Классный час о доброте
методическая разработка (1 класс) по теме

Нейжмак Марина Николаевна

Классный час в 1 классе  на тему: "Культура мира. Человек среди людей"

Цели:

ознакомить учащихся с понятием "культура мира" и раскрыть его составляющие;

показать значимость  формирования у учеников положительной "Я"- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;

продолжить развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе  на тему: "Культура мира. Человек среди людей"

Цели:

ознакомить учащихся с понятием "культура мира" и раскрыть его составляющие;

показать значимость  формирования у учеников положительной "Я"- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;

продолжить развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а )плакат с темой занятия;

б) на доске  изображён круг, с одной стороны круг поделён на 3 сектора, на которых написаны слова "Я", "Люди", "Природа"; внизу «МИР».

в) горошины по числу учащихся в классе;

г) глобус

д) слайды с изображением природы, презентация.

                                                                  Ход проведения

  1. Организационный момент 

Презентация.(играет спокойная музыка)

- Послушайте эту мелодию и протяните ко мне одну ладонь. ( учитель кладёт каждому на ладонь 1 горошину)

- Рассмотрите внимательно эту горошину и подумайте, на что она похожа.

(учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- А мне эта горошина напоминает нашу Землю. Из космоса она видится такой же маленькой, как и эта горошина: 

--А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля. Закрыли глаза и пофантазировали.                                                                                      

 (Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.)

 -Что представили? (ответы детей.)

--Да, действительно, нашу  планету постоянно окружает море различных звуков и оттенков  цвета. Она  бывает  то  устрашающе  грозной, то прекрасной…

--А  сейчас рассмотрите  глобус.  Что  вы   видите  на нём? (материки, океаны)

--А где же здесь люди?  (Их не видно).

--Каждый  из жителей  планеты  Земля  может  сказать  на  себя  «Я». (Открываю  сектор   Я)

- А кто знает, сколько таких Я,  то есть всех людей  живёт на Земле? (Дети говорят).

----На нашей планете около 6 000 000 000 жителей. Много это или мало? (число на доске - 6 000 000 000)

- Да, ребята, если наша планета из космоса кажется такой маленькой, то мы с вами  кажемся даже меньше горошины. 

- А хотите стать более заметными? Может даже какой-нибудь инопланетянин вас заметит:

- Тогда активно помогайте мне, высказывайте свои мысли.

 --Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о культуре мира,  о том, каким должен быть человек, об его отношении к людям и окружающей  природе.

  1. Мы  жители  огромного  государства. Как  оно называется?  (Россия)

-- Попробуйте  на  глобусе  найти  Россию.  (Показывают).

- Когда-то я услышала такие слова:

Ты, я, он, она -

Вместе целая страна.

Ты, я, он, она -

Вместе дружная семья.

И задумалась: А сколько же людей проживает в нашей стране? Может, вы знаете? 143 000 000

- Каждый человек, в  какой бы  он  не жил  стране, - это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Есть  люди  хорошие и плохие.   Но каждый  человек   должен всегда стараться стать лучше.

  1.    -- А  давайте  прямо  сейчас  постараемся  это  сделать  и  поработаем  добрыми  волшебниками!

Ученик: Стать добрым  волшебником  ну-ка  попробуй,

               Здесь  хитрости  вовсе  не нужно  особой.

               Понять  и  исполнить  желанье  другого –

               Одно  удовольствие, честное  слово!

---В  этом  стихотворении  речь  как  раз  о  том  волшебнике, каким  может  быть  каждый  из  нас.   Главное – захотеть.  А  ещё  постараться   научить  своё  сердце  быть  чутким, а  руки  умелыми  и  щедрыми.  Ведь  хорошо,  когда  ты – домашний  волшебник  и  можешь  помочь  своим  близким  словом  и  делом.

---Итак,  давайте  попробуем  себя  в  роли  волшебников.  Пусть  каждый  из  вас  возьмёт  волшебную  палочку, в  которую  превратится  ваша  ручка,  и  совершится…  чудо!

---Какое?

---А  пусть  каждый  из  вас  вспомнит, что  хорошего  он  совершил  вчера, и  запишет  это  на  волшебном  цветке.

---Итак, волшебство  началось!   (Дети работают  по  группам). Музыка.

Через  время  я  собираю  цветки,  зачитываю  «чудеса».

---Видите, ребята, как вы поработали  волшебниками,  сколько  хороших  и  добрых  дел   совершили.  Верно  говорит  пословица: «Доброта,  что  солнце».   А  в  чём  же  заключалось  ваше  волшебство?

Дети: Уметь  вовремя  помочь  другому  человеку,  сказать  ему  ласковое  слово, улыбнуться…

Учитель:  ---Значит,  главный  волшебник – это  доброта  человеческого слова, взгляда, дела рук,  верно?

ИГРА    ----А  сейчас…

---Поиграем  в  «Ручеёк»  и  подарим  друг  другу  добрые  слова. Встаньте  парами. Нужно  пройти  через Ручеёк, выбрать себе пару и сказать тому, кого выбрал приятные  слова или комплименты. (Я иду первой!)

---Давайте сохраним этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших слов. От этого вы сами будете становиться добрее.

--Пусть нам  волшебный  цветок  поможет  ещё  раз  в  этом  убедиться. Кто  хочет  быть  лепестком  волшебного   Цветика-Семицветика?  (Дети  срывают  лепестки  с  доски,  становятся  в  форме  цветка, мальчики  приседают).  

Я  беру  по очереди  за руку, кружа, каждого , и со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели»  ----Вели  …. произнести  добрые  слова.

«Лепесток», оказавшись около ученика, говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, извиняется за какой-то свой поступок.

- Да, ребята, идеальных людей не бывает, все мы  когда-либо в своей жизни совершаем ошибки.  

Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Нужно учиться  видеть  хорошее  не только в себе, но и в окружающих нас людях.

СЦЕНКИ

---А  теперь  садитесь  поудобнее и закройте глаза.    По  моему  хлопку  их  откроете.

(Завязываю себе платок, надеваю передник. По хлопку дети открывают глаза).

-- Ребята, кто я теперь?

--Бабушка.

--А кто будет мне  внучкой? (выбираю)  

1.  Сейчас мы посмотрим, может ли моя внучка  понять  и  исполнить  желание другого.

(На стол выкладываются клубок ниток, спицы, газета).

Я ищу что-то. Потом спрашиваю: «Ты, внучка, не видела  ли мои очки?»

Если внучка догадывается, то я рада: «Ой, спасибо тебе, вдвоём- то искать веселее!»

А если не помогает, горько вздыхаю: «Полдня ищу! Ни вязать, ни газету почитать!»

Обсуждение:

--Ребята, как вёла себя внучка  по отношению к бабушке? Помогала искать очки?

Какая она? Что вы о ней можете сказать? Как бы вы поступили на её месте? Почему?

2.  – Продолжим играть.  ---Кто  будет  моим  внучком?

(На столе появляются кастрюля, тарелка, ложка).

--- Иди, внучек, кушай!   (Сама бабушка расстроена, всхлипывает, вытирает платком глаза).

-- Я тут тебе супчику сварила, иди, милый, покушай!  (Опять вытирает глаза)

---Не обожгись,-- горячий супчик! Ешь, мой хороший.

Если внук ни о чём не спрашивает, то игра заканчивается. Если спросил, то бабушка объясняет: «Соседка наша заболела сильно, в больницу отправили,  переживаю я за неё.  А  тебе,  внучек, спасибо за заботу».

Обсуждение:

---Что случилось с бабушкой?  По  чему это было заметно?  Как поступить  в  такой   ситуации?  А  с  вами  было  подобное?  Что   вы   чувствовали?

--- Ну  вот,  окончена  игра,  и  с  бабушкой  прощаться  нам  пора.

  1. --Ребята, скажите, а  может ли человек прожить  совершенно  один?   Кого мы видим на планете рядом с собой?.. (других людей)

Открываю  сектор  "Люди".

--- Человек  постоянно  нуждается  в  общении.  Всем  людям  хватает  места  на  Земле, солнца, воздуха, воды  и  пищи.  И  вроде бы  делить  нечего,  но  люди  постоянно  находятся  в  состоянии войны.  Почему?  (Ответы  детей).

--Просто  существуют  два  мира:

Мир  искусства, любви, добра.

Мир зла, глупости, жестокости.

---Каждый  человек  должен  решить  сам, в каком мире ему  жить,  какой  мир  строить.

--А теперь попробуйте продолжить фразу:

- Мне не нравится, когда человек:

(Называют  отрицательные качества личности)

--- Ребята,  от  вас  самих  зависит, как будут складываться отношения с людьми. В  Библии  есть  такая  строчка: «Не  поступай   с  другими  людьми  так, как  не  хотел бы,  чтобы  они  поступили  по  отношению  к  тебе».

--Да,  человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Он  всегда  приветлив, улыбается, проявляет  внимание и заботу. Как ребята  из  нашего  класса.

Стих-е «Настоящие друзья»  С.Михалков

Мальчик Миша  мается –

Миша  заикается.

Как  другие  просто, ясно

Он  не  может  говорить,

И просить его  напрасно

То, что скажет повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву «К»,

Но ребята не смеются—

Дружба мальчиков крепка:

--Ты, Мишутка, не теряйся,

Ты с других пример бери,

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорит слово,

А второго не видать,

Но товарищи готовы,

Если надо, подождать!

--- Какое  прекрасное  слово – дружба. Произносишь  его  и  сразу  вспоминаешь  своего  друга,  с  которым  тебе  интересно  играть, читать  новую  книгу  или  просто  секретничать. Друг – это  мама,  которая  обязательно  поможет  тебе  в  трудную  минуту,  друг – это  школьный  учитель, который  поможет  тебе  заглянуть  в  тайны  знаний,  друг – это  старый  плюшевый  медвежонок с оторванным ухом,  который  выслушает  тебя, когда  тебе  будет  плохо.  

Русский  народ  придумал  много  пословиц  о  дружбе и об отношениях между людьми.  

И  сейчас  вам  предстоит  их  собрать  из  отдельных  кусочков и  громко  прочитать  нам. ( по  на каждую из 5 групп)

  1. Живи  для  людей,  поживут  и  люди  для  тебя.
  2. Жизнь дана на добрые дела.
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  4. Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
  5. Верный друг лучше сотни слуг.

--- Молодцы. Объясните смысл пословиц.  

А  сейчас  споём  нашу  любимую  песню, которая  так  и  называется  «Настоящий  друг».

Песня «Настоящий друг»     

Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден – мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, – слезы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте, – ласка нужна не угрозы.

Чтец 2.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.

--- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие.

  1. --- Готовясь  к  этому  классному часу, вы должны были  ответить на вопрос «Без чего жизнь людей была бы невозможна?»

--- Свои ответы  вы  показали  в рисунках.  Но  пока  они  у  вас   серые,  мрачные. Вам  даётся  немного  времени,  чтобы  сделать  их  яркими,  красочными.

--- А  сейчас  каждая  группа  представьте  свои  рисунки  и  расскажите,  без  чего  же  не  может  прожить  человек.

Учитель:  --- Всё,  о  чём  вы  сейчас  рассказали,  называют  одним  словом «природа».

(Открываю  3  сектор" Природа").

--- Вашему  вниманию  я  предлагаю  небольшой  клип  на тему  «Природа  и  люди»

(Фильм «Жестокость».)

-- Давайте поразмышляем о поступках людей, плохо они поступают или хорошо?

--- Да, в  этом  клипе  люди поступили  плохо, но  вспомните, что  хорошего  для  животных, растений  может  сделать человек?  (Кормушки, скворечники для птиц, подкормка животных в лесах, на водоёмах, посадка зелёных насаждений, охрана лесов, уборка мусора с загрязнённых территорий. Люди  спасают животных, которые попадают в загрязнённые от нефти моря).

Микроитог

- Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

"Ты береги нас, береги!"

 - В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги!"

- Смотрю на глобус- шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: "Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!"

- Сберечь Землю очень важно, но сделать это может только человек знающий и образованный, добрый и внимательный:

- А вы совершали добрые поступки не только для себя, для  своих близких, но и для  нашей  планеты Земля?... –Какие?

7. Итак,  всё,  о  чём  мы  сегодня  с  вами говорили,  можно  назвать одним  словом «мир» (открываю, читают дети).  В  это  понятие  включён  и человек,  и  вся  окружающая  нас  природа.

Я - ЛЮДИ - ПРИРОДА - МИР

- Посмотрите ещё раз на ту горошину, которую я дала вам в начале занятия.

--Сумели ли вы её сохранить?

- Горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить и мир,  в  котором мы живём.  Для этого нужно быть внимательным и бережливым. И  тогда  наша  и без того красивая  планета Земля станет ещё прекрасней!

ЦВЕТОТЕРАПИЯ (идёт клип)

8. Рефлексия.

- Итак, какими же положительными качествами должен обладать человек, чтобы жить в дружбе с другими, любить и беречь этот мир?

----Быть добрым, отзывчивым, бескорыстным, честным, справедливым, порядочным.

9. Итог.

- Встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки, давайте, соединим наш круг.

- Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, уметь дружить по-настоящему, видеть красоту природы, беречь её - это значит владеть "культурой мира".

- Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя, научились дорожить настоящей дружбой.  А если вам будет одиноко, грустно, возьмите простую горошину, посмотрите на неё, вспомните наш разговор, и  вам непременно станет радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира, добра и счастья!

Не забывайте, что только в дружбе и согласии можно сберечь наш хрупкий МИР, только  в  дружбе  и  согласии можно сберечь жизнь на  планете Земля!

(играет мелодия)



Предварительный просмотр:

Стать добрым  волшебником  ну-ка  попробуй,

               Здесь  хитрости  вовсе  не нужно  особой.

               Понять  и  исполнить  желанье  другого –

               Одно  удовольствие, честное  слово!

  1. Стих-е «Настоящие друзья»  С.Михалков

Мальчик Миша  мается –

Миша  заикается.

  1. Как  другие  просто, ясно

Он  не  может  говорить,

И просить его  напрасно

То, что скажет повторить.

  1. Нелегко ему даются

Все слова на букву «К»,

Но ребята не смеются—

Дружба мальчиков крепка:

  1. --Ты, Мишутка, не теряйся,

Ты с других пример бери,

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

  1. Миша выговорит слово,

А второго не видать,

Но товарищи готовы,

Если надо, подождать!

  1. Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден – мало похож на сказку.

  1. В мире без ласки, знайте, – слезы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте, – ласка нужна не угрозы.

 

  1. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

  1. И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.

  1. - Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

"Ты береги нас, береги!"

  1. - В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги!"

  1. - Смотрю на глобус- шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: "Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!"

  1. Живи  для  людей,  поживут  и  люди  для  тебя.

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
  3. Верный друг лучше сотни слуг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

 Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

Классный час "О Доброте и вежливости"

«Чтобы радость людям дарить,...

Классный час "Азбука доброты и вежливости"

Разработка классного часа на очень актуальную тему Доброты и Вежливости....

Классный час о Доброте

На классном часе у учащихся формируется ценностная ориентация и способность формулировать нравственные суждения...

Классный час "Праздник доброты"

Классный час проводится в 1 - 4 классах....

Классный час о доброте

классный час "Доброта"...

Классный час "Час доброты"

В.   Гюго   «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»...