Конспект внеклассного материала "Ополчение Минина и Пожарского"
учебно-методический материал по теме

Смирнова Наталья Витальевна

Данный материал можно использовать при проведении классного часа в начальных классах ко Дню народного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opolchenie_minina_i_pozharskogo.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню народного единства.

Классный час

«Ополчение Минина и Пожарского»

(для учащихся начальных классов)

Разработано

 учителем начальных классов

 МБОУСОШ №1 города Южи

Смирновой Натальей Витальевной

2012 год.

-1-

        Классный час: «Ополчение Минина и Пожарского»

Цель:

1.Дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.

2.Воспитание чувства любви к своей Родине, ее героическому прошлому, традициям и обычаям, культуре народа.

(слайд 1)

1.Вводная беседа

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

(слайд 2)

Чтец:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-2-

(Чувство торжества, гордости за свою Родину.)

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

 (ответы детей)

2.Основная часть:

Учитель:

– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание?

– Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве?

 (Наверное, нет.)

- К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Послушаем сообщение наших историков.

(Доклад детей)

(слайд 3)

18 марта 1584 года умирает  русский  царь Иван Васильевич Грозный. На трон ступил его сын - Фёдор Иванович.

(слайд 4)

В 1591 году случается странная смерть младшего сына Ивана Васильевича- Дмитрия, который должен был править страной после Фёдора.

(слайд 5)

  А в 1598 году умирает царь Фёдор Иванович. Царём избирают боярина Бориса Михайловича Годунова.

(слайд 6)

В это время (в 1602 году) в Литве объявляется  самозванец, выдающий себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

-3-

В 1604 году Лжедмитрий I осуществляет поход на Москву.

(слайд 7)

13 апреля 1605 года умирает царь Борис Михайлович Годунов, а летом 1605 года Лжедмитрию удается вступить в Москву и захватить трон. Спустя год в Москве происходит восстание против самозванца и убийство Лжедмитрия I. Царем избирают боярина Василия Ивановича Шуйского.

(слайд 8)

В 1608 году  появляется второй самозванец, Лжедмитрий II, выдающий себя за спавшегося сына царя Ивана Грозного. Он также осуществляет поход на Москву и осаждает её 21 месяц.

В 1610 году Москву захватывают польские войска. Лжедмитрия убивают, свергают с престола Василия Шуйского и насильно постригают в монахи.

(слайд 9)

 Страшное время пришло для Руси. Изменники-бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава. Москвичи оказали сопротивление. Тогда захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела, кроме каменных церквей и Кремля, где укрылись враги. Казалось, нашему государству пришел конец. Но народ рассудил иначе.

(слайд 10)

В 1611 году  - создаётся  первое ополчение рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым,  попытка освободить Москву была неудачной.

(слайд 11)

Учитель:

- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами.

(Дети разыгрывают сценку)

Голоса.

-4-

– Эко рыдание во всем соборе!

– Да и было отчего!

– Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!

– Мы за веру православную должны до смерти стоять!

– А кто же прочь?

– Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин.

- Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. 

- И еще, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и дома! А будет мало – жен и детей заложим!

Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!

Минин. 

- Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Голоса. 

- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин. 

- Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все до единого рубля кладу!

-5-

Голоса.

– Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую!

– Что деньги? Деньги – дело наживное!

– Все отдадим! Теперь не до нарядов!

– Вот наши деньги из квасного ряду!

– Из рукавичного!

– От ярославцев!

– Костромичи собрали – принимайте!

– Стрельцы Колзакова, Баема сотни!

– Вот праздник – так уж праздник!

Минин. 

- И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непокорные орлы, помчимся и грянем на врагов.

Беседа:

- Как называет Минина народ?

- О чем это говорит?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Докажите.

- Каким вам представился Кузьма Минин?

- Знаете ли вы, какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин? Представьте, какое особенное чувство пылало в душе Минина. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо. Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова:

(слайд 12)

(Спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей.)

-6-

(слайд 13)

- Кого избрали воеводой для командования ополчением?

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

– Что же было дальше? Прочитайте сообщение нашего пресс-центра и проверьте свою точку зрения.

(слайд 14)

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

(слайд 15)

(Учитель показывает портреты Минина и Пожарского. )

- Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

-7-

Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.

- Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

- В память дня освобождения Москвы от польских захватчиков русский народ празднует его как «День народного единства». Осенью этого года будет 400 лет.

(слайд 16)

Ученик:  На Руси был избран новый царь – Михаил Романов. С того времени на 300 лет воцарилась династия Романовых. До смутного времени орел на гербе страны изображался с опущенными вниз крыльями, а при Михаиле орел на гербе встрепенулся и впервые расправил крылья. Это означало, что Россия пробудилась, и началась новая эра в истории государства.

(слайд 17)

Учитель: А что же наши герои? Кузьма Минин прожил после победы всего четыре года. Князь Дмитрий Михайлович прожил четверть века, но при новом царе ему не нашлось места ни в армии, ни в Москве. Пожарского назначили воеводой в Рязань, а потом он возглавил Ямской приказ, почтовое, значит, дело. В пожалованных после войны селах царил порядок. Дмитрий Иванович собрал большую библиотеку, на свои средства построил несколько церквей.

В его семье было шестеро детей – три сына и три дочери. Он помогал бедным и всегда отличался тем, что не презирал свой народ и не предавал

-8-

его. Музеи хранят всего несколько вещей князя – стяг красного шелка и две сабли, парадную и боевую. Но народ героев не забыл. 200 лет спустя на собранные народом деньги в Москве был воздвигнут памятник. Друзья в жизни и в служении Отечеству остались друзьями и в памяти народа. В 1817 году на Красной площади в Москве был открыт памятник, созданный скульптором Мартосом. На пьедестале надпись: Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия.

 Мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее.

 - Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды.

3. Заключение:

- А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.

Детское братство. (поделка из бумаги)

1. Возьмите альбомный лист бумаги и сложите его гармошкой  четыре раза.

2. Нарисуйте на нём контур одного человечка. (Можно работать по трафарету.)

3. Вырежьте по контуру сложенную вчетверо фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы  слои не смещались.

4. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Их  можно раскрасить, нарисовать им лица.

-9-

- А если склеить ручки крайних человечков вместе – получится хоровод дружбы.

(Звучит песня «Чтобы солнышко светило» сл. С. Фурина, муз. Н. Пескова)

- Очень важно жить в дружбе, и тогда  братская дружба станет непобедимой силой.

- В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

- Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Литература:

Манягин В.Г. «Правда Грозного царя», Эксмо, 2006

Скрынников Р.Г. «Минин и Пожарский», М.,Молодая гвардия,1981

Шапран А.А.  «Пожарский Д.М.» Русские полководцы, Екатеринбург, 2003

Журнал «Родина»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательные люди земли Нижегородской. Минин и Пожарский.

Материал для классного часа о Минине и Пожарском. Интересная викторина по этому материалу....

Компетентностная задача по истории "За что Минину и Пожарскому поставили памятник"

Задача построена на основе научно – популярного текста с использованием конструктора задач Л.С.Илюшина. В ходе решения задачи представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельн...

Классный час "Ополчение Минина и Пожарского"

Презентация к классному часу "Ополчение Минина и Пожарского"...

Классный час "400 лет ополчению Минина и Пожарского"

Данная презентация была  составлена для классного часа, посвящённого теме "Ополчению Минина и Пожарского - 400 лет".  Конечно, она представлена в несколько изменённом виде, так так существую...

Минин и Пожарский: их славные дела

Презентация на тему "Минин и Пожарский; их славные дела"....

Достопримечательности: Памятник Минину и Пожарскому

В работе рассказвается о истории создания памятника Минину и Пожарскому. Презентация может быть использована на уроках окружающего мира начальной школы в любом УМК или при подготовке к празднику "День...