Программа развития классного коллектива
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа развития классного коллектива "Я и другие Я" для обучающихся первого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva_2011-2012.docx | 51.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тогурская начальная общеобразовательная школа»
Программа развития
классного коллектива
"Я и другие Я"
Классный руководитель
Салина
Лидия Александровна
Введение
Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности.
Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.
Школа - тот социальный институт, который с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность самим участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.
Программа определяет уровень овладения школьниками знаниями, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.
Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни, для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- формирование классного коллектива, актива класса;
- стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;
- воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;
- изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.
Задачи программы:
- пробуждать интерес у детей и родителей к совместному творчеству;
- создавать атмосферу, способствующую общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;
- содействовать возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;
- оказывать помощь семье в вопросах самообразования детей.
Программа состоит из девяти разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
- Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
- Принцип свободы участия
Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Принцип сотворчества
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
- Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
ЗАДАЧИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
- Сплочение классного коллектива на основе развития ученического самоуправления.
- Глубокое изучение (в том числе с применением методов диагностики) индивидуальных особенностей учащихся, родителей, межличностных отношений.
- Организация коллективных творческих дел.
- Стимулирование позитивного поведения учащихся, их ориентация на здоровый образ жизни.
- Создание условий для творческой самореализации каждого ученика.
- Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в организации досуга, в их повседневной жизнедеятельности.
- Организация и коррекция взаимодействия учителей, учащихся и родителей.
Основные направления и особенности воспитания
1."Верность Родине".
Цель:
- воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.
Задачи:
- развитие ребёнка как члена общества;
- формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.
Воспитание у детей любви к родному краю, к своей родине, к своему народу.
Изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Люди, прославившие Россию, родное село.
Наша страна. Мы в истории и современной жизни страны. История моей семьи в истории моего села.
Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений.
Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы.
Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации. Человек как патриот своей Родины. Борьба за мир и дружбу между народами.
2. "Дружные ребята".
Цели:
- формирование правовой культуры учащихся;
- формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;
- формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.
Задачи:
- приобщать воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;
- создавать условия для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков.
Дать представление о гражданстве России, Конституции Российской Федерации и, важнейших законах страны. Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в природе.
Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.
Формировать у учащихся нравственные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.
Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт.
Формировать и развивать в ребёнке:
- чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;
- отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;
- протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.
Ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Ученик должен:
- усвоить правовые нормы своего поведения;
- знать, кто и как защищает права человека;
- уважать права другого человека;
- знать, кто защищает права ребёнка;
- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.
3. "Моя семья".
Цели:
- воспитание любви к родителям;
- налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.
Задачи:
- способствовать возникновению духовной близости, теплоты между детьми и родителями;
- создавать условия для взаимопонимания и совместной работы между учителем и родителями.
Формировать представления о семье и обществе. Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети-сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за семью. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы.
Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.
4. "Природа".
Цели:
- формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
- формирование экологического сознания школьников.
Задачи:
- выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
- выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.
Продолжение знакомства с окружающей природой.
Природа - основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей.
Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё.
Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека.
Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.
Помнить правила поведения в природе.
Ученик должен:
- участвовать в природоохранительных мероприятиях;
- уметь рассказывать о природе своего края;
- знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;
- знать Красную книгу России и Томской области;
- знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;
- знать организации по охране природы;
- знать меры по охране природы.
5. «Полезные привычки».
Цель:
- овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем;
- учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними;
- учить детей эффективно общаться;
- учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
- помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
6. "Моя безопасность".
Цель:
- формирование культуры безопасного поведения.
Задачи:
- формировать у ребёнка положительные навыки и стереотипы, из которых складывается бытовая культура безопасности человека.
Формирование у учащихся навыков аккуратности, чистоплотности.
Формирование внимания к огню, запаху газа или свисающему проводу.
Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.
Знание правил оказания первой помощи, сигналов оповещения о ЧР, номеров телефонов экстренных служб.
7. "Красота вокруг".
Цели:
- воспитание эстетических чувств у детей;
- приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
- привлекать учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;
- знакомить учащихся с различными видами искусств;
- прививать интерес к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Развивать у детей общие художественные и изобразительные способности , творческое воображение, стремление к гармонии внешней и внутренней, стремление видеть и созидать красоту.
Формировать восприятие и понимание музыки и изобразительного искусства.
Формировать знания о культуре народа, её орнаментальном богатстве, разнообразии и красоте (резьба, роспись по дереву, вышивка и т.д.). Развивать интерес к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти
Участие в беседах о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях, кино, концертах. Участие в организации и проведении народных праздников, игр, обрядов, юбилейных и памятных дат в культурной жизни села, страны, мира. Выпуск стенгазет.
Ученик должен:
- любить и хранить национальную культуру;
- стремиться всё делать красиво;
- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов своего края, России и других стран.
8. "Труд".
Цели:
- формирование трудовых навыков школьников;
- воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.
Задачи:
- воспитывать положительное отношение к труду как к высшей человеческой ценности;
- воспитывать бережливость, экономное использование средств.
Понятие о трудовых нормах жизни: учебный труд, труд в семье. Труд - постоянная забота о человеке и о себе. Труд - источник обеспечения средствами существования. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их.
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к вещам и школьным принадлежностям.
Физический труд и умственная работа.
Формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.
Ученики должны:
- уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;
- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;
- уважать и ценить труд людей.
9. "Познание".
Цели:
- формирование ценностного отношения к знаниям;
- воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.
Задачи:
- выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;
- развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
- формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности, потребность к самосовершенствованию.
Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.
Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время.
Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.
Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания. Воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.
Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.
Использованная литература.
<>Закон Российской Федерации "Об Образовании".
<>Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.
<>Журналы "Классный руководитель".
№ п/п | Содержание воспитательной работы | Дата | |
1-ая неделя | 1.День Знаний (торжественная линейка). 2.Кл. час. «Здравствуй, школа!». 3. Занятие по ПДД | 01.09 01.09 03.09 | |
2-ая неделя | 1.Неделя безопасности. Экскурсия по ПДД «Мы пешеходы» 2.Презентация «Тогур в красках осени». 3. Законы, по которым мы живём. | 07.09 8.09 | |
3-я неделя | Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 1.Тема: « Я – неповторимый человек» | 15.09 | |
4-ая неделя | 1.Классный час «В кругу семьи». 2. Подготовка к празднику «Дары осени». | 22.09 | |
5-ая неделя | 1.Занятие по курсу « Полезные привычки». Урок 2.Тема «Культура моей страны и я». 2.Праздник «Дары осени» | 29.09 | |
6-ая неделя | 1. Кл.час «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» 2. Родительское собрание. Тема: «Роль семьи в формировании мотивации учения». | 6.10 7.10 | |
7-ая неделя | 1.Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 3.Тема «Чувства». 2.Беседа. Страницы истории нашего села. | 13.10 | |
8-ая неделя | 1. Мониторинг «Уровень школьной мотивации». «Социальный статус обучающихся». 2. Беседа – диспут: «Для кого надо учиться?» | 20.10 | |
1. Каникулы. | |||
9-ая неделя | 1.Кл.час – путешествие: «Старичок – боровичок». 1. Праздник «Мы школьниками стали» | 27.10 | |
3.11 | |||
10-ая неделя | 1.Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкий уровень школьной мотивации. 2.Устный журнал «Выдающиеся люди нашего села» | 17.11 | |
11-ая неделя | 1. Кл.час «Литературная угадайка». | 24.11 25.11 | |
12-ая неделя | 1. Беседа: «Безопасность на воде в любое время года» 2.Дорога в школу и домой. Наша улица. | 1.12 | |
13-ая неделя | 1.Игровое занятие «Спешим на помощь Кузе». | 8.12 | |
14-ая неделя | 1.Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 4. «О чём говорят чувства » 2.Подготовка к конкурсу проектов по украшению класса к Новому году. | 15.12 | |
15-ая неделя | 2. Разучивание игр, песен к новогоднему утреннику. 3. Конкурс проектов «Праздничное украшение класса». 4. Кл.час «Наше село сегодня.» | 22.12 | |
16-ая неделя | 1. Новогодний утренник. 2.Операия «Портфель». | 29.12 | |
1.Каникулы. | |||
17-ая неделя | 1. Кл. час «Братья наши меньшие» 2.Изготовление кормушек для птиц. | 12.01 | |
18-ая неделя | 1.Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 5. «Множество решений» 2. Кл.час: «Ежели вы вежливы». Как разговаривать по телефону. | 19.01 | |
19-ая неделя | 1.»Сохраним себе жизнь». Общие правила перехода улиц и дорог. Практическое занятие на улицах села. 2. Конкурс «А у нас Новый год» | 26.01 | |
20-ая неделя | 1. Кл. час Они нуждаются в защите. | 2.01 | |
1. Каникулы. | |||
21-ая неделя | 1.Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 6. «Решения и здоровье» | 9.02 | |
22-ая неделя | 1. Праздник «День защитника Отечества» | 22.02- | |
23-ая неделя | 1. Кл.час : «Моя родословная» 2. Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 29.02 | |
24-ая неделя | 1. Праздник, посвящённый международному женскому дню 8 Марта. | 7.03- | |
25-ая неделя |
| 15.03 | |
1. Каникулы. | |||
26-ая неделя | 1. Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 7. «Нужные и ненужные тебе лекарства.» | 5.04 | |
27-ая неделя | 1.Игра «Слабое звено» (Тема: «Планета Земля» | 12.04 | |
28-ая неделя | 1. Утренник «Будьте вежливы» | 19.04 | |
29-ая неделя | 1. Кл. час «Поговорим о доброте» | 26.04 | |
30-ая неделя | 1. Занятие по курсу «Полезные привычки». Урок 8. «Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор» | 3.05 | |
31-ая неделя | 1. Кл.час «Этот День Победы…» 2. Участие в школьном митинге, посвящённом 9 Мая. | 10.05 | |
32-ая неделя | 1. Спортивный праздник «Папа, мама, я- дружная семья.» | 17.05 | |
33-я неделя | 1. Праздник «Прощание с первым классом» | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: Систему базовых национальных ценностей...
программа развития классного коллектива
В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...
Программа развития классного коллектива
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива....
Программа развития классного коллектива
Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...