Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
презентация к уроку (3 класс) по теме
Как развивать у детей творческие способности? Как научить их и себя быть креативным? Все это вы найдете в данном материале.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие творческих способностей | 382.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста(слайд 1)
Творческое мышление - это просто понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда все делали.
Роджер фон Эйх, консультант по развитию творческих способностей(слайд 2)
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка.
В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1). В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.
(слайд 3)
Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США
Страна | Возраст | Беглость | Гибкость | Оригинальность |
Россия | 6 - 8 лет | 51,4 | 26,4 | 25,0 |
США | 7 лет | 34,1 | 16,4 | 12,9 |
Россия | 11 - 12 лет | 47,7 | 21,8 | 21,8 |
США | 12 лет | 71,0 | 32,3 | 41,9 |
Россия | 15 - 17 лет | 36,3 | 20,7 | 25,8 |
США | 16 лет | 82,0 | 37,6 | 56,1 |
В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях.
С целью изучения и развития творческих способностей детей я рекомендую использовать набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь – это увлечь ребят процессом творческой игры.
Творческие задания
Прежде, чем перейти к методикам, хотелось бы отметить, что в конечном итоге самым важным является творческий процесс поиска и придумывания ответов, его спонтанность и интересность для ребенка ( взрослого), а не уровень выполнения. Частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.
(Слайд 4)
Показатели креативности, используемые в методиках:
а/ продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок, идей и т.п.;
б/ гибкость - число ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за один ответ);
в/ оригинальность - число редко встречающихся в группе испытуемых ответов, например, ответ встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 человек.
Задания можно предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу “Скрепки” - с 6 лет. Время их выполнения не ограничивается, что позволяет ребенку глубже войти в творческий процесс, больше отдаться ему, так как никто не подгоняет и не давит на психику требованием скорости работы.
(слайд5)
Употребление предметов
Инструкция: Напишите все возможные виды использования “ботинка”, причем могут быть и необычные виды применения.
Определяются показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю).
Примерные уровни выполнения задания
Примерные уровни выполнения задания
Начиная с 9 лет
Уровень | Продуктив-ность | Гибкость | Оригиналь-ность | Суммарный результат |
Высокий | 7 | 6 | 3 | 15 и более |
Средний | 5 | 4 - 5 | 2 | 10 - 14 |
Низкий | менее 5 | менее 4 | менее 2 | менее 10 |
(слайд 6)
Незавершенные фигуры
Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
(слайд7,8)
Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ
(слайд9)
Примерные уровни выполнения задания
Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.
Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно).
Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры.
Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур.
(слайд10,11)
Рассказ по картинке
Инструкция: Посмотрите на картинку ! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.
Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.
(слайд12)
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - С 9 лет - есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея.
Средний - С 9 лет - 2-3 предложения, нет оригинальности сюжета.
Низкий - С 9 лет - 1 предложение, нет оригинальности сюжета.
Большинство тестов подтверждают, что все дети чрезвычайно креативны. Но с годами у них формируется шаблонность мышления, которая сводит к нулю способность к нестандартному мышлению.
Следовательно, главным заданием развития креативного мышления является отход от повседневного поведения. А чтобы развивать креативность у ребят, надо самому быть креативным. Для вас дорогие коллеги.
Старайтесь научиться мыслить вне рамок. Откажитесь от родных для Вас привычек, например, изо дня в день Вы ходите домой одним и тем же путём, но попробуйте в один день выбрать другой путь, а в последующие дни искать всё новые и новые варианты. Большую пользу будет приносить посещение новых мест, изучайте что-то существенно отличающееся от того, что Вам было известно ранее. Даже изменения в рационе питания помогут развить креативность, придумайте новое меню, как украсить новые блюда, как их подать. Раскрывайте границы своего разума.
Изображайте желанные образы, свои мечты, играйте в ассоциации – это не только принесёт Вам радость, но и приведёт к исполнению желаний, а также поможет развить креативное мышление.
Упражнения, которые помогут Вам развить Ваше креативное мышление:
1. Когда едете в транспорте или просто прогуливаетесь, читайте что написано на витринах магазинов наоборот. Например, «Ресторан японской кухни» прочитайте как «Инхук йокснопя наротсер».
2. Придумайте пять необычных имён, сначала женских, потом мужских. Например, Лампианида, Протектериона, Немертил, Тореоний…
3. Возьмите лист бумаги и карандаш, нарисуйте вымышленное животное. Пусть у него будет хвост поросенка, уши гориллы, глаза крокодила, щупальца медузы и так далее, чем необычней, тем лучше. И не обращайте внимания на здравый смысл, который говорит, что так быть не может, продолжайте. Затем придумайте этому животному какое-то фантастическое название, опишите, какими характеристиками оно обладает.
4. Придумайте словосочетания с противоположным значением слов, например, чёрный снег, высокий карлик, твёрдый пух, жёсткие облака.
5. Придумайте слово и представьте, что оно аббревиатура – расшифруйте её. Например, ШКАФ: Школа Культурных Анонимных Фотографов, или ВЕСНА: Весёлый Енот Сегодня Немного Агрессивен.
6. Придумайте 10 вариантов того как можно использовать стол. Варианты, вроде, сидеть на нём, кушать за ним, не подходят. Необычным будет сделать из него домик, транспортное средство.
7. Проявите свою изобретательность в процессе неестественного соединения. Выберите предмет и придумайте, как можно его изменить или улучшить. Возьмём к примеру компьютерную мышь, и попробуем «приделать» к ней другие предметы, например, плеер, вероятно это будет мышка ,играющая Вашу любимую музыку. Или «приделаем» к мышке будильник. Теперь мышка не только показывает время, но и может разбудить Вас в нужное время.
8. Для стимулирования появления новых идей, надо научиться отыскивать ассоциации в простом потоке мыслей. Данное упражнение можно выполнять где угодно, когда угодно и с любой буквой. Например, буква И. в течение четырёх минут запишите как можно большее количество слов, которые начинаются на букву И. К примеру, иероглиф, икота, изгой, инопланетянин и т.д.
9. Придумайте какое-то существительное и напишите десять прилагательных, которые ему подходят. А в другой столбик напишите десять прилагательных, которые не подходят. Подбирая прилагательные, пытайтесь подбирать их разнообразных сфер познания. Например, платье может быть: маленькое, чёрное, мягкое, красивое, стильное, шерстяное, выглаженное, короткое, вечернее, прозрачное. Платье не может быть: честное, ртутное, низкокалорийное, мёртвое, интерактивное, платёжеспособное, дрожжевое, питьевое, глубоководное, хаотичное.
10. Данное упражнение можно выполнять по несколько раз в день. Всякий раз, когда что-то Вас заинтересовывает, представьте, что вы видите это на картине. Затем придумайте название для данной картины. Оно может быть коротким и колким, а может быть детальным и серьёзным – главное условие, чтоб оно Вам самим понравилось. К примеру, «Гром и молния» при виде ругающегося шефа или «Апокалипсис сегодня», стоя утром в пробке.
Цель этих упражнений – уйти от стандартов, шаблонов. Раскрыть Ваше мышление, избавиться от навязанных, скучных стандартов.
Занимаясь этими упражнениями по 15-20 минут каждый день, через месяц Вы заметите большие изменения в своём мышлении, креативном мышлении.
(слайд 13)
Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения.
Томас Эдисон, изобретатель
Лучший способ создать хорошую идею - иметь много идей.
Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат
(Слайд14)
УПРАЖНЕНИЕ.
Что это такое?
Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и так далее.
Так что, если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть, вы найдете лучшее решение.
СОВЕТ.
Не останавливайтесь на первой же идее. Продолжайте искать.
(слайд15)
УПРАЖНЕНИЕ.
Придумайте двадцать способов применения скрепки.
Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, а вор с ее помощью взломает замок.
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.
(Слайд16)
Чем пахнет слово “участвовать”? | |
Каково на ощупь число семь? | |
Какой вкус у голубого цвета? | |
Как выглядит идея свободы? | |
Какая форма у среды? | |
Каков вкус радости? |
(слайд17)
Повседневное творчество
Каждый день принимайте в постели такую позу, какой вы еще никогда не принимали. | |
Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение. | |
Каждый день выдумывайте новую мысль. | |
Каждый день делайте умственную гимнастику. | |
В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы. |
(слайд18)
Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..
(слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Как развить у школьников творческие способности? Предлагаю задания и упражнения.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угас...
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
Комментарии
Инна Валентиновна мы благодарны Вам
Инна Валентиновна мы благодарны Вам за размещение познавательного методического материала в нашей группе, спасибо Вам за обобщение опыта, тема очень актуальна!