Программа развития классного коллектива
рабочая программа (1 класс) по теме

 Программа развития классного коллектива "Я и другие Я" для обучающихся первого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva_2011-2012.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тогурская начальная общеобразовательная школа»

Программа развития

классного коллектива

"Я и другие Я"

                                  Классный руководитель

                                                                         Салина

                                      Лидия Александровна

Введение

Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности.

 Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.

Школа - тот социальный институт, который с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность самим  участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.

 Программа определяет уровень овладения школьниками знаниями, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.

Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни, для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.

 Цели и задачи программы

 Цели программы:

  1. формирование классного коллектива, актива класса;
  2. стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;
  3. воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;
  4.  изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.

Задачи программы:

  1. пробуждать  интерес  у детей и родителей к совместному творчеству;
  2. создавать атмосферу, способствующую общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;
  3. содействовать  возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;
  4. оказывать  помощь семье в вопросах самообразования детей.

 Программа состоит из девяти разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

  1. Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  1. Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

  1. Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

  1. Принцип обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

  1. Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

  1. Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

ЗАДАЧИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

  1. Сплочение классного коллектива на основе развития ученического самоуправления.
  2.  Глубокое изучение (в том числе с применением методов диагностики) индивидуальных особенностей учащихся, родителей,  межличностных отношений.
  3.  Организация коллективных творческих дел.
  4.   Стимулирование позитивного поведения учащихся, их ориентация на здоровый образ жизни.
  5. Создание условий для творческой самореализации каждого ученика.
  6. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в организации досуга, в их повседневной жизнедеятельности.
  7. Организация и коррекция взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

Основные направления и особенности воспитания

  1."Верность Родине".

 Цель:

  1. воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.

 Задачи:

  1. развитие ребёнка как члена общества;
  2. формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.

Воспитание у детей любви к родному краю, к своей родине, к своему народу.

Изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Люди, прославившие Россию, родное село.

Наша страна. Мы в истории и современной жизни страны. История моей семьи в истории моего села.

Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений.

Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы.

Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации. Человек как патриот своей Родины. Борьба за мир и дружбу между народами.

2. "Дружные ребята".

Цели:

  1. формирование правовой культуры учащихся;
  2. формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;
  3. формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.

Задачи:

  1. приобщать воспитанников к общечеловеческим  ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и  поведению;
  2. создавать  условия для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков.

Дать  представление о гражданстве России, Конституции  Российской Федерации и, важнейших законах страны.  Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в природе.

Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.

Формировать у учащихся нравственные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.

Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт.

  Формировать  и развивать  в ребёнке:

  1. чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;
  2. отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;
  3. протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.

 Ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка.

Ученик должен:

  1. усвоить правовые нормы своего поведения;
  2. знать, кто и как защищает права человека;
  3. уважать права другого человека;
  4.  знать, кто защищает права ребёнка;
  5. знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.

 3. "Моя семья".

 Цели:

  1. воспитание любви к родителям;
  2. налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.

Задачи:

  1. способствовать  возникновению  духовной близости, теплоты между детьми и родителями;
  2. создавать  условия  для взаимопонимания  и совместной работы между учителем и родителями.

  Формировать  представления о семье и обществе. Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети-сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за семью. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы.

Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.

  4. "Природа".

 Цели:

  1. формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
  2. формирование экологического сознания школьников.

 Задачи:

  1. выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
  2. выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.

 Продолжение знакомства с окружающей природой.

Природа - основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей.

Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё.

Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека.

Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.

 Помнить правила поведения в природе.

 Ученик должен:

  1. участвовать в природоохранительных мероприятиях;
  2. уметь рассказывать о природе своего края;
  3.  знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;
  4.  знать Красную книгу России и Томской области;
  5. знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;
  6. знать организации по охране природы;
  7. знать меры по охране природы.

 5. «Полезные привычки».

Цель:

  1. овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  1. предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем;
  2. учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними;
  3.  учить детей эффективно общаться;
  4. учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
  5. помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

6. "Моя безопасность".

Цель:

  1. формирование культуры безопасного поведения.

 Задачи:

  1. формировать у ребёнка положительные навыки и стереотипы, из которых складывается бытовая культура безопасности человека.

 Формирование у учащихся навыков аккуратности, чистоплотности.

 Формирование внимания к огню, запаху газа или свисающему проводу.

 Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.

 Знание правил оказания первой помощи, сигналов оповещения о ЧР, номеров телефонов экстренных служб.

  7. "Красота вокруг".

Цели:

  1. воспитание эстетических чувств у детей;
  2. приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

 Задачи:

  1. привлекать  учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;
  2. знакомить  учащихся с  различными  видами  искусств;
  3. прививать  интерес  к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

 Развивать  у детей общие  художественные  и изобразительные  способности , творческое воображение, стремление  к гармонии внешней и внутренней, стремление  видеть и созидать красоту.

Формировать  восприятие и понимание  музыки и изобразительного искусства.

Формировать  знания о культуре народа, её орнаментальном богатстве, разнообразии и красоте (резьба, роспись по дереву, вышивка и т.д.). Развивать  интерес  к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти

Участие в беседах о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях, кино, концертах. Участие в организации и проведении народных праздников, игр, обрядов, юбилейных и памятных дат в культурной жизни села, страны, мира. Выпуск стенгазет.

 Ученик должен:

  1. любить и хранить национальную культуру;
  2.  стремиться всё делать красиво;
  3. уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
  4.  знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов  своего края, России и других стран.

8. "Труд".

 Цели:

  1. формирование трудовых навыков школьников;
  2. воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.

Задачи:

  1. воспитывать  положительное  отношение к труду как к высшей человеческой ценности;
  2. воспитывать  бережливость, экономное  использование  средств.

  Понятие о трудовых нормах жизни: учебный труд, труд в семье. Труд - постоянная забота о человеке и о себе. Труд - источник обеспечения средствами существования. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их.

Воспитывать  трудолюбие, бережное  отношение  к вещам и школьным принадлежностям.

Физический труд и умственная работа.

Формировать  у  учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.

Ученики должны:

  1. уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;
  2.  уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;
  3. уважать и ценить труд людей.

9. "Познание".

Цели:

  1. формирование ценностного отношения к знаниям;
  2. воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

 Задачи:

  1. выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;
  2.  развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
  3. формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности, потребность к самосовершенствованию.

Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.

Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время.

Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.

Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания. Воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.

  Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.

Использованная литература.

<>Закон Российской Федерации "Об Образовании".

<>Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.

<>Журналы "Классный руководитель".

№ п/п

Содержание воспитательной работы

Дата

1-ая неделя

1.День Знаний (торжественная линейка).

2.Кл. час. «Здравствуй, школа!».

3.  Занятие по ПДД

01.09

01.09

03.09

2-ая неделя

1.Неделя безопасности.

Экскурсия по ПДД «Мы пешеходы»

 2.Презентация «Тогур  в красках осени».

3. Законы, по которым мы живём.

07.09

8.09

3-я неделя

Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 1.Тема: « Я – неповторимый человек»

15.09

4-ая неделя

1.Классный час «В кругу семьи».

2. Подготовка к празднику «Дары осени».

22.09

5-ая неделя

1.Занятие по курсу « Полезные привычки».  Урок 2.Тема «Культура моей страны и я».

2.Праздник «Дары осени»

29.09

6-ая неделя

1. Кл.час  «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

2. Родительское собрание. Тема: «Роль семьи в формировании мотивации учения».

6.10

     7.10

7-ая неделя

1.Занятие  по курсу «Полезные привычки».  Урок 3.Тема «Чувства».

2.Беседа. Страницы истории нашего села.

13.10

8-ая неделя

1. Мониторинг «Уровень школьной мотивации». «Социальный статус обучающихся».

2. Беседа – диспут: «Для кого надо учиться?»

20.10

1. Каникулы.

9-ая неделя

1.Кл.час – путешествие: «Старичок – боровичок».

1. Праздник «Мы школьниками стали»

27.10

3.11

10-ая неделя

1.Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкий уровень школьной мотивации.

2.Устный журнал «Выдающиеся люди нашего села»

  17.11

11-ая неделя

1. Кл.час «Литературная угадайка».

24.11

25.11

12-ая неделя

 1. Беседа: «Безопасность на воде в любое время года»

2.Дорога в школу и домой. Наша улица.

1.12

13-ая неделя

1.Игровое занятие «Спешим на помощь Кузе».

8.12

14-ая неделя

1.Занятие  по курсу «Полезные привычки».  Урок 4. «О чём говорят чувства »

2.Подготовка к конкурсу проектов по украшению класса к Новому году.

15.12

15-ая неделя

2. Разучивание игр, песен к новогоднему утреннику.

3. Конкурс проектов «Праздничное украшение класса».

4. Кл.час «Наше село сегодня.»

22.12

16-ая неделя

1. Новогодний утренник.

2.Операия «Портфель».

29.12

1.Каникулы.

17-ая неделя

1. Кл. час «Братья наши меньшие»

2.Изготовление кормушек для птиц.

12.01

18-ая неделя

1.Занятие  по курсу «Полезные привычки».  Урок 5. «Множество решений»

2. Кл.час: «Ежели вы вежливы». Как разговаривать по телефону.

19.01

19-ая неделя

1.»Сохраним себе жизнь». Общие правила перехода улиц и дорог. Практическое занятие на улицах села.

2. Конкурс «А у нас Новый год»

26.01

20-ая неделя

1. Кл. час Они нуждаются в защите.

2.01

1. Каникулы.

21-ая неделя

1.Занятие  по курсу «Полезные привычки».  Урок 6. «Решения и здоровье»

9.02

22-ая неделя

1. Праздник «День защитника Отечества»

22.02-

23-ая неделя

1. Кл.час : «Моя родословная»

2. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

29.02

24-ая неделя

1. Праздник, посвящённый международному женскому дню 8 Марта.

7.03-

25-ая неделя

  1. Кл. час «Мои лучшие друзья»
  2. Кл.час  «В гостях у Мойдодыра»

15.03

1. Каникулы.

26-ая неделя

1. Занятие  по курсу «Полезные привычки».  Урок 7. «Нужные и ненужные тебе лекарства.»

5.04

27-ая неделя

1.Игра «Слабое звено» (Тема: «Планета Земля»

12.04

28-ая неделя

1. Утренник «Будьте вежливы»

19.04

29-ая неделя

1. Кл. час «Поговорим о доброте»

26.04

30-ая неделя

1. Занятие  по курсу «Полезные привычки».  Урок 8. «Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор»

3.05

31-ая неделя

1. Кл.час «Этот День Победы…»    

2. Участие  в школьном митинге, посвящённом  9 Мая.

10.05

32-ая неделя

1. Спортивный праздник «Папа, мама, я- дружная семья.»

17.05

33-я неделя

1. Праздник «Прощание с первым классом»

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

Программа развития классного коллектива

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...