Классный час "Царство слов"
классный час (4 класс) на тему

 

В современном обществе достаточно укоренилась практика употребления матерных слов. Мало кого удивляет употребление подобных слов на улице, с экранов телевизоров, и даже в школе. Это является также проблемой и наших детей.  С целью формирования отрицательного отношения к сквернословию было запланировано мероприятие, посвященное данной проблеме.  В ходе подготовки к классному часу был использован метод проектов. Был проведен индивидуальный информационный проект, целью которого было выявить отношение к сквернословию в нашей школе и показать отрицательное влияние матерных слов на здоровье и развитие личности в целом.

Немаловажным является и то, что в ходе мероприятия представлена желательная модель поведения – воспитывается культура речи, в процессе практических заданий, игр прививается желание употреблять в своей речи вежливые слова.

Интересным данное мероприятие делает выступление сверстницы, которое составлено на основе проведенного исследования. Так же мероприятие сопровождается красочной и содержательной презентацией, которая способствует лучшему восприятию и усвоению материала. В ходе мероприятия участвуют девочки, читающие стихи, проводятся игры, воспитывающие доброжелательное отношение к сверстникам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.94 КБ
Файл klassnyy_chas.pptx891.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБООУ АО «Нарьян - Марская санаторная школа-интернат»

Классный час на тему:

«Царство слов»

Гнедкова Екатерина Юрьевна

пед. стаж 2года 7 мес.

воспитатель группы девочек 1-2 класса

Нарьян-Мар

2013

Пояснительная записка

В современном обществе достаточно укоренилась практика употребления матерных слов. Мало кого удивляет употребление подобных слов на улице, с экранов телевизоров, и даже в школе. Это является также проблемой и наших детей.  С целью формирования отрицательного отношения к сквернословию было запланировано мероприятие, посвященное данной проблеме.  В ходе подготовки к классному часу был использован метод проектов. Был проведен индивидуальный информационный проект, целью которого было выявить отношение к сквернословию в нашей школе и показать отрицательное влияние матерных слов на здоровье и развитие личности в целом.

Немаловажным является и то, что в ходе мероприятия представлена желательная модель поведения – воспитывается культура речи, в процессе практических заданий, игр прививается желание употреблять в своей речи вежливые слова.

Интересным данное мероприятие делает выступление сверстницы, которое составлено на основе проведенного исследования. Так же мероприятие сопровождается красочной и содержательной презентацией, которая способствует лучшему восприятию и усвоению материала. В ходе мероприятия участвуют девочки, читающие стихи, проводятся игры, воспитывающие доброжелательное отношение к сверстникам.

Классный час: «Царство слов»

Цель мероприятия:

Выявить отношение учащихся к сквернословию, способствовать отказу от сквернословия.

Задачи мероприятия:

  1. Показать отрицательное влияние сквернословия на развитие личности, прививать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.
  2. Воспитывать толерантность, вежливость, культуру речи.
  3. Развивать речь, мышление

Оборудование:

Презентация, мультимедийное оборудование, воздушный шарик, открытки с правилами дружбы.

Ход мероприятия:

Вступление

Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, я очень надеюсь, что  сегодня вы узнаете для себя много полезного и интересного.

Чтение стихотворения «Доброта» (Мамаева Женя)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

- о чем мы будем говорить?

- что такое доброта для вас?

- а что зло?

Кто в сказках обычно делает добрые дела? (волшебники) Сейчас мы послушаем об этом стихотворение «Стать добрым волшебником»

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого-

Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе – цветок, его листья повисли

Грустит он…О чём? Угадал его мысли?

Он хочет напиться, эй, дождик, полей!

И дождик струится из лейки твоей.

А что же сестрёнка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!

И ты обернулся ретивым конём -

Галопом сестрёнка помчалась на нём.

Хоть мама ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы, заботы.

 «Вернусь, хорошо бы пошить, полатать…

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

-Да это, как в сказке, волшебник ты мой!

А сегодня мы хотели бы поговорить с вами о словах. Ведь слова играют в нашей жизни очень большое значение. Только человек имеет способность мыслить и говорить, поэтому мы должны быть очень внимательны к своим словам.

- можно ли сказать что все слова одинаково хорошие? Правильно, мы уже вначале сказали, что существует добро и зло, а значит и слова бывают добрые и злые, а по-другому назовем их волшебные и скверные.

О сквернословии Рочева Света провела исследование и сейчас она хочет вам о нем рассказать.

Выступление Светы

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Мат - это наиболее грубая разновидность ненормативной лексики.

Явление сквернословия как никакое другое характеризует нравственный упадок нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

По информации Фонда "Общественное Мнение" сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 30% населения ее никогда не употребляют. При этом большинство людей считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается?

Давайте же узнаем, насколько засорена сквернословием наша речь. В нашей школе было проведено анкетирование. Ребятам было предложено ответить на 3 вопроса:

  1. Ругаешься ли ты матом?
  2. Если да, то по какой причине?
  3. Знаешь ли ты, что использование матерных слов влияет на здоровье?

На вопрос «ругаешься ли ты матом?» 6 учеников ответили – да, 12 – иногда. И только 6 человек сказали, что никогда не используют мат в своей речи. Среди причин, по которым они делают это, выделяют следующие – потому что все матерятся – 2 человека, матерятся, когда их разозлят, во время ссоры или драки – 8 человек. 11 человек ответили – «получается само собой».

Эти результаты показывают, что сквернословием в не малой степени засорена речь уже и младших школьников, и у большинства из них бранные слова «вылетают» как бы сами собой, по привычке.

Большинство ребят нашей школы не знают, что использование матерных слов влияет на здоровье человека.

Существует притча, в которой рассказывается о том, как охотник  пригласил к себе своего друга – медведя. Хозяйке не понравился запах, который шёл от медведя, и она сказала об этом вслух. Медведь  обиделся и ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, медведь настоял на своём. Ударил охотник – образовалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены до сих пор саднит мне сердце».

История возникновения мата уходит в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на себя и на своих близких.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. По закону за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук Гаряева изобрела аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные  колебания. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли», то есть читали молитвы над убитыми семенами. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. И растения ожили.

Уже в начале 90-х группа ученых выпустила в свет книгу со множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Ученые утверждают, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение – если человек при выбросе плохой энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние.

Уже давно проводятся эксперименты с водой.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры.

Дальше ученые начали проверять, как влияют слова на воду. В ходе эксперимента над одной водой матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру - у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.

Затем и той и другой водой поливали растения водой, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше, чем те, которые поливали обычной водой. Уже существуют специальные институты, в которых на семена воздействуют добрыми словами, чтобы повысить урожайность.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

(рассмотреть слайды) Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

А ведь человек состоит на 80-90% из воды.

Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат несется на нас из автобусов и такси, из радиоприемников и с телеэкранов, с театральных и эстрадных подмостков, со страниц различных печатных изданий, с высоких трибун.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов и даже в местах, с которыми он не совместим – в образовательных учреждениях, в семейном кругу. Бранными словами нередко общаются в социальной сети Интернета – «В контакте» и других. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Спасибо, Света, я думаю, ребята узнали много полезного для себя и задумаются над тем, какие слова они употребляют!

Друзья, вот вам на всякий случай

 Стихи о школьнике одном.

 Его зовут,…а впрочем,

 Мы лучше здесь его не назовем.

 “Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”

 Произносить он не привык.

 Простого слова “извините”

 Не одолел его язык.

 Ему бывает часто лень,

 Сказать при встрече “добрый день”

 Казалось бы, простое слово,

 А он стесняется, молчит,

 А в лучшем случае “здорова”

 Он вместо “здравствуй” говорит.

 А вместо слова “до свиданья”

 Не говорит он ничего.

 Или заявит на прощанье:

 Ну, я пошел, пока, всего…

 Не скажет он друзьям по школе

 Алёша, Петя, Ваня, Толя,

 Своих друзей зовет он только

 Алёшка, Петька, Ванька, Толька

 Ребята, мы не можем тут

 Сказать вам, как его зовут.

 Мы честно вас предупреждаем,

 Что имени его не знаем.

 Но может быть, он вам знаком

 И вы встречались с ним где-либо,

 Тогда скажите нам о нем,

 А мы…

 Мы скажем вам “Спасибо”.

- что вы можете сказать об этом мальчике? (он не знал волшебных, вежливых слов).

Давайте же мы с вами теперь поговорим о добрых, волшебных словах.

Символом нашего классного часа будет солнце. Каждый его лучик олицетворяет добрые слова, которые мы можем дарить людям, как солнышко дарит свой свет. Ведь солнце светит не только на добрых людей, поэтому и мы должны стараться сделать или сказать доброе даже человеку, который нас обидел. Давайте назовем лучики нашего солнышка!  Поможет нам в этом стихотворение:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Физминутка

Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте!

Попрыгайте, пожалуйста!

Руки вперед!

Молодцы!

Давайте с вами вспомним пословицы про добрые дела.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Злой не верит, что есть добрый.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово и кошке приятно.

- Какая пословица вам больше нравится, и как вы ее понимаете?

Игра «Давайте говорить друг ругу комплименты»

- что такое комплимент?

Встаньте все, мы будем передавать из рук в руки друг другу вот такой красивый воздушный шарик и говорить человеку, которому его передаем комплимент.

Игра «волшебный стул»

А сейчас мы с вами поиграем в еще одну интересную игру. Мы говорили сегодня вначале о волшебниках, которыми и мы можем стать, делая добрые дела. А я вам хочу сказать, что этот стул волшебный. Когда кто-то садится на него, то мы начинаем у этого человека видеть только хорошие качества. И об этом мы этому человеку расскажем. Кто хочет посидеть на волшебном стуле?

Заключение

В конце я хотела бы пожелать вам всегда вспоминать солнышко и стараться быть похожим на него. В этом вам поможет эта эмблема нашего классного часа, которую я хотела бы каждому подарить.

Давайте ответим на вопрос – где же находится царство вежливых и добрых слов? (в сердце)

И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

- В конце классного часа я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо и приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царство слов

Слайд 2

В доме добрыми делами занята Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

Слайд 3

Стань добрым волшебником!

Слайд 5

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Слайд 6

Исследование среди жителей Российской Федерации

Слайд 7

Анкета для школьников: Ругаешься ли ты матом? Если да, то по какой причине? Знаешь ли ты, что использование матерных слов влияет на здоровье?

Слайд 8

Используешь ли ты мат в своей речи

Слайд 10

Слова- заклинания мог произносить только жрец на праздниках. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Слайд 11

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на себя и на своих близких

Слайд 12

На Руси сквернословие было уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. Во времена царя Алексея Михайловича Романова за использование матерных слов наказывали вплоть до смертной казни.

Слайд 13

Бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный радиоактивному облучению мощностью в тысячи рентген.

Слайд 14

Использование матерных слов способствует быстрому старению

Слайд 15

Злоупотребление матом ведет к гормональным нарушениям у женщин – ведет к выработке мужских половых гормонов.

Слайд 17

Японский ученый Масаро Эмото

Слайд 23

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

Слайд 25

Доброе слово лечит, а злое калечит. Не ищи красоты, а ищи доброты. Злой не верит, что есть добрый. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброе слово и кошке приятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Слово о Матери"

Сценарий праздника, посвященный ко Дню Матери...

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Классный час "Слово лечит,слово ранит"

Маленький человек растет и вместе с его взрослением идет формирование нравственного опыта, понимание слов "нельзя" и "можно"....

Классный час "Слова очень нужные и очень важные"

Цель:  формировать у учащихся нравственные понятия доброта, вежливость.Задачи: учить детей вежливому обращению, знакомить с миром вежливых слов; развивать умение общаться, находить правильный вых...

Открытый классный час "Слово о родном крае" 2 класс

Классный час, посвящённый  понятиям Родина, малая родина....

Классный час "Слово о собаке."

Классный час для 1-2 класса....

Урок по русскому языку "Безударные классные вкорне слова"

Цель: формировать умение видеть орфограмму в корне слова;уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;развивать орфографическую зоркость;развивать внимание, мышление, ...