«Формирование духовно-нравственных аспектов младших школьников в условиях ФГОС»
статья на тему
Направление: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников и младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_regionalnaya_konferenciya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников и младших школьников»
Тема: «Формирование духовно-нравственных аспектов младших школьников в условиях ФГОС»
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внутренних и внешних вызовов, в укреплении социальной солидарности, к согражданам , к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Именно в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская духовная и культурная жизнь ученика начальных классов. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений , переоценка ценностей,- утверждал Л.С. Выготкий, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
В условиях нашей республики имеется разнообразный этнический и религиозный состав населения. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
В связи с вышесказанным, с целью углублённого изучения знаний младшего школьника о родном крае были проведены диагностические исследования учащихся начальных классов. Было опрошено 126 детей. Средний уровень знаний показали – 102 ребёнка, показатели ниже среднего у 24 детей. Не вызвали трудностей ответы на вопросы природоведческого характера: названия животных, явления природы. Трудности вызвали вопросы, связанные с названиями населённых пунктов, находящихся за пределами посёлка, вопросы, касающиеся охраны природы и экологии. Не все дети знают о существовании промышленных предприятий в районе, о достопримечательностях родного края.
Вывод: в целом, дети обнаруживают средние показатели по всем проведенным методикам, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня социализации детей младшего школьного возраста, в соответствии с теми вопросами, которые требуют доработки. При этом, наличие специального учебного пособия и разработанной методики по его использованию значительно повысит эффективность данной работы и позволит перевести большую часть детей со среднего на высокий уровень социализированности.
Для решения вопросов духовно-нравственного воспитания самым юным россиянам огромное значение имеет формирование такого качества личности как гражданственность. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
В Каменском лицее в рамках проекта по духовно-нравствненному воспитанию разработан и реализован курс для учащихся вторых классов «Я – гражданин». По новым требованиям ФГОС воспитывает ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Для продолжения этой работы мы разработали рабочую тетрадь «Я-житель Кабанского района» для учащихся 3-4 классов. Эти рабочие тетради получили рецензию кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ Т.Ц. Тудуповой. К тетрадям разработаны методические пособия. Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.
Содержание рабочей тетради «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности, учитывая инновационную образовательную среду в начальной школе. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала» строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей, например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.
Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком по своей малой Родине. Он изображен в тетради, а на уроке должен оживать, принимать активное участие в работе. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.
Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания, например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве, в сказочном государстве……». Эти и многие другие творческие задания позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.
Большое внимание уделяется работе со словарём. В доступной форме дети находят объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».
Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, таких как: « Почему село Байкало - Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии?» В рабочей тетради встречаются задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги Историку собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и презентацию о профессиях твоих родителей».
На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, формируется толерантное отношение к соседствующим народам. Обращение к истории и современности Кабанского района позволяет младшим школьникам более внимательно относиться к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
Итог изучения рабочей тетради - контрольные и обобщающие уроки в «Дневнике Путешественника».
Введение ФГОС начального образования заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное- по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты.
Если речь идёт о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или неодобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом. В таком курсе как ………….главной задачей будет не изучение географических понятий (хотя это и важно) , а умение осознанно читать текст, искать в нём нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придётся не только сочинения, но и заметки в газету, обращение к главе района и т.д. Ведь воспитание гражданина- один из главных результатов любой системы образования.
В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность , а не просто совокупность неких знаний в голове- вот к чему мы стремимся. Работа с тетрадью предусматривает самообразование учащихся, ведь это очень важный момент в современном обществе. Важно не просто передать знания человеку, а научит его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На наших уроках особое внимание уделяется развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому, уже с 1 класса надо включать 1 час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребёнка, но собственного проекта.
Литература
1. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.
Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
2.В.Г.Котов, В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002
3.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.
4.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008
5. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на краеведческом материале
Из опыта работы учителя начальных классов...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Выступление на МК учителей начальных классов ....
«Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»
Обобщение опыта «Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»....
Комментарии
Голосую. Оцените мою работу,
Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941