Классный час "Сталинградская битва"
методическая разработка (2 класс) по теме
Расширить знания детей о Сталинградской битве, её значении в ходе Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_cha1.docx | 158.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»: патриотическое воспитание
Возраст детей: 2 класс
Место проведения: класс
Конспект классного часа.
Цели:
1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Подготовка к классному часу: оформление выставки книг.
Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни Сталинградской битвы.
Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме.
Ход классного часа.
- Сегодня необычный день. Может кто – нибудь из вас знает почему? (ответы детей)
- Сегодня 02 февраля 2013года. 70 лет тому назад закончилась Сталинградская битва.
- И урок у нас, ребята, тоже необычный. Вы присутствуете на уроке мужества.
- Кто из вас догадался почему так назван урок? (ответы детей)
- Cегодня мы с вами совершим экскурсию назад, в историю города Волгограда.
- Как назывался раньше город? (Царицын, Сталинград, Волгограда)
- Итак, город Сталинград. Обычный город. Теперь говорят довоенный Сталинград. В городе жили мирные жители.
(муз. клип «Священная война»)
- 23 августа 1942 года немецкие самолёты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолётовылетов. Несмотря на противодействие советской авиации, и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолётов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 23 августа 1942 года самая скорбная дата в истории этого города.
- Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытие.
- В таких условиях люди самоотверженно сражались с фашизмом. Сегодня мы вспомним поимённо некоторых из них.
- Может кто-то из вас знает героев Вов? (ответы детей)
(Дети читают подготовленные доклады)
Зайцев Василий Григорьевич
Василий Григорьевич Зайцев родился 23 марта 1915 года в селе Еленинка Карталинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1930 году окончил строительный техникум в городе Магнитогорске, где получил специальность арматурщика.
С 1937 года служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учёбы в Военно-хозяйственной школе его назначили начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображение. В этой должности его и застала война.
К лету 1942 года старшина 1-й статьи Зайцев подал пять рапортов с просьбой направить его на фронт. Наконец командир удовлетворил его просьбу и Зайцев уехал в действующую армию. Сентябрьской ночью 1942 года, вместе с другими тихоокеанцами, Зайцев переправился через Волгу и начал участвовать в боях за город Сталинград.
Он умел выбирать самые лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от вражеских солдат там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В. Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, а его товарищи по оружию в 62-й армии — 6000. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках.
Яков Павлов
- Вечером 27 сентября 1942 г. Я. Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание, телефонную линию. Вместе со взводом лейтенанта И.Афанасьева численность защитников дошла до 24 человек.
Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Я. Ф. Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге.
25 ноября во время атаки Я. Ф. Павлов был ранен в ногу. Лежал в госпитале, затем воевал наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. Вскоре после окончания войны (17 июня 1945 г.) младшему лейтенанту Я. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Владимир Васильевич Землянский
Родился 21.11.1906 г. в Москве. Русский. По окончании рабфака работал на заводе. В Вооруженных Силах с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1928 г. Севастопольскую военную авиационную школу, в 1933 г. Курсы усовершенствования командного состава. Служил в Тамбовском военном авиационном училище летчиков.
В действующей армии в период Великой Отечественной войны с декабря 1941 г., когда майор Землянский был назначен командиром 622 шап. Полк под его командованием прошел боевой путь, входя в состав 66 ад Южного фронта, 228 шад Юго-Западного и Сталинградского фронтов. За этот период майор Землянский совершил 45 боевых вылетов, в результате которых уничтожено 100 танков противника, несколько сот автомашин, подавлен огонь нескольких десятков зенитных батарей, разрушено 2 переправы, частично уничтожено более батальона пехоты.
07.08.42 г. во время атаки вражеских танков, прорывавшихся с юга к внешнему оборонительному обводу Сталинграда, Землянский показал образец мужества и бесстрашия, прицельным огнем уничтожил несколько танков и автомашин. При последнем заходе его Ил-2 был подбит огнем зенитной артиллерии. Мотор штурмовика загорелся, нарушилось управление. И тогда Землянский подал по радио команду своему заместителю возглавить группу, а сам направил горящий самолет на скопление войск противника. (16,17 слайд)
Каменщиков Владимир Григорьевич
Родился 18.3.1915 в Царицыне, в семье рабочего. Русский. В 1931 г. окончил школу фабрично-заводского ученичества при судоверфи. Работал токарем в паровозоремонтном депо. В 1934 г. окончил военно-строительный техникум.
В 1937 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был адъютантом эскадрильи 126-го иап 9-й сад Юго-Западного фронта. Весной 1942 г. майор Каменщиков был назначен заместителем командира 788-го истребительного авиаполка ПВО[4] 102-й истребительной авиадивизии ПВО, Сталинградского корпусного района ПВО. Летал на Як-1.
В середине июля 1942 г. развернулись ожесточенные бои на Сталинградском направлении, активное участие в которых приняла авиация
Первые бомбардировочные налеты на Сталинград противник предпринял в конце июля 1942 года группами в 20–45 самолетов на высоте 2000–5000 метров. Эти налеты совершались эпизодически, и зенитная артиллерия сравнительно легко отражала их, не давая противнику сбрасывать бомбы на обороняемые объекты. В этот период в весьма сложных условиях пришлось действовать истребителям 102-й истребительной авиационной дивизии, так как 8-я воздушная армия еще не прибыла».
В августе 1942 г. майор Каменщиков сбил Ju.88 и He.111 лично и три истребителя Bf.109 в группе. К этому времени он совершил 256 боевых вылетов, сбил 20 самолетов противника лично и 17 - в группе. В боях был дважды тяжело ранен. (18 слайд)
Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.
Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.
Учащиеся читают стихотворение
Скорбь…
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок…
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
На Мамаевом кургане тишина.
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
В. Леднева «Вечный огонь».
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь –
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
- Военные действия уничтожили почти весь жилой фонд города – 42 000 зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.
- Город был практически пуст. В шести городских районах, в которых до войны проживало около полумиллиона человек, на 2 февраля 1943 года насчитывалось полторы тысячи жителей. Люди жили в подвалах, землянках, развалинах домов.
- Благодаря жителям город был восстановлен.
(Звучит клип«Честь имею..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Битва за Москву"
Классный час "Битва за Москву"...
Классный час"Битва за Москву"
Классный час "Битва за Москву"...
Классный час БИТВА ПОД МОСКВОЙ
Классный час БИТВА ПОД МОСКВОЙ...
Классный час "Битва под Москвой"
сценарий классного часа...
классный час Битва за Берлин
сценарий , презентация...
Классный час "Битва, коотрой не было равных"
С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забуд...
Открытый классный час "Битва под Москвой"
Данная разработка содержится опыт поисковой работы по теме, которая проводилась в нашем классе в рамках подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы и вылилась в открытый классный час для всех уч...