Дополнительная образовательная программа "Росинка" 1-4 по ФГОС
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Росинка" на 1 - 4 классы по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopoln.obr_.programma_rosinka.docx | 65.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Иванова М.А../ Протокол № 1 от «26» августа 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» ____________/Пастухова Т.В./ «28 » августа 2012 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» _________/Бортникова Н.Ф./ Приказ № ____ от «___» августа 2012г. |
Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности
кружка «Росинка»
Ичитовкиной Татьяны Владимировны
(учителя начальных классов ,высшей квалификационной категории),
Программа рассчитана на
4 года обучения
Возраст учащихся 7-11 лет (1-4 классы)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» августа 2012 г.
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка.
Программа «Росинка» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу»,( Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.)
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия: 1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.
2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.
3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.
4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г. 5)Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.
Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется развитие личностных достижений учащихся начальных классов в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении.
Задачи:
1.Оценить отношение школьников к природе родного края;
2.Развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края;
3.Создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путём включения в экологическую деятельность подрастающего поколения.
Учитывая специфику экологического образовательного и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.
В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.
В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.
В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:
-воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
-становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
-активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
-формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизирован-ное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.
В учебном плане МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» в разделе внеурочной деятельности на курс программы «Росинка» отведено 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока.
Планируется достижение трех уровней результатов:
В 1 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.
Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.
В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.
Основными методами являются систематические наблюдения, беседы, рассказы, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз- дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,в проведении общешкольной «Недели в защиту животных», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми.
Материально-техническое обеспечение: -выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий; -материально-техническое оснащение для творчества младших школьников и оформления детских работ; -наличие канцелярских принадлежностей; -аудиоматериалы и видеотехника, телевизор; -копьютер, мультимедийная установка;
Результатом деятельности могут быть театральные постановки, презентации с участием детей в мероприятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
проявление интереса к знаниям в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действий;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказывания в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
анализировать объекты, выделять главное;
устанавливать аналогии;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать различные точки зрения;
формировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра;
владеть монологической и диалогической формами речи.
учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе.
В итоге занятий по данному курсу учащиеся научатся: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;- предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); -наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; -ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; -оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения
их экологической допустимости; -проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; -выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Тематическое планирование курса
1 год – Блок «Растём вместе». (34 часа)
№ | Тема занятий | Вид занятий | Кол-во часов |
1 | Что нас окружает. Природа живая и неживая. | Ввод.беседа | 1час |
2 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч. | Ролев. игра | 1час |
3 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч. | Ролев. игра | 1час |
4 | Путешествие в Экоград. | Наблюдение. | 1час |
5 | Жизнь камней. | Эврис. беседа | 1час |
6 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение | 1час |
7 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение | 1час |
8 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Исследование | 1час |
9 | Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы. | Практич. зан. | 1час |
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». | Команд.игра | 1час |
11 | В природе всё взаимосвязано. | Ролев. игра | 1час |
12 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом. | Эврис. бесед. | 1час |
13 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. | 1час |
14 | Работа в уголке природы. | Практич. раб | 1час |
15 | Общение с «Зелёным другом». | Практич. раб. | 1час |
16 | Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой. | Эврис. беседа | 1час |
17 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным. | Наблюдение | 1час |
18 | Игра – сказка «Фрукты – овощи». | Ролевая игра | 1час |
19 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка. | Команд.игра. | 1час |
20 | Сказка Леса. | Ролевая игра. | 1час |
21 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города. | Практич. раб. | 1час |
22 | Защитите растения! | Обуч. презент. | 1час |
23 | Игра «Картина мира». | Команд.игра | 1час |
24 | Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям. | тест | 1час |
25 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия. | Наблюдение | 1час |
26 | Пишем письмо Зелёному Другу. | Практич. раб. | 1час |
27 | Экологическая игра «Жизнь камней» | игра | 1час |
28 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. | 1час |
29-30 | Экосказка «Теремок» | Ролевая игра | 2часа |
31 | Экологическая игра «Человечек из природного материала» | игра | 1час |
32-34 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. | 3часа |
Содержание программы блока «Растём вместе». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Содержание |
1 | Что нас окружает. Природа живая и неживая. | Разнообразие природы. Природа живая и неживая. |
2 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч. | Взаимодействие с природным объектом. Ощущение своей включённости в мир природы. |
3 | Путешествие в Экоград. | Что такое Экоград?Расширение опыта восприятия природы. Беседа. |
4 | Жизнь камней. | Связь человека с неживой природой. Что может рассказать камень. |
5 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. 3 ч. | Природа в моей жизни. Значение природы. Особенность живых существ. Наблюдение, исследо-вание . |
6 | Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы. | Ценность природы. Позитивное отношение к неживой природе |
7 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». | Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный. |
8 | В природе всё взаимосвязано. | Явления природы. Презентация. |
9 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом. | Друзья из природного окруже-ния. Рассказ о друге. |
10 | Опыт «Растём вместе». | Растения в природе и жизни человека. Творческое задание. |
11 | Работа в уголке природы. | Опыт «Растём вместе». Уход за растением. Творческое задание: рисунки. |
12 | Общение с «Зелёным другом». | Разговор с растением по секрету. Роль растений в жизни человека. Уход за ним. |
13 | Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой. | Правила ухода за растениями. Растение- источник красоты. |
14 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным. | Работа в экологическом дневнике. |
15 | Игра – сказка «Фрукты – овощи». | Отгадывание загадок. Фрукты и овощи – источник труда. |
16 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка. | Поведение в лесу. Рисуем лес. |
17 | Сказка Леса. | Работа с экологическим дневником. |
18 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города. | Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни.. |
19 | Защитите растения! | Тайна о том, как устроена наша планета Земля, Солнце и другие звёзды Вселенной. |
20 | Игра «Картина мира». | Растения – источник знаний. |
21 | Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям. | Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами. |
22 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия. | Роль растений на планете. Связь между растениями. |
23 | Пишем письмо Зелёному Другу. | Творческое задание.Пишем письмо растению, которое выбрали ребята. |
24 | Экологическая игра «Жизнь камней» | Позитивное отношение к живым объектам.Что может рассказать камень. |
25 | Опыт «Растём вместе». | Растения в природе и жизни человека.Уход за ними. |
26 | Экосказка «Теремок» | Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка экологической сказки. |
27 | Экологическая игра «Человечек из природного материала» | Изготовление поделки из природного материала. |
28 | Работа в уголке природы. 3ч. | Составим панно.Ценность растений. Творческое задание. |
2 год – Блок «Школа Добрых Дел». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Вид занятий | Кол-во часов |
1 | Что такое школа, экология? Известные люди пишут о школе | Вводное тестирование | 1час |
2 | Экологическая беседа «Природа родного края» | Знакомство с произведен. | 1час |
3 | Я в школе и школа во мне. | проект | 1час |
4 | Правила поведения в школе. | Ролевая игра | 1час |
5 | Игра «Бывает, не бывает». | Ролевая игра | 1час |
6 | Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе». | Ролевая игра | 1час |
7 | Когда появились первые школы? | Эврис.беседа | 1час |
8 | Какие дела можно назвать добрыми? | Эврис.беседа | 1час |
9 | «Школа будущего – будущее школы». | Инд.проект | 1час |
10 | «Школа будущего – будущее школы». | Инд.проект | 1час |
11 | Экологическое состояние пришкольного участка. | наблюдение | 1час |
12 | Виртуальный проект «Школа будущего». | Груп. поект | 1час |
13 | Виртуальный проект «Школа будущего». | Груп. поект | 1час |
14 | Виртуальный проект «Школа будущего». | Груп. поект | 1час |
15 | Что такое экологические проекты? | беседа | 1час |
16 | Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах. | беседа | 1час |
17 | Проект «Вода для каждого важна». | исследование | 1час |
18 | Проект «Покормите птиц». | акция | 1час |
19 | Проект «Экологическая почта». | Ролевая игра | 1час |
20 | Проект «Помощь бездомным животным». | акция | 1час |
21 | Проект «Вредные и полезные привычки». | Уч.презентация | 1час |
22 | Проект «Растения – индикаторы чистоты воздуха». | исследование | 1час |
23 | Проект «Растения ближайшего окружения». | наблюдение | 1час |
24 | Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты». | Инд.проект | 1час |
25 | Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности». | беседа | 1час |
26 | Проект «Наши друзья – домашние животные». | презентация | 1час |
27 | Проект «Планета цветов». | Ролевая игра | 1час |
28 | Что полезного я сделал? | беседа | 1час |
29 | Обобщающее тестирование. | тест | 1час |
30 | Экскурсия на природу. | экскурсия | 1час |
31-34 | Работа на пришкольном участке. | практика | 4часа |
Содержание программы блока «Школа Добрых Дел». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Содержание |
1 | Что такое школа, экология? Известные люди пишут о школе. | Понятие- экология..Красота природы. Природа- источник. требующий охраны.Тест. |
2 | Экологическая беседа «Природа родного края» | Природа родного края и её разнообразие. Природа- источник. требующий охраны.Беседа. |
3 | Я в школе и школа во мне. | Школа – социокультурное учреждение. Отношение к школе.Творческое задание: рисунки. |
4 | Правила поведения в школе. | Дорога в школу. Поведение в школе. Уют в школе.Игра. |
5 | Игра «Бывает, не бывает». | Экологические проблемы. |
6 | Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе». | Ответ на вопрос-рассуждение: что будет, если школа исчезнет? Разыграть ситуацию. |
7 | Когда появились первые школы? | Историческая справка. Рассказ о первых школах. Как учились дети. |
8 | Какие дела можно назвать добрыми? | Работа с экологическим дневником.Беседа. |
9 | «Школа будущего – будущее школы». | Работа с экологическим дневником. |
10 | .«Школа будущего – будущее школы». | Работа с экологическим дневником. |
11 | Экологическое состояние пришкольного участка. | Оцени своё отношение к пришкольному участку.Наблюдения. |
12 | Виртуальный проект «Школа будущего». | Работа с экологическим дневником. |
13 | Виртуальный проект «Школа будущего». | Работа с экологическим дневником. |
14 | Виртуальный проект «Школа будущего». | Работа с экологическим дневником. |
15 | Что такое экологические проекты? | Работа с экологическим дневником.Беседа. |
16 | Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах. | Распределение тематики мини-проектов. Беседа. |
17 | Проект «Вода для каждого важна». | Значение воды на планете и в жизни человека. Исследование. |
18 | Проект «Покормите птиц». | Богат и разнообразен мир птиц. Что ты можешь сделать для птиц? Конкурс на лучшую кормушку. |
19 | Проект «Экологическая почта». | Творческое задание. Пишем письмо: Кто спасёт природу? Отчего город может стать чище? |
20 | Проект «Помощь бездомным животным». | Откуда появляются животные?Кто виноват в этом? Как мы можем помочь животным. Доброта спасёт мир. Акция. |
21 | Проект «Вредные и полезные привычки». | Беседа о вредных и полезных привычках человека. |
22 | Проект «Растения – индикаторы чистоты воздуха». | Отчего зависит чистота воздуха?Оформление стенгазет. |
23 | Проект «Растения ближайшего окружения». | Роль растений в жизни человека. |
24 | Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты». | Роль растений в природе. |
25 | Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности». | Растительность родного края. Сбор материала в одну книжку. |
26 | Проект «Наши друзья – домашние животные». | Беседа о домашних животных. Уход за ними. Значение их присутствия в доме.Кто твой друг? |
27 | Проект «Планета цветов». | Разнообразие цветов на планете. Значение цветов в природе и жизни человека. |
28 | Что полезного я сделал? | Анализ индивидуальной деятель-ности ребят и всей группы. Итог. |
29 | Обобщающее тестирование. | Тест. |
30 | Экскурсия на природу. | Экскурсия в парк. |
31 | Работа на пришкольном участке. 4часа | Наблюдения. Выводы. |
3 год – Блок «Мой Зелёный Друг». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Вид занятий | Кол-во часов |
1 | «Растения – живые организмы». | Ввод.беседа | 1час |
2 | «Роль растений в природе и жизни людей». | Ролев. игра | 1час |
3 | «Моё отношение к растениям». | Тест | 1час |
4 | «Из чего что сделано?» | Практич. зан. | 1час |
5 | «Комнатные растения, откуда они?» | Эврис. беседа | 1час |
6 | «Наблюдаем за комнатными растениями». | Наблюдение | 1час |
7 | «Наблюдаем за комнатными растениями». | Наблюдение | 1час |
8 | «Научная конференция». | Исследование | 1час |
9 | «Опыты с комнатными растениями». | Практич. зан. | 1час |
10 | «Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений». | Команд. Игра | 1час |
11 | «Спор растений». | Ролев. игра | 1час |
12 | «Про всех на свете». | Практич. раб. | 1час |
13 | «Почемучкины вопросы». | Эврис. бесед. | 1час |
14 | «Наши верные друзья». | Беседа | 1час |
15 | «Исследовательская работа». | Практич. раб. | 1час |
16 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект | 1час |
17 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект | 1час |
18 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект | 1час |
19 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект | 1час |
20 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект | 1час |
21 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект | 1час |
22 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. | 1час |
23 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. | 1час |
24 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. | 1час |
25 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. | 1час |
26 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. | 1час |
27 | «Создаём музей комнатных растений». | Практич. раб. | 1час |
28 | «Подарочный фонд комнатных растений». | Практич. раб. | 1час |
29 | «Социологический опрос». | Тест | 1час |
30 | Проект «Экологическая почта». | проект | 1час |
31-34 | Работа на пришкольном участке. | практика | 4часа |
Содержание программы блока «Мой Зелёный Друг». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Содержание |
1 | «Растения – живые организмы». | Беседа о растениях. Их роль в приро-деи жизни человека. |
2 | «Роль растений в природе и жизни людей». | Ролевая игра. Значение растений в природе. Презентация. |
3 | «Моё отношение к растениям». | Тест. |
4 | « Разнообразие мира растений» | Беседа о растениях. Практическое занятие. « А вы знаете, что…» |
5 | «Комнатные растения, откуда они?» | Эвристическая беседа. Откуда пришли к нам растения? Презентация. |
6 | «Наблюдаем за комнатными растениями». | Наблюдение. Как ухаживать за растениями. |
7 | «Наблюдаем за комнатными растениями». | Наблюдение. Роль растений в жизни человека. |
8 | «Научная конференция». | Исследование. Полезные растения. Растения богатые витаминами. |
9 | «Опыты с комнатными растениями». | Что необходимо для ухода за растениями.Беседа.Почему в лесу легко дышать? |
10 | «Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений». | Наблюдение. Отчего зависит внешний вид растений. |
11 | «Спор растений». | Ролевая игра. Презентация. Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
12 | «Про всех на свете». | Планирование помещения под растения. Практическая работа. |
13 | «Почемучкины вопросы». | Эвристическая беседа. А вы знаете, что…. Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
14 | «Наши верные друзья». | Беседа о друге растений. Потребности растений. Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
15 | «Исследовательская работа». | Работа с экологическим дневником. Выбор растения для озеленения классной комнаты. |
16 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Индивидуальный проект. Деятельность в рамках проекта. |
17 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Индивидуальный проект. Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
18 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Индивидуальный проект. Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
19 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Индивидуальный проект. Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
20 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Индивидуальный проект.Работа с пособием «Мой зелёный друг» |
21 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Индивидуальный проект Работа с пособием «Мой зелёный друг». |
22 | «Работа по озеленению помещений». | Размещение растений в классной комнате.Практическая работа. |
23 | «Работа по озеленению помещений». | Размещение растений в классной комнате.Практическая работа. |
24 | «Работа по озеленению помещений». | Размещение растений в классной комнате.Практическая работа. |
25 | «Работа по озеленению помещений». | Размещение растений в классной комнате.Практическая работа. |
26 | «Работа по озеленению помещений». | Размещение растений в классной комнате.Практическая работа. |
27 | «Создаём музей комнатных растений». | Упражнение в размещении растений в классной комнате. Практическая работа. |
28 | «Подарочный фонд комнатных растений». | Красота, декоративность, полезность растений. |
29 | «Социологический опрос». | Тест . Проводим тест во всех классах. Итоги тестирования. |
30 | Проект «Экологическая почта». | Насколько благоприятно влияют растения на окружающих. |
31 | Работа на пришкольном участке. 4 часа | Практика. Наблюдение. |
4 год – Блок «Зелёная Аллея Памяти». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Вид занятий | Кол-во часов |
1 | Поговорим об экологии. | Эвристическая беседа | 1час |
2 | Чем я могу помочь природе? | беседа | 1час |
3 | Поклонимся Великим тем годам. Страницы истории Родины. | презентация | 1час |
4 | Проект «ВОВ в истории моей семьи». | проект | 1час |
5 | Проект «Зелёная аллея памяти».». | проект | 1час |
6 | Проект «Зелёная аллея памяти».». | проект | 1час |
7 | Разрабатываем модель «Зелёной Аллеи Памяти». | практика | 1час |
8 | Работа по моделированию аллеи. | исследование | 1час |
9 | Роль растений в природе. | беседа | 1час |
10 | Роль растений в природе. | беседа | 1час |
11 | Выбираем деревья для нашей аллеи. | наблюдение | 1час |
12 | Выбираем деревья для нашей аллеи. | наблюдение | 1час |
13 | Спор Деревьев. | Ролевая игра | 1час |
14 | Обсуждаем план работы. | беседа | 1час |
15 | Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев. | наблюдение | 1час |
16 | Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев. | наблюдение | 1час |
17 | План посадки деревьев. | практика | 1час |
18 | Опиши «Зелёный уголок памяти». | беседа | 1час |
19 | Как ухаживают за Зелёным другом. | наблюдение | 1час |
20 | Экскурсия в ОДЭЦ. | экскурсия | 1час |
21 | Сказка –быль Е.Астафьева «Природа и её друзья». | Ролевая игра | 1час |
22 | Рисуем эмблему «Зелёного Уголка Памяти». | конкурс. | 1час |
23 | Проект «Птицы в нашем городе». | практика | 1час |
24 | Проект «Птицы в нашем городе». | практика | 1час |
25 | Проект «Птицы в нашем городе». | практика | 1час |
26 | Проект «Птицы в нашем городе». | практика | 1час |
27 | Презентация «Лучшая кормушка». | презентация | 1час |
28 | Релаксация : что удалось и не удалось. | беседа | 1час |
29 | Анализ экологообразовательной деятельности класса | экскурсия | 1час |
30 | Социологический опрос. | тест | 1час |
31-34 | Работа на пришкольном участке. | практика | 4часа |
Содержание программы блока «Зелёная Аллея Памяти». (34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Содержание |
1 | Поговорим об экологии. | Беседа об экологии, её значении. |
2 | Чем я могу помочь природе? | Экологически-грамотное поведение человека в природе и социуме. Беседа. |
3 | Поклонимся Великим тем годам. Страницы истории Родины. | Презентация о Великой Отечественной войне 1941-45 годов. |
4 | Проект «ВОВ в истории моей семьи». | Защита инд.проектов. Война косну-лась всех. След войны в жизни твоей семьи. Рассказы детей.. |
5 | Проект «Зелёная аллея памяти». | Работа с учебным пособием «Зелёная аллея памяти» Многогранная ценность мира природы. |
6 | Проект «Зелёная аллея памяти». | Работа с учебным пособием «Зелёная аллея памяти» . Растения хранят память о погибших. |
7 | Разрабатываем модель «Зелёной Аллеи Памяти». | Отношение к растениям. Беседа.Практика. Модель аллеи. |
8 | Работа по моделированию аллеи. | Исследование. Более глубокое представление о значимости растений в жизни человека. Эстетическая привлекательность и символическая ценность выбранных растений. |
9 | Роль растений в природе. | Более глубокое представление о значимости растений в жизни человека.Беседа. |
10 | Выбираем деревья для нашей аллеи | Эстетическая привлекательность и символическая ценность выбранных растений. |
11 | Выбираем деревья для нашей аллеи. | Связь растений с историческими событиями.Наблюдение.Презентация. |
12 | Проект «Зелёная аллея памяти». | Работа с учебным пособием «Зелёная аллея памяти» |
13 | Спор Деревьев. | Ролевая игра. «Я лучше всех…» |
14 | Обсуждаем план работы. | Беседа.Дополнительная работа с литературой. Подготовка к мини-проектам. |
15 | Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев. | Защита мини-проектов: «сочетаемость деревьев».Наблюдение. |
16 | Презентация «Зелёной Аллеи Памяти». | Презентация «Растительный мир разнообразен и велик» |
17 | План посадки деревьев. | Составление плана посадки.Практика. |
18 | Опиши «Зелёный уголок памяти». | Беседа. Как ты представляешь уголок памяти. |
19 | Как ухаживают за Зелёным другом. | Правила ухода за растениями. Необходимые условия. |
20 | Экскурсия в ОДЭЦ. | Экскурсия. Наблюдения за растениями |
21 | Сказка –быль Е.Астафьева «Природа и её друзья». | Ролевая игра. |
22 | Рисуем эмблему «Зелёного Уголка Памяти». | Творческое задание. Рисуем эмблему. Конкурс. |
23 | Проект «Птицы в нашем городе». | Нарушение экологических норм и правил. Экологические проблемы в нашем городе. |
24 | Проект «Птицы в нашем городе». | Беседа. Нужна ли наша помощь птицам. |
25 | Проект «»Птицы в нашем городе. | Акция «Накорми птиц» |
26 | Проект «Птицы в нашем городе». | Конкурс «Лучшая кормушка» |
27 | Презентация « Лучшая кормушка». | Презентация. Что у нас получилось? Новые домики для птиц. |
28 | Релаксация : что удалось и не удалось. | Беседа. |
29 | Анализ экологообразовательной деятельности класса. Экскурсия в парк. | Экскурсия. |
30 | Социологический опрос. | Тест. |
31 | Работа на пришкольном участке. 4 часа | Наблюдения.Практика. |
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
5.«Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).
6. Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу» Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.
Литература.
1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.
2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.
3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с. 5)Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....