Россия – Родина моя. Путешествие на станцию Зоологическая.
классный час (3 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Классный час из серии мероприятий на патриотическую тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoologicheskaya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Россия – Родина моя. Путешествие на станцию

                      Зоологическая.

Класс: 3

Провела: Хвостова Т. В. МОУ «Лицей №7» г. Электростали

Цели:

- продолжить знакомство с русским фольклором, с природой России, формировать у детей представление о животных наших лесов;

- воспитывать любовь к природе, к животному миру;

- развивать мышление, память, внимание детей, наблюдательность;

- воспитывать чувство патриотизма.

                       Ход занятия.

   Наше с вами путешествие по России продолжается. Мы с вами уже много знаем о растениях, которые растут в нашей стране, знаем о том, какими народными промыслами славится Россия, как прекрасна природа нашего края. Как не любить такую замечательную землю? Как не гордиться ею? Ведь недаром существует пословица: «Где родился, там и пригодился».

   Как вы, ребята, понимаете смысл этой пословицы?

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

   А сегодня мы поговорим о тех существах, которые обитают рядом с нами, которые подчас делают нашу жизнь краше и разнообразнее, о тех, на кого мы не перестаём удивляться, наблюдая за ними в зоопарке или в живом уголке – о животных.

   Вы любите животных? А какие животные есть у вас дома? Можете ли вы рассказать какие-либо забавные случаи, связанные с вашими домашними питомцами?

   Какие животные обитают в наших лесах?

                          В густом лесу под ёлками

                          Лежит клубок с иголками.

   О ком это? А зачем ежу иголки?

    Бегает ёж медленно, а других приспособлений для защиты от хищников у него нет. А так при встрече с лисой или волком свернётся в клубок и получается колючий шар. Попробуй схвати: всю пасть хищник исколет, а до ежа не доберётся.

Далее заранее подготовленные дети разыгрывают сценку:

Вот однажды говорит лиса ежу:

- Все ты, ёж, хорош, да вот колючки тебе не к лицу.

- А что, лиса, я с колючками некрасивый что ли?

- Да не то, чтобы некрасивый.

- Может я с колючками неуклюжий?

- Да не то, чтобы неуклюжий.

- Так какой же я тогда с колючками-то?

- Да ты, брат, с колючками несъедобный!

   Чем питается ёж? (жуки, гусеницы, мыши, грибы, яблоки).

    А знаете ли вы, что ёж ест гадюк? Её яд на него не очень-то действует.

    Скажите, какое животное, обитающее в наших лесах самое крупное? (лось)

   Чаще всего он выбирает леса с вырубками, с полянами, заросшими кустарниками или высокими травами. Живёт он и на заболоченных участках.

   А знаете ли вы, что рога есть только у лосей, у лосих их нет?

Далее заранее подготовленные дети разыгрывают сценку:

Вот однажды спрашивает заяц лосёнка:

- Слушай, лосёнок, ты лось или лосиха?

- Я, заяц, и сам не знаю. Вот если рога к весне вырастут,- значит я лось, а если не вырастут – лосиха. Приходи летом, разберёмся.

   А вот ещё один зверёк.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

 Это всем известный заяц, герой многих сказок, стихотворений, рассказов.

   Как называют зайца в народе? (зайчишка-трусишка)

   И действительно, при малейшем шорохе заяц срывается с места и бежит без оглядки. Зимой ему трудно найти корм, он пробирается ближе к жилью человека: раскапывает на полях снег, находит зёрна, ростки озимых хлебов.

Далее заранее подготовленные дети разыгрывают сценку:

Зайка, заинька-дружок!

Посиди со мной часок.

- Ни минуты не могу –

В гости к ёжику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошку приглашал.

   Очень красивое животное – куница. Но в лесу она может с дерева напасть. Так и задерёт. Тело у неё сильное, хвост длинный, мех пушистый, густой, тёмно-бурого цвета. Лес – основное место её обитания. Чем лес гуще, глуше, тем кунице лучше. А гнёзда она устраивает чаще всего на деревьях, в дуплах. Лазает по деревьям она отлично, прыгает с дерева на дерево превосходно. Но любит и землю, так как на земле больше пищи: мыши, птицы, зайцы, а на деревьях только белки.

   А вот и другой враг зайца.

За деревьями, за кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

 

   Кто это? Что вы знаете о лисах?

   Может, конечно, лиса и птицу поймать, и зайчишку задрать, но это дело очень хлопотливое: птицы летают, а мериться с зайцами в скорости бесполезно – всё равно удерёт. Поэтому лучше поискать добычу полегче. Правда, и тут нужна осторожность и хитрость, но их лисице не занимать.

Далее заранее подготовленные дети разыгрывают сценку:

Вот и спрашивает однажды лиса зайца:

- Почему это, заинька, у тебя такие быстрые ноги? Почему это, серенький, у тебя такие длинные уши?

- А всё потому, лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги, да очень уж острые зубы.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

   У волка самые острые зубы. Охотятся эти животные стаями, нападают как на крупных, так и на мелких животных.

   Как вы думаете, отчего волки воют? (от голода)

 Далее заранее подготовленные дети разыгрывают сценку:

Говорит однажды сойка волку:

- Ты, волк, чего такой хмурый?

- От голода.

- А рёбра отчего выпирают?

- От голода.

- А воешь отчего?

- От голода.

- Поговоришь с тобой. Заладил одно, как сорока: от голода, от голода. Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

- От голода.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

   Белка – небольшой, игривый, словно котёнок, зверёк, с длинным пушистым хвостом. Питается она семенами шишек, орехами, желудями, грибами. Очень любопытна.

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это …

   А вот рысь – крупная кошка, которая живёт на деревьях. До одного метра длиной и почти 15 килограммов весом. На ушах – кисточки, лапы высокие, хвост короткий. Это хищница. Мыши, птицы, зайцы – её пища. Может и косулю задрать. На людей может напасть в том случае, если человек подойдёт близко к её логову, где находятся детёныши.

   Кого называют хозяином леса? А что вам известно о медведях?

Бедный мишка заболел –

Мишка много мёду ел.

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!»

Мишка стонет,

Слёзы льёт –

У него болит живот.

Непослушный

Жадный мишка

Съел лесной малины лишка.

    Удивительно, но медведь боится людей. Убегает первым, хоть и большой. Ест он ягоды, грибы, жуков.

Далее заранее подготовленные дети разыгрывают сценку:

                             Сорока и медведь.

- Эй, Миша-медведь, на вопрос мне ответь.

- Какой вопрос-то?

- Почему тебя медведем зовут? Глухарь – понятно: он весной глухой, зайца-беляка – понятно: он зимой белый. А медведь – не понятно!

- Хе, бестолковая птица! Мед-ведь, значит, мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

- А где он мёд-то?

- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы тогда в лесу медведями станете.

   Вот мы с вами немного и поговорили о животном мире нашей Родины. Конечно, в наших лесах их встречается большое разнообразие, и рассказать обо всех невозможно. Но есть книги о животных – читайте их, смотрите различные познавательные передачи по телевизору,  и вы пополните свои знания интересными фактами.

   Но необходимо помнить о том, что все животные на земле нуждаются в нашей защите, ведь мы не хотим, чтобы через 100-200 лет на нашей планете остались только одни живые существа – люди.

   Что делается в нашей стране для того, чтобы сохранить природные богатства?

(Красная книга, заповедники, заказники)

Пусть птицы нам поют без нот.

Пускай поют без слов.

Я знаю всё, о чём поёт

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнёзд!

Ты в наши гнёзда не смотри.

Не становись на пни.

Яиц из гнёзд ты не бери –

Зачем тебе они?»

Не обижай животных ты,

Жуков, друг, не топчи!

Не рви цветов, и не кричи

Не то мы все лишимся красоты!

Лес свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и в стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток

Не оскверняй её святынь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

Россия – Родина моя. Путешествие в лес.

Классный час из серии мероприятий на патриотическую тематику....

Россия – Родина моя. Путешествие в лес.

Классный час из серии мероприятий на патриотическую тематику....

Игра-путешествие «Россия – Родина моя»

Воспитательное мероприятие...

Игра-путешествие "Россия - Родина моя".

О символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства....

«Увлекательное путешествие по России, Родине моей»

Данный конспект поможет закрепить знания о России и патриотическом воспитании....