Мастер - класс "История побед российских"
презентация к уроку (3 класс) по теме

 Гускина Светлана Михайловна

Презентация опыта работы классного руководителя 3 класса Гускиной С.М.  в рамках школьной программы "Я - гражданин России"  и 200- летия победы России в Отечественной войне 1812года

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Мастер -  класс «  История побед российских».

                                                                                                                        к 200- летию Отечественной войны1812года

                                                                                                                   Гускина С.М. , учитель начальных классов

                                                                                                                          МБОУ СОШ №2 г. Озёры Московской области

Ход.

Этап

Организация учебного процесса

Возможные ответы и действия участников м/кл

Слайды

Время


Информа-ционная часть.

-Здравствуйте, я рада всех приветствовать на мастер – классе «История побед Российских» по реализации межпредметных связей через вовлечение учащихся в учебно – воспитательный процесс.

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок,

А где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет…

Л. Куклин.

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках.  Ведь успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Внеклассная работа даёт широкий простор для интегрирования межпредметных связей.

. 1)Психологический настрой.  

-Предлагаю проанализировать эмоциональное состояние всех участников мастер — класса.

-Нарисуйте цветными карандашами своё настроение в данный момент, закрасив один прямоугольник одним из пяти цветов.

  1. Введение

В 2012 году отмечается славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года.

 В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания.

 Чуть меньше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812года, но это нисколько не умоляет  её огромного значения для  истории России.



На заготовках закрашивают прямоугольник выбранным цветом.



1мин





1 мин


Презентация педагогического опыта

Цель, которую поставил перед собой каждый учитель нашей школы, рассказывая о войне 1812года,  отражена в школьной программе «Я – гражданин России»: патриотически – нравственное воспитание детей школьного возраста.

Работа по программе проводилась в средней и старшей школе, часть информационно- ознакомительного материала также изучалась с детьми начальных классов.

 В качестве основных задач данного  плана были определены:

   • расширение исторических знаний обучающихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

   •  ознакомление с памятниками и памятными местами, связанными  с событиями 1812года, с военной амуницией, вооружением, терминологией того времени.

   •воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину.

  1. интеграция  межпредметных связей через воспитательную работу

 Реализация плана предусматривает несколько этапов.

-На первом этапе была организована работа с педагогами на ШМО учителей начальных классов и классных руководителей. Заинтересовать ребёнка  можно только тогда, когда учитель хорошо владеет материалом и может увлечь им школьников. Не менее важно, чтобы и  материал был адаптирован для данного возраста. (Учителя на ШМО разработали план  и получили рекомендации и формах проведения , дополнительной литературе для его реализации)

-На втором этапе организовывалась работа со школьниками.  В  начальной школе были  проведены следующие мероприятия, посвящённые 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812года:

-уроки мужества: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»,

- классные часы и беседы 01 и 07.09 «Страницы славного 1812года», «Народ в событиях 1812года»;

-викторины по теме «Отечественная война 1812года» (о военачальниках, основных сражениях, героях и полководцах, проявивших себя в ходе освободительной войны).

-Учащиеся на классных часах  узнали о вероломном

вторжении французской армии, об основных сражениях и о

главных полководцах этой войны и их доблестных воинах и через

 ученические сообщения.

-Интерактивно ученики начальной школы посещали панораму

«Бородинская битва» и «Кутузовскую избу» и узнали о

последствиях Военного совета в Филях. По итогам этих

 мероприятий дети совместно с учителями оформили стенд,

 посвящённый войне 1812года.



Просмотр слайдов

6 мин.

  1. Фрагмент

     кл. часа.

Война всегда интересовала мальчишек. Это благодатная почва для воспитания таких чувств как храбрость, ответственность, любовь к Родине, гордость за героев.   Применяя технологию гуманно – личностного подхода Амонашвилли, я  стараюсь  замотивировать именно мальчишек и включать в театральную и исследовательскую деятельность детей  даже  с низкой  мотивацией и  слабым развитием речевой деятельности.


-Уважаемые учителя, предлагаю  вашему вниманию фрагмент кл. часа, который я провела 07.09 для учащихся 3-го класса.


 Фрагмент  классного часа.

Сценка “Совет в Филях”.


(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко “Военный совет в Филях”).


1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.


2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.


1 Генерал: Но и мы не осилили французов.


2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.


1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил. 2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.


Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)


Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.


(Все генералы опускают головы. “Ария Кутузова” звучит громче.)

-Спасибо, ребята. А ко всему классу у меня вопрос:

-Как вы думаете, какой важный вопрос обсуждается на военном совете? (решался вопрос "Сдавать Москву или дать новое сражение?"

-Верно. Не зря Кутузов говорил: "Пока будет еще существовать армия: до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна" и решался вопрос, в какую сторону отступать)


-Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети. Не пережил падения Москвы и Петр Иванович Багратион. Находясь на излечении и случайно услышав, что в Москве хозяйничают французы, он вскочил с кровати на раздробленную ногу и тут же упал. Наступила смерть.

Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября. (Видеоряд).

 Но чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи.

Французы остановились: им было страшно.

Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября было уже ясно, что город горит. (Видеоряд).

- Хороши дела у русских войск под Тарутином, куда отвел от Москвы войска Кутузов. Провианты сюда подвозят. Меняют солдатам одежду. Лошадьми пополняют конницу. Отдыхают спокойно солдаты.

-Но плохи дела в Москве у французов. Не дождался император русских послов с миром.

- Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли французы бесславно, как тень, из Москвы.

Демонстрация записи с классного часа

3мин































4. Моделирова-

ние (практичес-кая часть

-Библиотекарем школы была организована выставка  книг;

  1. В старшем, среднем звене  и в начальной школе был проведён конкурс рисунков.


  1. Работники детской районной библиотеки организовали  и провели интересное мероприятие  воспитывающего характера в 1-,2 и 3-их классах .
  2. Ученики 7-го и 8-го класса  совершили поездку в Бородино.

-Во внеурочной деятельности кружка «Основы православной культуры» по ФГОС  для учащихся 1-2 классов Надежда Анатольевна Побочина провела занятия,  с применением следующих  форм: уроки — презентации и  уроки — гостиные.


-Ученики  3-их классов, которые заинтересовались этими событиями, начали осуществлять сбор информации о событиях Отечественной войны 1812года, в частности о памятниках, возведённых в честь храбрых подвигов героев и героических сражений русской армии.  Собранным материалом учащиеся поделились во время экскурсии в детскую  библиотеку, который также  может быть использован в дальнейшем в проектной деятельности учащихся.

-Ученики познакомились с понятием «партизанское движение» и героями партизанских отрядов, которые смогли приблизить долгожданную победу над врагом.

  -В рамках 200-летия Бородинского сражения был организован и проведён школьный конкурс чтецов  «История побед Российских». Победитель конкурса среди учащихся младших классов ученица 3 класса  ……………..  стала участницей и призёром районного конкурса чтецов.


Результатом данной работы  в начальных классах  может стать  проведение мероприятия для начальных классов в форме театрализованного представления.    Вовлечение школьников в театрализацию   развивает   у них творческие, оформительские и организаторские способности. Предлагаю вашему вниманию фрагмент театрализованного преставления, которым мы открыли школьный конкурс чтецов, посвящённый отечественной войне 1812года. (Фрагмент)



1) Введение

-Для организации этого мероприятия необходимо  подготовить  и отработать некоторый материал самим учителем, чтобы увлечь и детей. Я предлагаю вам  поучаствовать в  творческом проекте.

Проблема состоит в том, чтобы отработать материал в группах в течение 3-5 мин и представить в форме творческого отчёта.

  1. Цель проекта: представление публике участия каждой группы в решении проблемы проекта. При этом автор проекта выступает в роли организатора действия и распределяет роли по группам:
  2.  Историки
  3. Театралы
  4. Экзаменаторы
  5. Таланты

3)Знакомство с деятельностью каждой творческой группы.

  1. «Историки», изучив исторический материал    и схему  продвижения французской армии к Москве, рассказать об основных сражениях.  При отчёте своей группы  представить доказательства из текста.


  1. «Театралы» - распределяют меду собой роли в небольшой сценке, работают над выразительностью речи, стараясь передать атмосферу тех лет в армии.

Вед1:

Уж месяц как идёт война
Подходит враг к  полям Бородина

Вед.2:

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё — равно.

(сцена сражения)

Каждая пара прекращает поочерёдно бой и обращается к зрителям со словами.

1гусар:

Там впереди Москва!

Об этом помнит каждый!


2гусар:

 И план Кутузова отважный — немного отступить...

Чтоб силы сохранить!

3 гусар:

И вот Наполеон в Москве!

Москва пуста, в огне пылает

4 гусар:

Врагу Москва враждебно отвечает

Вед. 1:

Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл

Вед 2:

 И что Россия — это сила!

 Все вместе: Тайком во Францию бежал!


  1. «Экзаменаторы» продумывают, какие 5 основных вопросов можно задать ученикам начальных классов, которые помогли учителю понять, насколько учащиеся были внимательны на мероприятиях, посвящённых 1812году и запомнили основные  сражения, даты, героев и итог войны .

(    1.Что обозначает слово «Бородино»?

2.     Когда произошло Бородинское сражение?

3.     Над кем одержали победу русские?

4.     Назовите русских полководцев этой войны.)



  1.  «Таланты» - самая творческая группа, которая должна проявить талант в стихосложении и исполнении песни .

Ваша задача : дополнить слова известной песни «Давным – давно» из кинофильма «Гусарская баллада» словами, созвучными с темой, которые могли бы исполнить дети в заключительной сценке.











4) Представление проекта.





Деление на группы.

Распределение обязанностей.


































Группы работают самостоятельно и оказывают друг другу помощь при распределении ролей и обязанностей.






























































Декораторы комментируют оформление

Остальные участники проекта показываю фрагмент музыкально – литературной композиции





3 мин.





































3 мин




































































5 мин.






5 Рефлексия

-Предлагаю проанализировать эмоциональное состояние всех участников мастер — класса по его окончанию (приём цветограммы)

-Нарисуйте цветными карандашами своё настроение в данный момент.  А теперь проанализируем ваше самочувствие. (Красный цвет свидетельствует о восторженном настроении; оранжевый- о радостно; зелёный - о спокойном, уравновешенном состоянии; фиолетовый — о тревожности и напряжённости; чёрный — об унынии, разочаровании и упадке сил.

Закрашивают и анализируют самостоятельно

1 мин

6. Итог

-Сегодня мы говорили о  страницах подвигов и побед русских людей в войне 1812 года и о том, как через не только учебную, но и воспитательную деятельность можно интегрировать межпредметные связи уроков литературного чтения и истории.       "Героями не рождаются" ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже - ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.

В заключение,   хочется пожелать мирного неба над головой и  поблагодарить всех за активное  участие в мастер - классе . Мне было с вами очень интересно пообщаться.

1 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знакомство с деятельностью творческой группы. «Историки»,

  1. «Историки», изучив исторический материал    и схему  продвижения французской армии к Москве, рассказать об основных сражениях.  При отчёте своей группы  представить доказательства из текста.

  ХРОНИКА ВОЙНЫ 1812 ГОДА

   

   Фераль-март 1812 г. – Франция заключила союзные договоры с Пруссией и Австрией, по которым обе страны предоставляли свои территории Наполеону для борьбы с Россией и 20 тыс. солдат (Пруссия), 30тыс. (Австрия).

   24 марта (5 апреля) 1812 г. - был подписан русско-шведский договор о нейтралитете Швеции, что дало возможность России часть войск с северо-западной границы передвинуть на Запад.

   6 (18) июля 1812 г. - состоялось подписание двух договоров: русско-английского и английско-шведского. Эти договоры положили начало Союзу трех стран, направленных против наполеоновской Франции.

   8(20) июля - был заключен союз с Испанией.

   В ночь на 12(24) июня 1812 г. - французская армия вторглась в пределы России.

   16 июня 1812 г. - французы вошли в Вильно.

   17 июня 1812 г. — отряд Кульнева отразил атаки войск маршала Удино на местечко Вилькомир.

   22 июля (3 августа) 1812 г.- армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска.

   4 — 6 августа 1812 г. - состоялась битва за Смоленск между войсками Барклая де Толли и основными силами Наполеона.

   Русские войска в ночь на 6 (18) августа покинули горящий город.

   8(20) августа 1812 г. - был подписан приказ о назначении М. И. Кутузова Главнокомандующим.

   17(29) августа 1812 г. - Кутузов прибыл в ставку русской армии, которая располагалась в местечке Царево – Займище.

   26 августа (7 сентября) 1812 г.- Бородинское сражение продолжалось около 12 часов. Обе стороны понесли большие потери. Русские войска отступили. Сражение стало началом конца наполеоновской армии.

   1(13) сентября 1812 г.- в деревне Фили (близ Москвы) Кутузов приказал оставить Москву.

   2(14) сентября 1812 г.- Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе.

   2(14) сентября 1812 г.– пожары в Москве.

   6(18) октября 1812 г.- корпус Мюрата, направленный Наполеоном к р.Чернишне для наблюдения за русской армией, был атакован Кутузовым. В результате боев французы потеряли около 5 тыс. человек и были вынуждены отступить.

   7 (19) октября 1812 г.- Наполеон отдал приказ об отступлении из Москвы и распоряжение взорвать Кремль.

   12 (24) октября 1812г. - бои за Малоярославец, в котором участвовал генерал А. П. Ермолов.

   утром 14(16) октября 1812 г.- Наполеон приказал двигаться по старой смоленской дороге на Можайск. С этого времени инициатива в войне окончательно перешла в руки русской армии.

   10 ноября 1812 г. - главные силы Кутузова нанесли поражение противнику в трехдневных боях под с. Красным.

   14(26) по 16(28) ноября 1812 г. - произведена переправа французской армии у деревни Студянка.

   23 ноября 1812 г.- император из местечка Сморгони направился во Францию.

   6(18) декабря 1812 г.- император был в Париже.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знакомство с деятельностью творческой группы «Театралы

  1. «Театралы» - распределяют меду собой роли в небольшой сценке, работают над выразительностью речи, стараясь передать атмосферу тех лет в армии.

Вед1:

Уж месяц как идёт война
Подходит враг к  полям Бородина

Вед.2:

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё — равно.

(сцена сражения)

Каждая пара прекращает поочерёдно бой и обращается к зрителям со словами.

1гусар:

Там впереди Москва!

Об этом помнит каждый!

2гусар:

 И план Кутузова отважный — немного отступить...

Чтоб силы сохранить!

3 гусар:

И вот Наполеон в Москве!

Москва пуста, в огне пылает

4 гусар:

Врагу Москва враждебно отвечает

Вед. 1:

Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл

Вед 2:

 И что Россия — это сила!

 Все вместе: Тайком во Францию бежал!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знакомство с деятельностью творческой группы   «Экзаменаторы»

  1.  «Экзаменаторы» продумывают, какие 5 основных вопросов можно задать ученикам начальных классов, которые помогли учителю понять, насколько учащиеся были внимательны на мероприятиях, посвящённых 1812году и запомнили основные  сражения, даты, героев и итог войны (Считаем целесообразными следующие вопросы  для учащихся начальных классов:
  2. 1)
  3. 2)
  4. 3)
  5. 4)
  6. 5)
  7. 6)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знакомство с деятельностью творческой группы   «Таланты»

  1.  «Таланты» - самая творческая группа, которая должна проявить талант в стихосложении и исполнении песни .

Ваша задача : дополнить слова известной песни «Давным – давно» из кинофильма «Гусарская баллада» словами, созвучными с темой, которые могли бы исполнить дети в заключительной сценке.

В сраженьях всякое бывает,

……………………………………………. не кино!

……………………….выручает.

Давным — давно — 3р

Пусть враг забудет про Россию,

Но ……………………………лишь одно:

Его прогоним -ка и прежде

Давным — давно — 3р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

Городской семинар, мастер-класс "Инновационная деятельность педагога как одно из условий победы в конкурсе."

МАСТЕР-КЛАССпроводит учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №3» г. КогалымаГурина Светлана Николаевна. ЦЕЛЬ: повыси...

Методическая разработка мастер класса по теме: «Открытка к празднику День Победы».

Цель: формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности  обучающихся и их родителей.  Воспитание  чувства патриотизма,  любви к Родине,  гордости за св...

Мастер-класс "Открытка ко Дню Победы"

Скоро наступит долгожданный праздник - 9 Мая, когда вся страна будет поздравлять наших ветеранов. А самый лучший подарок - это открытка, выполненный своими руками. Подарок, сделанный св...

Мастер-класс "С Днем Победы!"

Поделка к празднику 9 Мая «С ДНЕМ ПОБЕДЫ!» доступна для выполнения даже учащимся начальных классов. Представленное изделие легко в изготовлении, не требует больших умений и вложений дополнительных сре...

«Великие победы российского народа»

В пособии даны разработки структуры и вариантов уроков  «Великие победы российского народа» для 1-11 классов.В качестве приложений дан материал о великих победах, героях, выдающихся д...