«Встреча друзей. Масленица».
методическая разработка (1 класс) по теме
Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С. Пушкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия.
«Встреча друзей. Масленица».
Цель:
Обобщить знания учащихся о духовно-нравственном воспитании, сохранении традиций народной культуры при участии международного школьного обмена с гимназией имени Лихтвера город Вурцен (Германия).
Задачи:
Углубить знания детей о малых жанрах фольклора.
Расширить знания детей о православном празднике « Масленица».
Преодоление языкового барьера.
Воспитывать чувство любви к Родине, к её прошлому, к старинным традициям, к народному языку.
Прививать интерес к изучаемым предметам, затронув при этом эмоциональную сферу.
Формировать активность в поиске знаний, познавательного интереса.
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при работе в группах.
Умение слушать и если понадобиться дополнить ответы учащихся.
Умение анализировать ответы товарищей и оценивать их, делать самостоятельные выводы.
Тип – Классный час.
Оборудование:
- аудиозаписи;
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- выставка книг;
- стенды, плакаты ;
- шали;
- материал, для приготовления чучела;
- ручки, листы бумаги;
- бейджики.
План.
1 этап – Организационный момент. Знакомство – 5 минут
2 этап – Урок русского языка – 10 минут
3 этап – Русская масленица – 20 минут
4 этап – Живые картинки – 6 минут
5 этап – Расставаться пора… - 4 минуты
Конспект занятия.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Организационный момент. Знакомство – 5 минут | |
Цель этапа (учителя): развивать навыки культурного общения | Цель этапа (ученика): умение общаться со сверстниками, немецкой делегацией |
Деятельность 1. -Друзья, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались… -Здравствуйте, дорогие наши гости, дорогие ученики. Найдите слово на плакате. Прочитаем его хором. -А кому это слово адресовано? | Деятельность 1. Дети заходят в класс. Немецкие гости проходят, садятся за столы. Дети читают стихотворения для начала урока. - Здравствуйте! - Всем, кто находится в нашем классе. ( Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их). |
Деятельность 2. - У нас сегодня в гостях учащиеся из ГДР, они живут и учатся в Вурцене. - О нашей давней дружбе расскажет директор школы Чухина Ирина Николаевна. - Слово директору. ( В её выступлении содержится информация, отражённая нами в « Пояснительной записке» к занятию). -Спасибо, Ирина Николаевна! | Деятельность 2. Дети внимательно слушают директора школы, в конце задают вопросы: - А когда мы сможем поехать в Германию? - Где мы там будем проживать? И т.д. - Спасибо, Ирина Николаевна! |
Деятельность 3. Беседа. -Ребята, а как вы назовете наше сегодняшнее занятие? Подумайте, а я вам помогу. - Если мы встречаем гостей, то это … - Если мы ещё не знаем друг о друге ничего, то это … -А знакомство предполагает … - Хорошо! Молодцы! | Деятельность 3. Ответы детей. - Встреча. - Знакомство. - Общение. |
Деятельность 4. - Я вовлекаю всех вас в игру « Здравствуйте!» -Хорошо! Я обращаюсь к гостям. - Хотите вместе с нами позаниматься на уроке русского языка? ( Перевод на немецкий язык им предоставляем). | Деятельность 4. Дети произносят слова игры, импровизируя при этом. Подходят к гостям, называют своё имя и спрашивают их. - Дети дают гостям листочки и ручки для предстоящей работы. |
Этап 2. Урок русского языка. 10 минут. | |
Цель этапа (учителя): продолжить формирование учебные навыки | Цель этапа (ученика): учить ориентироваться в материале урока, делать выводы. |
Деятельность 5. - Это сейчас мы с вами читать умеем, а совсем недавно мы изучили азбуку … - Внимание на экран. ( На экране фрагмент из учебного фильма о букве А) - Хорошо! Работаем. Смоделируйте букву А из цветных карандашей. - Поработаем в прописи. А гости на листочках. - Повторим правило посадки. | Деятельность 5. - От А до Я. Дети и гости выкладывают букву А из цветных карандашей. Дети смотрят на плакат и садятся правильно. |
Деятельность 6. - Учитель пишет на доске. Ая / АЯ / ая / АЯ - О чём говорят нам эти буквы? - хорошо. А теперь запишите имена гостей и наши. - Какие имена гостей вы запомнили при знакомстве? - Запишем Менди , Тобиз - А наши на букву А и Я ? | Деятельность 6. Дети пишут в прописи. - О дружбе, они вместе, взялись за руки. - Менди, Тобиз. - Алина, Яша |
Деятельность 7. - Покажите работы друг другу. | Деятельность 7. Дети со своими прописями подходят к гостям, показывают свои работы, смотрят у них. |
Деятельность 8. Предлагаю отдохнуть. - Назовите героев. - А теперь в алфавитном порядке. | Деятельность 8. Дети встают. - Зайка, мишка, ёжик, волк. - Волк, ёжик, зайка, мишка. |
Деятельность 9. - Дети, а как вы оцениваете наше взаимное общение? - Хорошо. Заканчивая наш маленький урок русского языка, я прошу из россыпи букв составить слово. у р ь д з я - Хорошо. Спасибо за урок. | Деятельность 9. Ответы детей. - Мы вместе писали, показывали друг другу работы, помогали. - Дети (6 человек) подходят к гостям, берут за руку и выбирают букву. Затем составляют слово: ДРУЗЬЯ Берутся за руки и образуют общий круг. |
Этап 3. Русская масленица. 20 минут | |
Цель этапа (учителя): углубить знания детей о малых жанрах фольклора; преодоление языкового барьера. | Цель этапа (ученика): учить ориентироваться в материале урока, делать выводы |
Деятельность 10. Беседа. - Дети, наша встреча продолжается. Что интересного нас ждет? - Помогут нам в этом воспоминания о вчерашнем празднике Масленицы, в котором мы принимали участие. - Слово учителю. - У нашего народа, как и любого другого, одно из традиций - оформлять своё жилище. В нашем классе есть уголок « Откроем бабушкин сундук», где представлены личные вещи моей бабушки. Это и одежда – рубахи, шали, и посуда… ( В фильме, который мы прилагаем, этот момент отражен) - А о масленице мы расскажем вместе. -Из истории… -Масленица длилась 7 дней. Что об этом вам известно? | Деятельность 10. Ответы детей. - Мы сейчас постараемся рассказать нашим гостям об одной нашей традиции праздновать Масленицу. -Дети и гости рассматривают экспонаты. -Ученик рассказывает. Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать увлечения. Дети называют дни. Понедельник – Встреча. Вторник- Заигрыш Среда – Лакомка Четверг – Разгуляй Пятница – Тещины вечорки Суббота – Заловкины посиделки Воскресенье – Проводы (Прощальное. Целовник. Прощёный день) |
Деятельность 11. -Русская семья была очень большая. Степень родства определялась словами: отец, мать, сын, дочь, теща, тесть, зять, сноха ( невестка), заловка, деверь. Учитель поясняет эти слова. А теперь подробнее расскажем о каждом дне. -А какая же начинка может быть у сладких пирогов на Масленицу? -Рассмотрите иллюстрацию. Что на площади мы можем увидеть? -Поиграем и мы. Представим себя в роли медведя. – Повторим хором. А кто может рассказать быстро и четко? – А, еще какие скороговорки знаете? | Деятельность 11. Дети поясняют значения знакомых слов. – Символ этого праздника – чучело в виде девушки. Эта девушка – символ уходящей зимы. Сделано чучело из соломы и одето в яркое платье. Праздник длится неделю, и все дни имеют свои названия. Первый день называется «встреча». К этому дню устраивают горы, качели, столы со сладостями. Дети в этот день кричат скороговоркой: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!». Ответы детей. 2 день - «Заигрыш». На заигрышах с самого утра девицы и молодцы катаются на горах, качаются на качелях, разъезжают на санях. Ответы детей. Цветной шатёр, весёлого скомороха, яркие знамёна, воздушные шары, большую снежную горку. – Третий день называется «лакомка». Тёща приглашает зятя к себе на блины. В этот день поют песни, разыгрывают сценки из жизни людей и животных. Ну и мы сейчас отдохнём, разыграем небольшую сценку. Представьте, что мы в роли медведей на Масленице. Дети встают вместе с гостями. Мишенька Иваныч Родом боярыч (топаем ногой) Ходи, ну, похаживай Говори, поговаривай (переваливаемся) Да не гнись дугой Словно мешок тугой (согнуться и разогнутся) Да ну поворотись, Развернись, Добрым людям покажись (повороты) Представь, как тёща Про зятя блины пекла, (показываем руками) Да угорела, Головушка заболела. (Руками обхватываем голову руками и покачиваем ею). Четвёртый день называется «разгуляй». Начинается масленичный разгул. На главной площади сжигают чучело. Скоморохи и в этот день не умолкают. Дети загадывают загадки. – На пятый день «тещины вечорки». Теперь наоборот зять приглашает тещу на блины с самого вечера. На ужин собирается вся родня, которая веселится. Акулина-пышка На улицу вышла, На камушек села, Пять лягушек съела. Ответы детей. – На шестой день молодая жена принимает молодую родню. Этот день называется «посиделки». А на улице идет бойкое взятие снежного городка. Возьмут городок, а воеводу окунут в снег, подымут, отряхнут. И начнутся песни, пляски. – На седьмой день все прощаются с праздником. Называется «проводы». Прощаясь, говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Заканчивается Масленица и наступает время… Текут ручьями снег и лед, у птиц на север перелет, лед пробудился ото сна, все дольше день, пришла… (весна). |
Деятельность 12. -Какое угощение всех ждет? Мы предлагаем рецепт блинов, взятый из кулинарной книги. -Давайте покажем, изобразим процесс выпекания блинов. -Спасибо. | Деятельность 12. - Это блины. - Дети импровизируют, двигаются, общаются с гостями, « угощая» их блинами. |
Этап 4. Живые картинки. – 6 минут | |
Цель этапа (учителя): Учить навыкам совместной деятельности, работе в коллективе. | Цель этапа (ученика): Учить работать последовательно, в группе, осуществлять взаимопомощь |
Деятельность 13. - Мы знаем, что в один из дней сжигали чучело. - Я предлагаю вам сначала собрать это чучело, соорудить полную картину с « огнём». Всё необходимое имеется. Пояснение на немецком языке дает Чухина И.Н. - Хорошо. Сжигая чучело, люди прощались с зимой словами: -Дети, когда мы рассматривали картинки из русского быта, то в одежде русской женщины выделяется одна вещь. Какая? | Деятельность 13. - Совместная деятельность учащихся и гостей по созданию чучела и создания картинки. -Ученик: Уходи , зима седая! Уже красавица весна Колесница золотая Мчится с горной вышины. -Это шаль, т.е. большой платок. |
Деятельность 14. - В нашей современной жизни шали тоже в моде. Я предлагаю вам игру « Шали». - Вы как можно быстрее, аккуратнее, красивее надеваете шаль и величаво прохаживаетесь. Спасибо, здорово, молодцы! | Деятельность 14. -Приглашаются: одна девочка 1 класса и девушка-гостья. Игра повторяется 3 раза. |
Этап 5. Расставаться пора… 4 минуты | |
Цель этапа (учителя): способствовать созданию дружеской обстановки в коллективе. | Цель этапа (ученика): уметь оценить свою деятельность, сделать выводы: чему учились? как учились? Зачем учились? |
Деятельность 15. -Друзья, наша встреча подходит к концу. Вспомним, как мы определили наше занятие? - А какими словами вы дополните это? - Хорошо, я предлагаю вам оценить свою деятельность по « Методу пяти пальцев». Этот метод вам знаком. | Деятельность 13. - Это встреча, знакомство, общение… - Помощь друг другу, совместные игры, дела. |
Деятельность 16. - Сделайте это, общаясь друг с другом. -А я спрошу так: большой пальчик – это состояние духа. Какое у вас настроение? Почему? - А я вам подарю такие слова. Спасибо. Хорошо. -Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь.. Что пожелаем друг другу? -Посмотрите на символ нашей дружбы… Звучит песня. | Деятельность 16. - Взаимообмен между учащимися. Ответы детей. Нам было приятно принять гостей, познакомиться с ними и подружиться… Ответы детей. Дети подходят к гостям, берут их за руки, образуют большую группу. Фото на память. Дети и гости встают в круг. |
2.2. Приложения.
Оценка урока по « Методу пяти пальцев».
Мизинец – мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Безымянный - близость в цели.
Что я сегодня сделал и чего достиг?
Средний - услуга, помощь.
Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
Указательный – бодрость, физическая форма.
Что я сегодня сделал для своего здоровья?
Большой – состояние духа.
Какое у меня настроение?
Программа пребывания немецких школьников из Вурцена в МУСОШ № 39 г.
Иванова по программе международного школьного обмена
04.03.11, пятница, посещение школы № 39.
10.30 – прибытие в школу. Работа над проектом « Изучение и сравнение русских и немецких традиций».
10.30-11.00 – посещение школьной выставки декоративно - прикладного творчества « Мастер на все руки»
11.05-11.50 – уроки русского языка в 1-х классах. ( Гунина В.Н., Макарова Н.В.)
12.00-13.30 – совместный концерт в актовом зале к Международному Женскому дню
8 Марта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-34232-1365930055.jpg)
Встреча друзей
Праздничный урок 1 сентября во 2 классе. Данный сценарий позволяет вовлечь в групповое взаимодействие учащихся класса после летних каникул....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-198692-1420705019.jpg)
ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ сценарий конкурсной программы для учеников первых классов
Познавательное мероприятие для будущих первоклассников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/25/picture-761206-1456405360.png)
Встреча весёлой Масленицы.
Задачи:расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках через знакомство с праздником «Масленица»;развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику;способствовать развитию и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/06/picture-1148081-1559823910.jpg)
Сценарий спортивного развлечения «Встреча друзей»
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стил...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-246927-1394781451.jpg)
Коррекционное-развивающее занятие «Встреча друзей» для детей с ОВЗ
Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста по развитию речи.Главная цель данного занятия развивать речь воспитанников:расширять словарь,закрепить способ...