Обычаи русской старины (Масленица)
классный час по теме

Данное внеклассное мероприятие  приобщает учеников к традициям русской культуры; способствует проявлению инициативы, выдумки, самостоятельности, смекалки в процессе игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obychai_russkoy_stariny.rar22.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обычаи русской старины»

Цели:

  1. приобщать учеников к традициям русской культуры;
  2. способствовать проявлению инициативы, выдумки, самостоятельности, смекалки в процессе игры.

Ход праздника

Ведущая 1: – Самым веселым праздником, удалым и раздольным, даже разгульным, была на Руси Масленица. Целая неделя радости и веселья! Задолго ожидали ее, да и потом на протяжение года ласково и умильно вспоминали о ней.

Ведущая 2: – А уж какими именами нежными величали: широкая, касаточка, ясочка, переберуха, сорока, красная краса – русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка…

«Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста! Приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Ведущая 1: – Всякий день Масляной недели памятен был своим особенным названием.

Понедельник.

Понедельник именовался «Встречею». И вот уже только недавно тихие, почти безлюдные улицы полным – полны подгулявшего, принарядившегося народа.

Куда ни глянь – везде люди поют, пританцовывают, весело смеются, бойко шутят.                            

  (Дети образуют хоровод и ведут его со словами):

Люди! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой-зимой!

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Выходить на праздник!

Эй, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!»

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Ведущая 2:

Вторник

– Вторник – «Заигрыш». На улицах появляются ряженые, веселят, потешают людей. Веселье становится всеобщим, всех охватывает, никого не оставляет в стороне.

Конкурс следующий не нов:

Сейчас конкурс плясунов.

Никого мы не обидим,

Но хотим, друзья, сказать,

На обычном стуле сидя,

Надо что-нибудь сплясать.

Все движенья хороши,

Сядь покрепче и спляши!

 (Желающие садятся на стулья и начинают плясать под звуки народной музыки.  Зрители выбирают победителя).

Игра «Петушиные бои»

I вариант. Чертится круг диаметром 2 метра. «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается, тот и победитель.

II вариант: Двум играющим («петухам»), стоящим в кругу лицом к лицу и держащим по-петушиному руки за спиной, даются тайно, чтобы они не видели, разноцветные кубики (или другие предметы). Закрывать их руками и выпрыгивать из круга нельзя.

Нужно постараться выяснить, какого цвета кубик у соседа. Петушиться можно как угодно. Пары подбирать нужно приблизительно одного роста.

Выигрывает тот, кто угадал два раза их трех.

«Кто больше?»

Для игры потребуется теннисная ракетка и шарик. Выигрывает участник, который подбросит шарик ракеткой как можно большее число раз.

Ведущая 1:

Среда

А среду называли добрые люди «Лакомкою». Все принимались усердно навещать друг друга и в гостях обильно угощаться блинами.

 Блины вообще были одним из важнейших кушаний на Масляной неделе: «Блин добро не один», «Без блина не масляна, без пирога не именинник», «Блин – не клин, брюха не распорет».

 А зятья ходили к тещам на блины: «Придет зять, где сметанки взять?»,   «Как на масляной неделе из трубы блины летели».

Загадки от Масленицы:

Знай, корове нелегко

Делать детям…         (молоко).

В мельницу льются зерна рекой,

Там они станут белой…     (мукой).

Если видишь много дыр,

Очень вкусный этот…          (сыр).

Я расти быстрее стану,

Если буду есть…               (сметану).

Треплют кошек за загривки.

Если те слизали…             (сливки).

Молоко прокисло ваше –

Получилась…            (простокваша).

Потеплей найдите место,

Поднялось быстрей чтоб…(тесто).

Сыр «Янтарь» – прославленный,

Мягкий, нежный,…         (плавленый).

Даже те, кто ходит в ясли,

Знают толк в коровьем…(масле).

Даже Лондон и Берлин

Любят русский пышный…(блин).

Ведущая 2:

Четверг

– Четверг назывался «Широким»: с него и начинался настоящий апофеоз Масленицы, вершина ее разгула.

Конкурс «Честная госпожа Масленица»

Выставка рисунков, поделок о Масленице.

Выбирают победителей. Награждение участников конкурса.

Игра «Удочка»

Для игры нужна веревка длиной 3 – 4 м. К одному ее концу привязывается маленький мешок с песком.

Играющие становятся в круг, а руководитель – внутри него. Он держит в руках свободный конец веревки и, вращая ее, старается задеть мешочком кого-либо из ребят, стоящих в кругу.

Играющие подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами. Тот, кого мешочек заденет два или три раза (смотря по условиям), выходит из игры.

Вращая веревку, руководитель должен следить за тем, чтобы мешочек почти не отрывался от земли, иначе можно ушибить кого-либо из играющих.

«Бой птенцов»

Соревнующиеся лицом друг к другу принимают положение приседа, руки – к плечам, ладонями вперед.

По сигналу ведущего они начинают передвигаться вперед прыжками навстречу друг другу и одновременными ударами в ладони (толчком) стараются заставить противника потерять равновесие или отступить за пределы площадки.

«Квочка и цыплята»

По сигналу выбирают «квочку» и «коршуна».

Считалки:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И водить тебе велела.

* * *

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера – вербу,

Вася – ясень,

Слав – сливу,

Клава – клен…

Ты старайся – оставайся!

Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!

Игроки становятся друг за другом в «цепочку». Руки кладут на пояс впереди стоящего.

Во главе «цепочки» становится «квочка». «Квочка» защищает «цыплят» от «коршуна», который старается схватить последнего игрока в «цепочке».

Если «цыпленок» пойман, «коршун» становится в конце «цепочки». Игрок, выполнявший роль «квочки», становится «коршуном», а «цыпленок», стоящий теперь первым в «цепочке», становится «квочкой».

Игра «Кошки – мышки»

(Считалка)

– Мышка, мышка,

Длинный хвостик,

Ты не прячься глубоко.

Приглашает кошка в гости

Пить парное молоко.

Мышка в норке пропищала:

– Честь, конечно, велика,

Только я достала сала,

Обойдусь без молока.

– Ты не бойся нас, глупышка,

Вылезай из норки вон!

Поиграем в «Кошки – мышки».

Мышка – ТЫ!

А кошка – ОН!

Ведущая 1:

Пятница

– В пятницу вечером страсти утихали. А днём!

«Кулачные бои»

Желающие участвуют в кулачных боях.

Где здесь сильные ребята?

Начинаем перетягивание каната!

Участники перетягивают канат.

«Лакомка»

За небольшим столиком сидят двое играющих. Перед каждым из них стоит тарелка с мукой. В муке лежит конфета. Глаза игроков завязываются.

Задача: без помощи рук взять ртом конфету из тарелки как можно быстрее.

«Бой уток»

Двое играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 метра и, слегка наклонившись вперед, сгибают в колене одну ногу. Они обхватывают ее сзади обеими руками за подъем.

По сигналу участники игры сближаются, стараясь вывести друг друга из равновесия.

Игрок, опустивший одну руку, считается побежденным.

«Сядь на стул»

В зале ставится стул, на него садится один из играющих. По сигналу массовика он встает, закрывает глаза, проходит шесть шагов вперед и затем делает два шага в левую или правую стороны. Не поворачиваясь, игрок должен повторить все свои движения и, идя назад, сесть на стул.

Руководитель может изменять задание участникам игры. Тот, кто правильно выполнит задание и сядет на стул, получает премию.

«Перетягивание»

Два участника игры становятся на стулья на расстоянии 4 – 5 метров один от другого и берутся за конец каната. По сигналу они начинают тянуть друг друга, стремясь заставить друг друга сойти со стула.

Устоявший на стуле получает приз. Стулья можно заменить начерченными кругами.

«Метание мешочков»

Из материи сшивают 3 мешочка размером 8 х 12 см и в каждый из них насыпают 150 – 200 г гороху. Играющий берет эти мешочки и, установив их в 3 – 4 м от табуретки, пытается забросить их на нее. Каждый бросаемый мешочек должен остаться на табуретке. Если он соскользнет, бросок не засчитывается.

Ведущая 2:

Суббота

– Субботу вспоминали, как «Золовкины посиделки». В этот день молодые невестки приглашали к себе родных. Веселились уже только в кругу самых близких людей.

Игра «Ручеек»

Все участники разбиваются на пары, пары берутся за руки и встают друг за другом – каждая следующая пара видит затылок предыдущей. Одна пара разбивается, и игроки по одному идут сквозь образованный парами туннель. По пути они берут одного человека из стоящих в парах и ведут его по туннелю до конца. Там они встают, поднимают руки, образуя продолжение туннеля.

 Оставшийся без пары игрок идет к началу туннеля и, проходя через него, выбирает себе новую пару. Так образуется постоянная смена игроков в парах.

«Возьми приз»

На столе устанавливают три тарелки. В две крайние тарелки наливают воду, а в среднюю кладут приз. Участнику игры завязывают глаза или надевают колпак так, чтобы он ничего не видел.

 Повернувшись несколько раз на месте, играющий должен пройти определенное количество шагов и взять приз из тарелки.

«Срезание призов»

К двум стойкам прикрепляются веревочки, на которых на ниточках привязаны призы. Они обвертываются в цветную бумагу, чтобы не сразу можно было догадаться, где и какой приз находится. Тому, кто хочет получить его, завязывают глаза и дают в руки ножницы. Играющий должен подойти к веревочке и срезать ножницами один из призов.

Ведущая 1:

Воскресенье

– И, наконец, «Прощеное воскресенье». В этот день люди просили друг у друга прощения за свои грехи.

 Ведущие (хором):

Мы пели, танцевали,

Развлекали вас.

Уж, коли что не так,

Вы простите нас!

Праздник наш завершаем,

Всех к столу приглашаем!

Праздник завершается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи русской семьи»

Раскрывает  понятия «семья» и «счастливая семья»,  поможет выявить ее особенности.раскрывает  нравственные понятия о семье, традициях и обычаях русской семьиФормирует  систем...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

презентация "Слава русской стороне, слава русской старине"

Презентацию использую на уроках на тему "Русские богатыри"....

Традиции и обычаи русского народа в современном обществе

Древние традиции сохранились до сегодняшних дней и о них должны знать современные дети, чтобы быть ближе к истории своего народа....

Традиции и обычаи русского народа

Цель: расширять представление детей о традиции и обычаях народной культуры;воспитывать учащихся в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

учебный проект "Традиции, обряды и обычаи русского народа"

Проект проводится в рамках учебного предмета ОРКСЭЦели:·Формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.·Фо...

Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского народа»

Занятие направлено на повышение заинтересованности учащихся к изучению традиций и обычаев русского народа, на расширение  исторических знаний и кругозора, развитие творческой активности,восп...