Толерантность
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое толерантность»
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих.
Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве.
Способствовать формированию уважительного отношения к людям.
Ход занятия.
Мотивация.
Фрагменты из м/ф : «Гадкий утёнок»
Вопросы после просмотра:
- Почему не хотели дружить с гадким утёнком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали?
- Что значит быть гадким утёнком? Что испытывает утёнок? Чем заканчивается этот мультфильм? Вывод.
Постановка задачи. Выявление проблемы.
Игра: « Объединись в группы» ( 4 группы по 6-7 чел.)
Дети стоят в кругу и достают из мешочка, который передаётся по кругу картинку.
Группы:
- цветы
- птицы
- фрукты
- сказочные герои
Одному ребёнку достаётся солнышко. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался.
-Какой у тебя рисунок?
-Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?
-Что бы вы предложили сделать?
Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить.
Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.
Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью. Сегодня мы будем говорить об этом.
-Слышали это слово?
-Кто-нибудь знает, что оно обозначает?
16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
И пусть символом толерантности будет солнышко.
В конце нашего занятия, подводя итоги, изобразим лучи у солнца в виде качеств личности, которые согревали бы своим теплом людей планеты Земля.
Рассуждение.
Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Валя по отношению к своей подруге в этом рассказе.
(Дети инсценируют рассказ)
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Валя, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по арифметике пять, а Катя только тройку. Мы стали уже неодинаковые…
Мама внимательно посмотрела на Валю. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!
Учитель – За что мама осудила Валю? Что бы вы сказали Вале?
Динамическая пауза «Солнышко улыбается тому, …» (дети встают, остальные им аплодируют)
-у кого карие глаза;
-в ушах сережки;
-у кого светлые волосы;
-кто любит мороженое;
-кто занимается спортом;
-кто любит читать;
-кто любит танцевать;
-у кого есть домашние животные;
-кто живет на планете Земля.
Вывод: несмотря на то, что все мы разные, у нас есть много общего. Что именно? Да, все мы живем на планете Земля, все мы - люди.
Работа в группах.
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
- Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и долго не отдаёт. Стоит ли напоминать ему об этом или лучше промолчать?
- Твой друг-одноклассник попросил у тебя книгу на выходные и испачкал её. Как ты себя поведёшь?
- В класс приходит новенький ученик. Как вы его примите?
- На спортивных соревнованиях одноклассник упал и вы командой заняли не первое место. Что вы скажите ему?
Работа в группах. Выбрать качества толерантной личности.
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Умение слушать
Любознательность
Способность к сопереживанию
жадность
взаимовыручка
справедливость
ответственность
сострадание.
задиристость;
враньё
грубость
предательство
драчливость
Определение "Законов дружбы”
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
(Хором девиз класса: « Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!»
Чтение стихотворения «Что такое дружба?»
И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?
– Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.
Творческая работав группах «Загадочная планета»
- Давайте заселим загадочную планету человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор. А что же для этого нужно? (быть толерантными)
Рефлексия: посмотрите на наше солнышко, при помощи лучиков скажем, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы его можно было назвать толерантным?
- Посмотрите, из хороших качеств настоящего друга получилось солнышко.
Песня « У друзей нет выходных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.
Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...
Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"
Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности». Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...
16 ноября-День толерантности.Презентация ко дню толерантности.
Материал ко дню толерантности....
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...
Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...