Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания
статья по теме

 

Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело  воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, происшедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Школьный возраст – время  становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В школе  ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, учителя,  формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности школьного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

Уровень представлений о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для воспитания и понимания) отобрано учителем, какие методы используются, как организована деятельность по данной проблеме в классе.

Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotich.vosp_.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания

         Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Но как воспитать преданность Отечеству и гордость за него?

         Самый благоприятный путь - возрождение забытых национальных ценностей. Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, «суеверное»,

а каждодневное обращение к нему диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

         Россия, родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно то, чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского народа, имеющего величавую и трагическую историю. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Поэтому педагог должен быть сам патриотом, чтобы пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

         Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам и т.д., в котором народ оставил нам ценное из своих культурных достижений.

         Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не секрет, что представления выпускников детских садов о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Это происходило потому, что в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформированы слишком обще. Совершенно необозначенными оставались методы и средства решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщить детей к национальной культуре.

          Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя начинаем открывать. Это относится и к прошлому нашего народа. Работая с детьми, наш коллектив считает необходимым донести до сознания своих школьников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят на национальных традициях.

         В уроки, экскурсии, развлечения, праздники, выставки и повседневную жизнь школьников включается знакомство с произведениями разных жанров устного народного творчества, разучивание хороводных и подвижных народных игр Белгородчины, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек небылиц.

         Система работы привела к созданию этнографического музея «Русская изба». Широко представлены в экспозиции музея кухонная утварь, цветные вышивки и тканые изделия, орудия труда, мебель. Музей выполняет функции: систематизация, сохранение и демонстрация подлинников. Кроме того, этнографический музей выступает как особая форма дополнительного образования.

         Существенную помощь в развитии патриотического воспитания детей через ознакомление с русскими национальными традициями оказали нам родители. Нами  было проведено анкетирование с целью выявления путей взаимодействия семьи и образовательного учреждения в воспитании детей с использованием народных традиций. В работе с родителями мы старались использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на родительских собраниях, заседания родительских клубов, беседы, консультации позволили увлечь, заинтересовать родителей, сделать их активными помощниками.

         В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались.

Проведение календарно-обрядовых и православных праздников стало традиционным.

         Результаты диагностирования показывают, что дети  умеют самостоятельно играть в подвижные и хороводные народные игры, имеют представление о народных промыслах, знают произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества, знакомы с жизнью отечественных святых.

         Работа, проводимая нами в данном направлении, позволила организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники школы».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников

Представлен учительский проект и проекты учащихсяпроект...

обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию

Данный материал можно использовать на методическом объединении классных руководителей. Выступление она тему"Патриотическое воспитание младших школьников в общеобразовательном учреждении"....

Организация работы в области патриотического воспитания «Святое дело Родине служить!»

Организация работы в области патриотического воспитания младшего школьника...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...

Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе

Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе...

Статья «Из опыта работы по патриотическому воспитанию»

Формы и направления работы по направлению "Патриотическое воспитание" в начальной школе....