День Знаний «Семья и семейные ценности».
методическая разработка (3 класс) по теме
Цель:
1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
2. Определить понятие «семья»;
3. Формировать понятие «счастливая семья»;
4. Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_znaniy_semya_2012g.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
День Знаний
«Семья и семейные ценности».
Цель:
- Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- Определить понятие «семья»;
- Формировать понятие «счастливая семья»;
- Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; презентация; магнитофон с записью песни «Гимн Семье» (группы «Инь-Ян»), «Пение птиц» - Enigma; матрёшки; родословное древо; изображение яблони, памятки.
Ход:
Ученик (заранее подготовленный): (2 слайд)
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители.
Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном классе. 1 сентября – День Знаний, первый день нового учебного года, сегодняшний наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление! С началом нового учебного года!
Дорогие ребята, я рада видеть вас повзрослевшими уже в 3 классе. Уважаемые родители, приветствую вас на нашем классном часе, посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям. Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.
Учитель: По загадкам прошу вас отгадать тему Дня Знаний. (3-4 слайд)
1. Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (бабушка)
2. С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)
3. Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
4. Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - … (папа)
5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
Учитель: Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока Знаний?
Учитель: Наш первый урок в этом учебном году – «Семья и семейные ценности». (5 слайд)
Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (6 слайд)
- Что такое семья?
- Какая семья называется счастливой?
- Что объединяет членов семьи?
- Что такое семейные ценности?
- Что такое родословная?
- А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем?
(рассказы учащихся о летнем отдыхе).
Учитель: По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
- Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?
Ученики: Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.
Учитель: А кто это?
Ученики: Это члены семьи.
Учитель: Так что же такое семья?
Ученики: Дети высказывают мнения:
«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
Учитель: Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (7 слайд)
«Семья – группа живущих вместе близких родственников».
Учитель: Я хочу прочесть отрывок из стихотворения «Семья – это счастье, любовь и удача…» М. Лангер
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Учитель: А теперь я предлагаю вам сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте. (На 8 слайде появляется стихотворение)
У меня есть – мама.
У меня есть – папа.
У меня есть – бабушка.
У меня есть – дедушка.
А у них есть – я!
Вместе дружная семья!
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Замечательно, если семья большая. Однако она может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если члены семьи любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? ( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело. Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.)
Очень трудно самому Жить на свете одному. Вместе с мамой жить и папой Хочется всегда, ребята.
А сейчас, чтобы ещё больше узнать о семье и ближе познакомиться, поиграем в игру « Кто кому кем приходится?»
- Ирина, ты кто для мамы? ( Дочь.)
- Женя, кто называет тебя сыном? ( Папа, мама.)
- Ярослав, ты кто для бабушки? ( Внук.)
- Полина, у папы есть брат. Кто он тебе? ( Дядя.)
- Дима, у папы есть мама. Кто она тебе? ( Бабушка.)
-Настя, у маминой сестры есть дети: 2 сына. Кто они тебе? (Двоюродные братья.)
И ещё одна небольшая игра « Найдём пару» (показ на 9 слайде).
Бабушка | сестра |
отец | племянница |
брат | дочь |
тётя | внучка |
А теперь игра-конкурс «Пословицы недаром молвятся».
Пословицы недаром молвятся Без них прожить никак нельзя. Они великие помощницы: И в жизни верные друзья!
Порой они нас наставляют.
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Учитель: Предлагаю вам закончить пословицы о семье: (10 слайд)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
(Родители помогают, предлагаю ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают).
Учитель: Ребята, я покажу вам несколько игрушек. Попробуйте догадаться, какая из них больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего урока — к теме дружной, веселой семьи. (Слайд 11. После вариантов ответа детей, выставляю на стол матрешку. Раскрываю и выставляю на стол всех кукол, дети считают). Да, это совершенно особенная кукла. А почему особенная? Посмотрите, ребята, как они друг на друга похожи и в то же время отличаются; у каждой из них есть свое место, и стоит убрать одну, как сразу нарушается порядок.
Так и в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.
Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей? (высказывания детей)
Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (9 слайд)
А сегодня мы узнаем что такое «Родословная семьи», но прежде…
Дети, давайте рассмотрим изображение яблони с плодами. Назовите части дерева: корни, ствол, ветви, плоды. Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы.
Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время? Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. Может быть, придет мысль, что яблоня заботится о вас, как в сказке «Гуси-лебеди» или «Крошечка-Хаврошечка». (Даю детям возможность некоторое время побыть наедине с музыкой).
А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Вот это дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. (Слайд 12)
Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? Будущее? Настоящее? Конечно, настоящее. Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры. Ребята, если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники?» (Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка. Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.) А дерево семейной истории в основании крепко и устойчиво, и чем больше у него ветвей, тем все более свежая и молодая у него крона). И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной, хорошей семье. А вы заметили, выясняется интересная вещь. У каждого человека 2 родителя – мать и отец, а бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков! Я думаю, что после сегодняшнего урока вы захотите составить родословное древо своей семьи и родители вам в этом помогут. Конечно, у нас в них не 5 тыс. исторических имён, как у А.С.Пушкина, (слайд 13) у кого-то на дереве будет 16-20 листочков, но и они расскажут о большой проделанной работе. И это мы сейчас увидим на примере моей семьи (показываю родословное древо своей семьи). Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Посмотрите на фотографию Слайд 14 «Семейное фото». Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Степана Алексеевича и Елизавету Ивановну, основателей этой большой семьи. (Ребёнок показывает указкой на слайде.) Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья? (Дружная, добрая, чадолюбивая, где есть свои традиции.)
Вот сейчас по фотографии вы попробуете отгадать семейный праздник и чья это семья. (Показ на слайдах фото - 5 слайдов)
Ребята, как вы думаете, можно наш класс назвать семьей? (Дети высказываются)
Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе, во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. Впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
Каковы ваши обязанности в семье? (Ответы учеников.)
Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем
- Называть друг друга по именам.
- Защищать наших друзей, если их обижают.
- Помогать им в беде.
- Помогать им в учебе.
Мы не будем
- Грубить друг другу.
- Пускать в ход кулаки.
- Говорить друзьям обидные слова.
Заключение. Существует ещё одна замечательная традиция – делать родным и близким приятные сюрпризы. Давайте попробуем сделать вашим родным приятные сюрпризы. Представьте себе, что к нам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. (Слайд 20) И молвила рыбка: «Чего хотите пожелать, ребятки, для своих родных и одноклассников?» Попросите ее сделать что-нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер, скажите для них добрые слова. Обращаться к рыбке нужно вежливо, используя волшебные слова: «Сударыня рыбка, сделай пожалуйста так,
- Чтобы мои мама и папа были…
- Чтобы моя бабушка…
- Чтобы в нашей семье появился…
- Чтобы ребята в нашем классе…(Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке)
Каковы ваши желания?
Я очень рада, что ваши сердца, ребята, полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье. Ведь семья - это самое дорогое, что есть у каждого из нас, семья - это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете! Какова наша семья, таковы наши дети, такими будет наше будущее, такой будет Россия.
Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой и дружной семьи,
Где мамы и папы, и внуки, и дети
Живут в мире, дружбе, любви!
Друг другу всегда и во всем помогают,
И радость, и боль - пополам,
Семейную крепость свою охраняют
И верят счастливым мечтам!
Вслушайтесь в слова этой замечательной песни:
Учитель: Здесь каждый, верю, для себя решил вопрос: «Что есть семья?»
А если нет, ещё не вечер. Всё впереди. До новой встречи!
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Ресурсы
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999
www.cwer.ru
www.adventist.kz
www.animator.ru
http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/234-shablon-dlya-prezentacii-na-temu-oseni.html
http://pingvinenok.ucoz.net/index/semja_i_semejnye_cennosti/0-118
http://viki.rdf.ru/item/3461/download/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЗНАНИЙ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ"
УРОК ЗНАНИЙ В 1 КЛАССЕ....
Урок знаний в 1 классе "Семья и семейные ценности"
Цель урока знаний: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню знаний "Семья и семейные ценности"
Внеклассное мероприятие, посвященное дню знания на тему "СемьЯ и семейные ценности" для обучающихся 4 класса. Данный классный час содержит много интересных игр, стихотворений, посвященныых семье...
Урок знаний "Семья и семейные ценности"
В уроке собран интересный материал по теме "Семья" : стихи осемье, легенда "Как появилась дружная семья", результаты статистики, кроссворд, пословицы,песня.К разработке составлена призентация....
День знаний. Конспект классного часа на тему "Семья и семейные ценности"
День знаний в 4 классе на тему "Семья и семейные ценности" Цель: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность; расширение знаний учащихся п...
Урок знаний "Семья и семейные ценности"
Урок знаний 4 классТема: Семья и семейные ценности.Цели:Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за сво...
День знаний.Урок на тему "Семья и семейные ценности"
Урок посвящён теме "Семья и семейные ценности".Цель:довести до сознания детей,что семья- это самое дорогое,самое близкое,что есть у человека....