и др.
- Что такое загадка?
Я попыталась в этом маленьком докладе уместить много информации. Но если говорить более полно и подробно о том, что такое загадка нам понадобилось бы несколько классных часов. Поэтому если вы захотите найти более подробную информацию, вы ее при желании всегда сможете найти.
- Где можно найти информацию по нужному вопросу?
Ребята, предлагаю перейти к интеллектуальной части нашего классного часа.
- Согласны?
Тогда давайте приступим и покажем свои способности при отгадывании загадок. Я предлагаю каждому играть за себя (от количества детей можно играть парами или в группе). Наше жюри (представить) будет смотреть, и подчитывать количество набранных вами очков.
Тур 1 – «Что это?»
Слайд №2
( заголовок, рисунки-ответы к загадкам)
Я буду читать для каждого по загадке. Если вы не сможете ответить, за вас может дать ответ другой участник и получить себе дополнительное очко.
- Я над речкой лежу,
Оба берега держу. (Мост)
- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
- Рогатый, а не бодается. (Месяц)
- Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
- Один костёр
Весь мир согревает. (Солнце)
- По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал –
Белый зёрна поклевал. (Ночь, звёзды, день)
- Кто в году
Четыре раза переодевается? (Земля)
Тур 2 – «Что где растёт?»
Слайд №3
(заголовок, рисунки ответы к загадкам)
У вас на столе лежат цветные карандаши, карточка с загадками и чистые листы бумаги. Загадки на карточке доны для всех одинаковые. Вы должны будете прочитать загадку и дать ответ в виде рисунка. Постарайтесь не просто нарисовать предметы, а создайте единую композицию, чтобы на ваш рисунок можно было смотреть как на картину. Желаю удачи.
Карточка №1:
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
- Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!». (Картошка)
- Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Тур 3 – «Кто здесь живёт?»
Слайд №4
(заголовок, рисунки-ответы к загадкам, чистый кроссворд, загадки)
- Ребята, вы должны сейчас разгадать кроссворд и найти ключевое слово.
Кроссворд:
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
- Кто на ёлке, на суку
Счет ведёт: «Ку-ку…Ку-ку» (Кукушка)
- Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
- Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
- Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
- Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (Заяц)
- Вы смогли найти ключевое слово?
Если вы не смогли найти ключевое слово, я загадаю вам ещё одну загадку и, отгадав её, вы найдёте ключевое слово.
Сама ползёт,
На себе дом везёт. (Улитка)
Тур 4 – «Во что поиграть?»
Слайд №5
(заголовок, рисунки ответы к загадкам)
Сейчас будет необычное для вас задание. У вас на столе лежат карточки №2. На карточке написана загадка. Для каждого из вас дана одна загадка с разным текстом. Вы внимательно про себя её прочитаете. Никому не показывайте текст. Ваша задача – показать эту загадку в виде жестов, мимики. Отгадывающие должны отгадать, о каком предмете идёт речь.
Карточка №2:
- Упадёт – поскачет,
Ударишь – не плачет. Мяч
- Меня спроси как я тружусь
Вокруг оси своей кружусь. Волчок или юла
- Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает. Барабан
- Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел –
Я побежал. Воздушный шарик
- В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Матрёшка
- Ростом мал, да удал,
От меня ускакал. Мяч
Тур 5 – «Загадки-шутки»
Слайд №6
(заголовок, рисунки ответы к загадкам)
И последний конкурс нашего турнира мы закончим необычными загадками. Эти загадки по-другому называются «Загадки-шутки». Загадки-шутки относятся к современным загадкам. Чтобы отгадать эти загадки нужно проявить смекалку. Я буду читать для каждого по загадке. Если вы не сможете ответить, за вас может дать ответ другой участник и получить себе дополнительное очко.
- Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас? (Двое)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
- За чем мы едим? (За столом)
- За чем охотник носит ружьё? (За плечами)
- Что быстрее всего на свете? (Мысль)
- Кто говорит молча? (Книга)
- Что идёт, не двигаясь с места? (Часы)
- Если из банки вылить воду, что в ней останется? (Воздух)
- Где на земле самые длинные сутки? (Везде одинаковы)
- Что без боли, печали и радости вызывает слёзы? (Лук)
- На каком дереве не растут ветки? (На сухом)
- Три да три, что получится? (Дырка)
Слайд №7
Конкурс загадок подошёл к концу. Давайте дадим слово нашему жюри и узнаем, кто выиграл.
- Интересно было отгадывать загадки?
- Какой тур понравился больше всего? Почему?
- Какой тур понравился меньше всего? Почему?
- Как вы считаете, правильно поступали люди, что с помощью загадки испытывали мудрость, находчивость, образованность человека? Почему?
- Понравился классный час?
- Хотели бы вы провести ещё классный час на тему «Загадка»?
Спасибо за активное участие.
Используемая литература и материалы
- Загадки и скороговорки/ Олег Николаевич Козак
- Учите детей отгадывать загадки/ Юлия Георгиевна Илларионова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.
В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)
ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Комментарии
Спасибо за материал.
Мы с Вами живём в одном крае. Приглашаю Вас на мой сайт.
Спасибо.
Я приглашаю Вас в друзья на моей странице в Про Школу ру.
Дружба
Светлана Андреевна. у нас много общего. Спасибо за ваш материал. Может что-нибудь из моих наработок будет Вам полезно?
С Новым годом!
Действительно у нас много общего. Я взяла у вас материал «Что такое ФГОС». Желаю вам творческого успеха и здоровья в Новом году.
Новый год!
Светлана Андреевна, спасибо за поздравления и всего Вам хорошего в Новом, 2015 году.Счастья, удачи, здоровья для всей семьи и конечно денежек .
У вас сколько учеников в школе? Не хочется сменить профессию?