Сценарий классного часа "Ополчение Минина и Пожарского"
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час :
«Ополчение Минина и Пожарского»
- Вводная беседа
- Ребята, где вы провели летние каникулы, какие страны, города вы видели?
- Скучали ли вы по дому?
- Почему человек скучает по дому?
- Человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и любят, поэтому всегда приятно вернуться из путешествия домой, в свой родной город, на свою родину. Недаром говорят:
Везде хорошо, а дома лучше.
Всякому мила своя сторона.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
. - Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети отвечают.
2. Основная часть:
– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание?
– Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве?
(Наверное, нет.)
- К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале ХVII века имела вот такой вид. (Учитель показывает картину «Московский Кремль ХVI–ХVII веков».)
- Кого вы видите на картине?
(Людей, которые населяли в то время Россию.)
- Знаете ли вы, из кого состояло население России? Прочитайте слова, написанные на доске. Найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.
(На доске:
Князья, бояре, купцы, воевода, мещане, представители духовенства, ремесленники, крестьяне, стрельцы, рабовладельцы...)
(Лишнее слово – рабовладельцы, так как они жили раньше, при рабовладельческом строе, а на Руси не было рабовладения.)
«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
- Знаете ли вы, кому этот памятник?
– Этот памятник стоит в Москве на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям?
Ваше представление о них будет более полным после прослушивания отрывка из пьесы (по А.Н. Островскому).
Учитель демонстрирует репродукцию картины К. Маковского «Минин на нижегородской площади».
Учитель:
- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами.
Дети читают по ролям.
Голоса.
– Эко рыдание во всем соборе!
– Да и было отчего!
– Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
– Мы за веру православную должны до смерти стоять!
– А кто же прочь?
– Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин.
- Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин.
- И еще, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало – жен и детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин.
- Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Голоса.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин.
- Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все до единого рубля кладу!
Голоса.
– Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую!
– Что деньги? Деньги – дело наживное!
– Все отдадим! Теперь не до нарядов!
– Вот наши деньги из квасного ряду!
– Из рукавичного!
– От ярославцев!
– Костромичи собрали – принимайте!
– Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
– Вот праздник – так уж праздник!
Минин.
- И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов.
- Как называет Минина народ?
- О чем это говорит?
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Докажите.
- Кого избрали воеводой для командования ополчением?
(Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.)
- Каким вам представился Кузьма Минин?
- Знаете ли вы, какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин? Представьте, какое особенное чувство пылало в душе Минина. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо. Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова:
спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей
– Каким воином, по-вашему, будет Кузьма?
– Что же было дальше? Прочитайте сообщение нашего пресс-центра и проверьте свою точку зрения.
Текст напечатан на слайде:
Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.
Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.
В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.
- Так каким воином был Кузьма?
- Рассмотрите две сабли на картине и определите: какая сабля принадлежала Минину, а какая – Пожарскому? Обоснуйте ответ.
(Пожарский – князь, поэтому сабля у него отделана украшениями, а Минин – простой человек, и сабля у него простая.)
Учитель показывает портреты Минина и Пожарского.
- Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.
Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.
Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.
Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.
По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации.
- Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
- В память дня освобождения Москвы от польских захватчиков русский народ празднует его как «День народного единства». Осенью этого года будет 400 лет.
. - Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее.
- Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды.
3. Заключение:
- А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.
Детское братство.
(Поделка из бумаги)
1. Возьмите альбомный лист бумаги и сложите его гармошкой четыре раза
2. Нарисуйте на нём контур одного человечка. (Можно работать по трафарету.)
3. Вырежьте по контуру сложенную вчетверо фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы слои не смещались.
4. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Их можно раскрасить, нарисовать им лица.
- А если склеить ручки крайних человечков вместе – получится хоровод дружбы.
(Звучит песня «Чтобы солнышко светило» сл. С. Фурина, муз. Н. Пескова; 1 куплет и припев.)
- Очень важно жить в дружбе, и тогда братская дружба станет непобедимой силой.
- В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
- Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательные люди земли Нижегородской. Минин и Пожарский.
Материал для классного часа о Минине и Пожарском. Интересная викторина по этому материалу....
Компетентностная задача по истории "За что Минину и Пожарскому поставили памятник"
Задача построена на основе научно – популярного текста с использованием конструктора задач Л.С.Илюшина. В ходе решения задачи представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельн...
Классный час "Ополчение Минина и Пожарского"
Презентация к классному часу "Ополчение Минина и Пожарского"...
Классный час "400 лет ополчению Минина и Пожарского"
Данная презентация была составлена для классного часа, посвящённого теме "Ополчению Минина и Пожарского - 400 лет". Конечно, она представлена в несколько изменённом виде, так так существую...
Минин и Пожарский: их славные дела
Презентация на тему "Минин и Пожарский; их славные дела"....
Конспект внеклассного материала "Ополчение Минина и Пожарского"
Данный материал можно использовать при проведении классного часа в начальных классах ко Дню народного единства....
Классный час "Минин и Пожарский и их славные дела"
Классный час...