Программа развития классного коллектива.
материал (1 класс) по теме
Программа развития классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
развития
классного коллектива
Восточная мудрость гласит: "Если ты думаешь на год вперед,
посади семя, если ты думаешь на
десятилетие, посади дерево,
если ты думаешь на век вперед,
воспитай человека”.
Воспитание - это создание условий для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребёнка и его проблем, остаётся школа.
Моя воспитательная работа сконцентрирована по семи направлениям: «Здоровье», «Общение», «Нравственность. Духовность», «Досуг», «Семья», «Учёба. Интеллект».
Я считаю, что все эти направления тесно взаимосвязаны и назвала программу развития моего классного коллектива «Радуга ». Она отражает всю жизнь и деятельность ученика в школе, идя от одного цвета радуги к другому.
Данная программа рассчитана на 4 года.
Основные направления воспитательной работы.
Направление I «Здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
· знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
· формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Основные моменты деятельности в направлении «Здоровье»:
· сотрудничество с медицинским персоналом школы, центральной районной больницы с целью изучения состояния физического здоровья каждого ученика;
· сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
· сотрудничество с внешкольными организациями: музыкальной школой, ДЮСШ, станцией юных техников, домом детского творчества, школой искусств, с помощью которых классный руководитель может вести воспитательную и просветительскую работу;
· формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
· организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Основные понятия направления «Здоровье»
Психическое, психологическое, физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи семьи и школы по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, волевые качества человека для сохранения здоровья.
Формы работы с классом в направлении «Здоровье»:
спортивные соревнования, конкурсы, эстафеты в классе, между классами в школе;
спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой, конкурсы спортивных газет и альбомов;
тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса;
Тематические классные часы
1 класс
1.Забота о глазах.
2.Стол для ужина и завтрака.
3. Режим дня первоклассника.
4. Каша- сила наша!
2 класс
1.Вода- залог здоровья!
2.Весёлые старты.
3.Подвижные игры наших родителей.
4.Вредные привычки.
3 класс
1.Гигиена тела.
2.Весёлые старты!
3.Откуда пришли олимпийские игры?
4. Зачем нужны прививки?
4 класс
1.Спорт в моей жизни.
2. Спорт и вредные привычки
3.Спорт и интеллект- понятия совместимые.
4. Весёлые старты.
Направление II «Общение»
Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Общение»:
формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,
«Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.
Основные моменты деятельности в направлении «Общение»:
- изучение с учащимся исторического опыта организации общения людей человеческих сообществах, их роли и последствия для следующих поколений;
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация диагностики;
- обучение учащихся активным формам общения и деятельности;
- обучение проявлению симпатии и эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, беседы и часы общения.
Основные понятия направления «Общение:
Эмоции и чувства, рефлексы, симпатия, антипатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.
Формы работы с классом в направлении «Общение»:
- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, дискуссии.
Тематические классные часы :
1 класс
1.Загадки осени.
2.Путешествие в Букваляндию.
3. Слово на ладошке.
4.Планета друзей.
2 класс.
1. Художник в лесу.
2.Доброе утро, здравствуйте!
3.Словарь вежливых слов.
4.Хорошо там и тут, где по имени зовут!
3 класс
1.Дружба начинается с улыбки!
2.Научить своё сердце добру.
3.Викторина для любознательных.
4 класс
1.Мальчики и девочки
2.Детская агрессия
3.Доставляй людям радость
4.Немудрён привет, а сердце покоряет.
Направление III «Нравственность. Духовность»
Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы в направлении «Нравственность. Духовность.»:
- формировать у учащихся культуру миропонимания;
- формировать у учащихся, осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
Основные моменты деятельности в направлении «Нравственность. Духовность»:
- развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
знакомства учащихся с примерами нравственной позицией других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;
- формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия направления «Нравственность. Духовность»:
Нравственный выбор, нравственное просвещение, нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, жизненные ценности и правила, знание этики, нравственный опыт, духовность.
Формы работы с классом в направлении «Нравственность. Духовность»:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами
- дискуссии по нравственной тематике;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы;
Тематические классные часы
1 класс
1.Аукцион приветствий.
2.День города
3.Посещение школьного музея.
4.Символы нашего государства.
2 класс
1.Моя малая Родина.
2.День города.
3.Старики и малыши.
4.Национальные праздники.
3 класс
1.Название моей улицы.
2.День города.
3.Наши ветераны.
4.Делай людям добро.
4 класс
1.Старики- кто они?
2.Моя Родина.
3.Национальные праздники.
4.Сюрприз для друзей.
Направление IV «Досуг»
Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы в направлении «Досуг»:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;
- использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
- проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
- развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других;
- использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основные моменты деятельности в направлении «Досуг»:
- изучение потребностей интересов и желания ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
- изучение мнения руководителей кружков, секций, музыкальной школы, школы искусств,
- изучение отношения учащихся к деятельности внешкольных учреждений и результативности участия в них;
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы работы с классом в направлении «Досуг»:
- проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
- празднование памятных дат жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления на Новый год, Масленицу;
- фестивали, презентации;
- литературные вечера, конкурсы талантов, марафоны.
Тематические классные часы
1 класс
1.День Знаний!
2.Золотая осень!
3.Призы- загадки.
4.Весёлые грибники.
2 класс
1.Перешли мы во второй!
2.Загадки осени.
3.Весёлая полянка.
4.КВН по сказкам.
3 класс
1.Динь, динь ,динь- звенит звонок!
2.Краски осени.
3.Азбука имён
4.По дорогам сказки.
4 класс
1.День Знаний!
2.Мисс осень!
3.Бюро находок.
4.Изумрудный город.
Направление V «Семья»
Цель деятельности:
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы в направлении «Семья»:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;
-организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Основные моменты деятельности в направлении «Семья»:
- поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы;
- сотрудничество с психологом школы, социальным педагогом, организующими консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
-сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребёнка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиции семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.
Основные понятия направления «Семья»:
Семейный уклад, традиция семьи, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье.
Формы работы с классом и родителями в направлении «Семья»: - тематические классные часы, посвящённые семейным корням «Откуда начинается мой род?», «Летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты в моей семьи»;
- праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья»;
-праздники, посвящённые красным датам календаря « День матери», «День защитника Отечества» и красным датам школы «1 сентября», «День учителя»;
-тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
-походы, экскурсии, викторины, КВН-ы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные конкурсы родителей и детей; дни открытых дверей, дни творчества.
Тематические классные часы
1 класс
1.Профессии родителей.
2.Мои бабушки и дедушки
3.Семейные традиции
4.Мой любимый праздник.
2 класс
1.Семейный уклад
2.Традиции семьи
3.Семейные праздники.
4.Папа, мама ,я- спортивная семья!
3 класс
1.Откуда начинается мой род.
2.Фото моей семьи.
3.КВН семейных команд.
4.День Победы в моей семье.
4класс
1.Летопись моей семьи.
2.Ветераны в моей семье.
4.Памятные даты в моей семье.
Направление VI «Учёба. Интеллект»
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения.
Задачи работы в направлении «Учёба. Интеллект»:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей.
Основные моменты деятельности в направлении «Учёба. Интеллект»:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями - предметниками по изучению индивидуальных возможностей, интеллектуальной деятельности каждого ученика;
- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий положительно влияющих на интеллектуальное развитие детей;
- сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Основные понятия направления «Учёба. Интеллект»:
Умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ) креативность, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Формы работы с классом в направлении «Учёба. Интеллект»:
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
- научно - практические конференции;
- спецкурсы и факультативы.
Тематические классные часы
1 класс
1.Ученье и труд всё перетрут.
2.Хотим быть…
3.КВН по сказкам.
2 класс
1.Викторина для любознательных.
2.В стране литературных героев.
3.Орешки для ума.
3 класс
1.Магические квадраты.
2.Весёлая математика.
3. твоё потерянное время
4 класс
1.Аукцион ребусов
2.Дальние страны.
3.Тяжело в учении, легко в бою.
Критерии оценки результатов программы:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Уровень вовлеченности обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
- Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
- Уровень подготовки к жизни.
Ожидаемые результаты программы:
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- развитие органов классного ученического самоуправления;
- повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности;
- дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
- формирование у учащихся вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: Систему базовых национальных ценностей...
программа развития классного коллектива
В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...
Программа развития классного коллектива
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива....
Программа развития классного коллектива
Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...