Занятие о культуре общения
методическая разработка (4 класс) по теме
Клуб по формированию культуры общения.
Тема: О культуре общения.
Цели и задачи:
- привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
- формировать навыки этического общения.
- развивать творческие способности,
провести практикум по вопросам этики общения.
Предварительная подготовка:
- разработка занятия;
- подготовка этических ситуаций;
- разучивание скороговорок, стихотворений;
- выставка произведений на этическую тему;
оформление кабинета;
Ход занятия:
Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.
Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.
Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».
Выполним несколько заданий.
1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.
1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете
Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.
2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.
(Дети выполняют задание).
3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:
- Громко, чтобы привлечь внимание.
- Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимания.
- Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
- Смело и решительно.
- С угрозой, чтобы все вас начали бояться.
Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.
- Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
В. Приходько
- Прочтите с гневом, стремлением устрашить:
Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
М. Чистяков
Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:
-Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха-
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы-
Четыре метра!
Писку-визгу
Двести граммов,
Плюс пол-литра
Шумов гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки!
-Дам все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Б. Заходер
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.
Помните, что в умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.
- Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
- Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
- Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
- Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.
Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.
Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.
Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.
Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.
Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.
К нежелательным жестам относятся:
- Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
- Барабанить карандашом или линейкой по столу;
- Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
- Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
- Болтать ногами, сидя за столом;
Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые неизвестны другим.
Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.
Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.
Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие о культуре общения | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие.
Клуб по формированию культуры общения.
Тема: О культуре общения.
Цели и задачи:
- привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
- формировать навыки этического общения.
- развивать творческие способности,
провести практикум по вопросам этики общения.
Предварительная подготовка:
- разработка занятия;
- подготовка этических ситуаций;
- разучивание скороговорок, стихотворений;
- выставка произведений на этическую тему;
оформление кабинета;
Ход занятия:
Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.
Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.
Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».
Выполним несколько заданий.
1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.
1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете
Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.
2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.
(Дети выполняют задание).
3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:
- Громко, чтобы привлечь внимание.
- Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимания.
- Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
- Смело и решительно.
- С угрозой, чтобы все вас начали бояться.
Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.
- Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
В. Приходько
- Прочтите с гневом, стремлением устрашить:
Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
М. Чистяков
Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:
-Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха-
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы-
Четыре метра!
Писку-визгу
Двести граммов,
Плюс пол-литра
Шумов гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки!
-Дам все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Б. Заходер
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.
Помните, что в умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.
- Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
- Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
- Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
- Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.
Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.
Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.
Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.
Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.
Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.
К нежелательным жестам относятся:
- Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
- Барабанить карандашом или линейкой по столу;
- Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
- Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
- Болтать ногами, сидя за столом;
Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые неизвестны другим.
Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.
Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.
Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»
Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»...
Занятия по культуре общения и этикету с младшими школьниками
Воспитание ребенка, привитие ему навыков и привычек культурного повeдeния начинaeтся в семье, но систематическая работа по вocпитанию культуры проводится в школе. Целенап...
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...
Комментарии
занятие о культуре общения
привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
формировать навыки этического общения.
развивать творческие способности,провести практикум по вопросам этики общения.