Дидактическая игра как средство умственного развития.
материал по теме

 

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей   деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы  замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_umstvennogo_razvitiya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактическая игра как средство умственного развития.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой

одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое,

занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной

ведущей   деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче

усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие

от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи

ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся

овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы

 замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения

становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные

игровые действия.

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы

дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны

присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое

действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще

содержание игры и ее окончание (заключение).

Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в

соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом

возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут

выступать: 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками

— подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; 2)

«зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде

сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3)

осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука,

слова; 4) загадывание и отгадывание загадок; 5) выполнение определенной

роли; б) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые

движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух,

имитация действий.(6,45)

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования

разнообразных игровых действий и,  как правило, одним  из них является

 соревнование.  Желание детей достигнуть игровой  цели, выиграть заставляет

 лучше воспринимать окружающее, наблюдать,  обследовать предметы,

 сравнивать их, подмечать незначительные  различия в их  признаках (цвет,

 форма, величина, материал), подбирать и  группировать предметы по общим

 признакам, различать и воспроизводить  музыкальные звуки по высоте,  тембру,

 динамике.

 Обязательное выполнение правил требует  от детей совместных или

 последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В

 дидактической игре обучение тесно  связано с задачами воспитания,  когда

совместно с  усвоением знаний создаются  условия для воспитания у ребят

дружеских  взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Однако,  чтобы игры полностью решали  поставленные в них задачи,

Необходимо  строго соблюдать методику  их проведения. В методику проведения дидактической  игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении  ее участников (сидя за  столом, стоя у доски,  групповые

объединения)  и порядке  использования игрового материала;  объяснение хода

игры (игровых  задании); показ воспитателем выполнения  отдельных действий;

подведение  итогов игры и объявление  победителя.

Объявление  игры может проходить в  обычной форме, когда педагог

Произносит  ее название и  направляет внимание детей на  имеющийся

дидактический  материал, объекты действительности.  Названия многих игр

 говорят уже о том,  что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по

описанию», «Запомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай,

мы отгадаем» и др. Иногда  название игры дети  узнают по костюмам тех

 персонажей, которые заходят в  класс непосредственно перед началом  игры. В

 игре «Что нужно ученику?»  участвуют «Букварь», «Пенал», «Портфель»,

 «Тетради», «Карандаши» и др.,  действуя по заранее подготовленному

 несложному сценарию.  Игра «Сказка в гости к  нам пришла» может  начаться с  прихода сказочных персонажей.  И  здесь воспитатель сам  может не раскрывать

 игровые действия, а после  постановки игровой задачи предложить детям

 подумать, как играть, что  за чем выполнять.  При этом поощряет инициативу

детей, их находки, догадки.

 Очень важно создать в  игре условия для умственной  активности всех

 детей. Например, в  отдельных играх можно использовать  мяч, который

 ведущий, стоящий в центре,  посылает разным детям, стоящим  по кругу, требуя

 ответа на поставленный вопрос ( игры «Что это за птица», «Считай дальше»,

«Скажи наоборот»). С  этой же целью применяется  палочка-выручалочка.

 Хорошо, если сочетается умственная  активность с двигательной ( можно

 предложить детям имитировать полет и  бег птицы, выполнять определенное

 число прыжков, хлопков и др.).

Без  заранее установленных правил игровое  действие развертывается

 стихийно и дидактические задачи  могут остаться невыполненными.  Поэтому

 правила игры задаются воспитателем  до ее начала и  носят обучающий и

 организующий характер.  Вначале объясняется детям игровое  задание, а потом

 способ его выполнения.

 Обучающие правила направлены непосредственно  на организацию

 познавательной деятельности ребят, раскрывают  перед ними характер и

 способ выполнения игровых действий ( рассмотреть предметы, сравнить их  по

 отдельным признакам, проверить правильность  ответа,

 проявив при этом находчивость,  сообразительность).

 Организующие правила определяют порядок  выполнения игровых и

 реальных отношений

 Овладению игровыми действиями и  правилами способствует правильная

 оценка, даваемая педагогом участникам  игры.  Ориентирующая и

 стимулирующая функции такой оценки  используются для выражения

 правильности выполнения ребенком задания,  поощрения его усилий и

 достижений и содействуют перспективности в  достижении игровой цели.

 Особенно важна ее роль  при определении победителя в  игре.  По ходу игры дети  получают фишки (жетоны) за  каждый правильный ответ. В  конце игры

 подсчитывается число фишек, полученных  каждым участником.  Считается

 победителем тот, кто получил  больше фишек за  правильные ответы, и ему

можно присвоить звание «умелого пешехода (водителя)», «знатока природы»,

«художника», вручить вымпел, медаль,  флажок. В  лице победителя ребята

 видят образец для подражания и в  своих играх стремятся  действовать так же.

 Лучше, если выигрывает не  один ребенок, а вся  команда (звено), каждый

 участник которой старается достигнуть  лучших результатов для всей  группы

 товарищей.

 Бывает, что дети нарушают  правила игры, объясняя  это тем, что не  знают,

 как надо их выполнять,  или забыли о  них. Воспитателю  следует помнить, что

 усвоение правил не происходит  быстро.  Требуется многократное их повторение  в последующих играх, проверка  усвоения, чтобы убедиться в том, что дети  будут все делать правильно.

 Во многих играх есть  условие: кто не выполнит  правила, совершит

 ошибку, тот отдает фант  (любую свою вещь, фишку,  жетон).  После окончания

 игры фанты разыгрываются. Для  получения их необходимо выполнить задание,

 которое определяют дети: рассказать  стихотворение на заданную тему,

 выполнить какое-либо движение (сесть по-турецки, проползти по-черепашьи).

 Интересными бывают задания типа игр в «превращения» («стань пчелкой»,

«представь, что ты волшебник»), в «придумки» («придумай сказку про

Машеньку», «что могло быть дальше с Незнайкой?»),

 Заканчивая игру, воспитатель должен  напоминать детям название игры,

 отдельные игровые правила.  При повторном проведении игры ребята усваивают  полный порядок, игровые правила и  способы действий.

 Необходимость повторности игры определяется и  тем, что не  все ее

 участники одинаково успешно овладевают  всеми элементами дидактических

 игр до такой степени,  чтобы они переходили в их самостоятельную  деятельность.

 Как правило, чтобы повысить  активность детей в  игре и сохранить к  ней

 продолжительный интерес, при ее  повторности дидактические и игровые  задачи усложняются. Для  этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

 Руководя дидактической игрой, воспитатель  должен помнить о

 добровольности участия в ней  детей. В  этом отношении игра открывает

 большие, по сравнению с  учебной деятельностью, возможности для  проявления  инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов,  предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно  только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий  игровой  настрой и поддерживать его по ходу игры.

В  новых дидактических играх роль  ведущего выполняет педагог. По  мере

 усвоения игр эта роль  может поручаться хорошо  подготовленным детям, а

 воспитатель незаметно выполняет контролирующую  функцию.  Чтобы

 дидактическая игра вошла в  самостоятельный фонд игровой  деятельности,

 ребенок должен овладеть умением  объяснять игру. Как и в любой игре,  дети

 договариваются, где и во  что они будут играть,  по своему усмотрению

 объединяются в группы, осуществляют  нужные действия, вступая  при этом в

 игровые и реальные отношения в  соответствии с содержанием и  правилами

 игры, а также с  желаниями ее участников. Широко используются в

 самостоятельной деятельности детей настольно-печатные  игры с правилами.

 Это игры типа лото,  мозаика, домино, парные и  разрезные картинки, кубики,

 «гусек» и более сложные — шашки, шахматы, игры-головоломки.  Предлагая

 эти игры впервые, воспитатель  знакомит с их названием,  выполнением игровых  действий, закрепляет правила игры в  совместной с детьми  деятельности.  Этим  самым педагог дает образцы  выполнения действий, указывает на  неправильное  выполнение их отдельными участниками,  показывая при этом образцы  контроля за действиями партнера. Такой  настольный материал обладает  большой наглядностью и красочностью, в  процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников. Успех дидактических игр зависит во многом от правильного  использования в них игрового оборудования, часть которого изготавливают  сами дети, педагоги, старшие  школьники.  Это такие игровые атрибуты, как  буквы разрезной азбуки, наборное полотно, карточки,  игрушки, наборы предметных и сюжетных картинок,  таблицы, природный  материал (плоды, семена, листья и др.),  счетный материал, геометрические  фигуры, предметы быта, фишки.  Для музыкально-дидактических игр и игр по изобразительной деятельности нужен специальный материал, который предлагается при их описании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:1)...

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

Дидактические игры как средство развития внимания.

Дидактические игры, применяемые на уроках русского языка, чтения, математики, направленные на коррекцию и развитие внимания....

«Дидактическая игра – важнейшее средство активизации умственной и познавательной деятельности на уроках математики».

В работе, раскрывая роль игры в активизации умственной и познавательной деятельности учащихся, следует отметить, что играя,  происходят «главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются псих...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Статья на тему: "Особенности использования дидактической игры как средства обучения математике школьников с умственной отсталостью"

Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции познавательного интереса. Правильная организация процесса обучения младших школьников с недоразвитием интеллекта способству...