методическая тема "Коллективная социальная деятельность как метод формирования коммуникативных УУД младших школьников"
методическая разработка (1 класс) по теме
Разработка и апробация метода коллективной социальной деятельности , направленного на формирование коммуникативных УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коллективная социальная деятельность как метод формирования коммуникативных УУД младших школьников
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..……3
Проблема формирования коммуникативных УУД младших школьников……...…5
Изучение коммуникативных УУД у обучающихся 1 «А» класса МБОУ СОШ №178 ……………………………………………………………………………..……..8
Коллективная социальная деятельность как метод формирования коммуникативных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности………..…11
Исследование влияния коллективной социальной деятельности на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 1 «А» класса МБОУ СОШ № 178 ….…13
Заключение……………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………………..16
Приложение…………………………………………………………………………...17
Введение
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Всё это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В нашей 178 школе у обучающихся существуют проблемы связанные с общением, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.
Цель работы: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через коллективную социальную деятельность.
Задачи работы:
- Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
- Изучение развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере 1 «А» класса МБОУ СОШ №178.
- Разработка и апробация метода коллективной социальной деятельности, направленного на формирование коммуникативных УУД.
- Изучение влияния коллективной социальной деятельности на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 1 «А» класс МБОУ СОШ №178.
Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В то же время, именно этот возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Проблема формирования коммуникативных УУД
младших школьников
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).
Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.).
В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей. Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).
Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. По нашему мнению, они имеют практическое применение в образовательной среде. В качестве параметров выступают:
- когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы;
- поведенческий – способность управлять поведением;
- эмотивный – способность владеть эмоциями.
Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.
Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.
Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.
Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.
Изучение коммуникативных УУД у обучающихся
1 «А» класса МБОУ СОШ №178
В феврале 2012 года была проведена диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учеников 1 «А» класса МБОУ СОШ №178. В исследовании приняли участие 27 обучающихся (из них 15 мальчиков и 12 девочек).
Диагностика проводилась по методике «Рукавички» Г.А. Цукерман и методике «Братья и сестры» Ж.Пиаже (см. приложение).
По методике «Рукавички» получились следующие данные: 22% обучающихся 1 «А» класса имеют высокий уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, умеют убеждать и аргументировать свой выбор. 67% детей имеют средний уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, но не умеют убеждать и аргументировать свой выбор. И 11% обучающихся имеют низкий уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети не умеют договариваться, приходить к общему решению, не умеют убеждать и аргументировать свой выбор.
Рис. 1. Графическое изображение результатов исследования по методике «Рукавички»
По методике «Братья и сестры» получились следующие данные:19% детей имеют высокий уровень коммуникативных действий. Эти дети понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, отличную от собственной. 70% детей имеют средний уровень коммуникативных действий. Эти дети не всегда понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, когда не уверены в собственной. И 11% детей имеют низкий уровень коммуникативных действий и занимают эгоцентрическую позицию по отношению к другим.
Рис. 2. Графическое изображение результатов исследования по методике «Братья и сестры»
Данные исследования позволяют выявить следующие группы детей с коммуникативными трудностями: обучающиеся с эмоционально-личностными нарушениями (они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе, их энергоресурсы снижены). Более чем у половины этих детей доминируют отрицательные эмоции, отмечается повышенная тревожность .
Отмечается тенденция роста детей с вербализмом, т.е. с резким преобладанием вербальной сферы (устной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития. Эти дети часто оцениваются окружающими как "вундеркинды". Однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. Особую группу составляют учащиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации. Их вербальные подструктуры не развиты, но маскируются разговорчивостью.
Таким образом, у перечисленных детей имеются трудности в коммуникации, поэтому с ними должна проводится комплексная работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД).
Коллективная социальная деятельность как метод формирования коммуникативных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности
Для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 1 «А» класса, я решила использовать наиболее эффективную форму коррекции и развития коммуникативных умений и навыков – это коллективную социальную деятельность детей.
В феврале 2012 года мной были разработаны 2 внутришкольных социальных проекта, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 1 «А» класса во время внеурочной деятельности. Описание проектов представлено ниже.
Проект «Ненужная бумага – на нужное дело»
Цель проекта: развитие социальной и волонтерской активности обучающихся 1«А» класса.
Задачи проекта:
- Формирование активной гражданской позиции детей через сбор макулатуры;
- Развитие у детей стремления к самопомощи и взаимопомощи;
- Приобретение детьми навыков самореализации и самоуправления.
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Срок реализации проекта: март 2012 года.
Проект представляет собой систему развития социально-направленной деятельности детей, через формирование активной гражданской позиции и стремления помощи ближнему.
Результаты проекта: проект оказался неожиданно результативным. Детям было интересно принимать в нём участие. Каждый стремился принести как можно больше макулатуры, присутствовала здоровая конкуренция среди ребят. Проведение акции «Нам старую газету – Вам вкусную конфету» способствовало формированию духа сплоченности в классном коллективе и развитию коммуникабельности детей.
По итогам проекта обучающиеся 1 «А» класса собрали 320 килограмм макулатуры. Все денежные средства были перечислены на лечение детей больных раком. После удачного проведения данного проекта обучающиеся увидели как можно своими усилиями помогать другим, нуждающимся людям. Таким образом, главная цель по развитию социальной и волонтерской активности обучающихся 1 «А» класса в результате проекта «Ненужная бумага – на нужное дело» была достигнута.
Проект «История моей семьи в истории моей страны»
Цель проекта: формирование нравственных ценностей обучающихся 1 «А» класса.
Задачи проекта:
- Развитие патриотических и гражданских качеств личности;
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, помощь в организации семейного воспитания.
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Идея проекта: через совместную деятельность детей и родителей будут развиваться более теплые взаимоотношения в семье. В ходе изучения своей родословной и соотнесение её с различными историческими фактами и эпохами у обучающихся будут развиваться такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе страны.
Сроки реализации проекта: конец апреля – начало мая 2012 года.
Результаты проекта: проект способствовал накоплению исторического опыта детей, развитию их коммуникабельности. Обучающиеся прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь. Исходя из результатов проведенного исследования обучающие 1 «А» класса на момент окончания проекта имеют, в большинстве своем, хороший уровень нравственной воспитанности. А это значит, что главная цель проекта по формированию нравственных ценностей у обучающихся 1 «А» класса была успешно достигнута.
Исследование влияния коллективной социальной деятельности на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 1 «А» класса
В конце мая 2012 года проводилась повторная диагностика обучающихся 1 «А» класса МБОУ СОШ №178, с целью изучения влияния коллективной социальной деятельности на развитие коммуникативных УУД.
В исследовании приняли участие 27 обучающихся (из них 15 мальчиков и 12 девочек). Диагностика проводилась по тем же методикам, что и в феврале 2012 года.
По методике «Рукавички» получились следующие данные: 30% обучающихся 1 «А» класса имеют высокий уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, умеют убеждать и аргументировать свой выбор. 70% детей имеют средний уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, но не умеют убеждать и аргументировать свой выбор. И никто из обучающихся не имеет низкий уровень коммуникативного сотрудничества.
Рис. 3. Графическое изображение результатов повторного исследования по методике «Рукавички»
По методике «Братья и сестры» получились следующие данные: 26% детей имеют высокий уровень коммуникативных действий. Эти дети понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, отличную от собственной. 74% детей имеют средний уровень коммуникативных действий. Эти дети не всегда понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, когда не уверены в собственной. И никто из детей не имеет низкий уровень коммуникативных действий.
Рис. 4. Графическое изображение результатов повторного исследования по методике «Братья и сестры»
Таким образом, повторное исследование показало, что после проведения коллективной социальной деятельности у обучающихся 1 «А» класса уровень коммуникативного сотрудничества и коммуникативных действий стал значительно выше. Это свидетельствует о том, что цель моей работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через проведение коллективной социальной деятельности была успешно достигнута.
Заключение
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
В своей работе я опиралась на коллективную социальную деятельность как метод формирования коммуникативных УУД. После проведения коллективной социальной деятельности у обучающихся 1 «А» класса уровень коммуникативного сотрудничества и коммуникативных действий стал значительно выше. Это свидетельствует о том, что цель работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через проведение коллективной социальной деятельности была успешно достигнута.
Подводя итог проведенной работе, хочется отметить, что для эффективного развития коммуникативных умений и навыков младших школьников необходимо проводить несколько раз в год коллективные социальные проекты, а также, каждодневно организовывать взаимодействие детей: на переменах, динамических паузах, проводить игры на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой и ролевые игры.
Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у обучающихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом каждодневных усилий педагога.
Список используемой литературы
- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
- Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1974.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.
- Фабер А., Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
- Шипицина Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб., 1995.
- Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – изд. 2-е. - СПб: ИМАТОН, 2007.
Приложение
Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже, 1997)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Инструкция:
1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»
2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»
3. «Сколько сестер в этой семье?»
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
- координация разных точек зрения.
Показатели уровня выполнения задания:
- Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
- Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
- Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.
Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в урочной и в неурочной деятельности.
Статья по обобщению педагогического опыта в рамках внедрения ФГОС 2-го поколения....
Методический семинар по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Цель данного материала - обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения нами были разработаны методические рекомендации, кот...