Толерантность
методическая разработка (1 класс) на тему

Лучинская Светлана Михайловна

Что значит быть толерантными, правила дружбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_.rar9.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое толерантность»

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве.

Способствовать формированию уважительного отношения к людям.

Ход занятия.

Мотивация.

Фрагменты из м/ф : «Гадкий утёнок»

Вопросы после просмотра:

- Почему не хотели дружить с гадким утёнком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали?

- Что значит быть гадким утёнком? Что испытывает утёнок? Чем заканчивается этот мультфильм? Вывод.

Постановка задачи. Выявление проблемы.

Игра: « Объединись в группы» ( 4 группы по 6-7 чел.)

Дети стоят в кругу и достают из мешочка, который передаётся по кругу картинку.

Группы:

  1. цветы
  2. птицы
  3. фрукты
  4. сказочные герои

Одному ребёнку  достаётся солнышко. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался.

-Какой у тебя рисунок?

-Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?

-Что бы вы предложили сделать?

Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить.

Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.

Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью. Сегодня мы будем говорить об этом.

-Слышали это слово?

-Кто-нибудь знает, что оно обозначает?

16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

И пусть символом толерантности будет солнышко.

В конце нашего занятия, подводя итоги, изобразим лучи у солнца в виде качеств личности, которые согревали бы своим теплом  людей планеты Земля.

Рассуждение.

 

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Валя по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Валя, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Катя только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Валю. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Валю? Что бы вы сказали Вале?

Динамическая пауза «Солнышко улыбается тому, …» (дети встают, остальные им аплодируют)

-у кого карие глаза;  

-в ушах сережки;
-у кого светлые волосы;
-кто любит мороженое;
-кто занимается спортом;
-кто любит читать;

-кто любит танцевать;
-у кого есть домашние животные;
-кто живет на планете Земля.

Вывод: несмотря на то, что все мы разные, у нас есть много общего. Что именно? Да, все мы живем на планете Земля, все мы - люди.

Работа в группах.  

А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

  1. Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и долго не отдаёт. Стоит ли напоминать  ему об этом или лучше промолчать?
  2. Твой друг-одноклассник попросил у тебя книгу на выходные и испачкал её. Как ты себя поведёшь?
  3. В класс приходит новенький ученик. Как вы его примите?
  4. На спортивных соревнованиях одноклассник упал и вы командой заняли не первое место. Что вы скажите ему?

Работа в группах. Выбрать качества толерантной личности.

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Доверие

Умение владеть собой

Доброжелательность

Умение не осуждать других

Умение слушать

Любознательность

Способность к сопереживанию

жадность

взаимовыручка

справедливость

ответственность

сострадание.      

задиристость;

враньё

грубость

предательство

драчливость

Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

(Хором девиз класса: « Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!»

Чтение стихотворения «Что такое дружба?»

 И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.
– Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?
– Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,

       Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.
Это когда мальчишки

Девчонок не обижают.

      Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

Творческая работав группах «Загадочная планета»

   -  Давайте заселим загадочную планету  человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.

Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

В конце  мне бы  хотелось  сказать, что наш  класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ссор. А что  же для этого нужно? (быть толерантными)

 Рефлексия:  посмотрите на наше солнышко, при помощи лучиков скажем, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы его можно было назвать толерантным?

- Посмотрите,  из хороших качеств настоящего друга получилось солнышко.

Песня « У друзей нет выходных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...