Программа развития классного коллектива.
материал (1 класс) по теме

Косенко Елена Павловна

Программа развития классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа

развития

классного коллектива

Пояснительная записка

                                                     Восточная мудрость гласит:            "Если ты думаешь на год вперед,

                                                                                                                        посади семя, если ты думаешь на

                                                                                        десятилетие, посади дерево,

                                                                                              если ты думаешь на век вперед,

                                                                          воспитай человека”.

Воспитание - это создание условий для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребёнка и его проблем, остаётся школа.

        Моя воспитательная работа сконцентрирована по семи направлениям: «Здоровье», «Общение», «Нравственность. Духовность», «Досуг», «Семья», «Учёба. Интеллект».

       Я считаю, что все эти направления тесно взаимосвязаны и назвала программу развития моего классного коллектива «Радуга ». Она отражает всю жизнь и деятельность ученика в школе, идя от одного цвета радуги к другому.

Данная программа рассчитана на 4 года.

Основные направления воспитательной работы.

Направление I «Здоровье»

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи работы:

·   знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;

·   формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Основные моменты  деятельности в направлении «Здоровье»:

·   сотрудничество с медицинским персоналом школы, центральной районной больницы с целью изучения            состояния физического здоровья каждого ученика;

·   сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками; 

·   сотрудничество с внешкольными организациями: музыкальной школой, ДЮСШ, станцией юных техников, домом детского творчества, школой искусств, с помощью  которых классный руководитель может вести воспитательную и просветительскую работу;

·   формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;  

·   организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Основные понятия направления «Здоровье»

Психическое, психологическое, физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья  других людей, традиции и обычаи семьи и школы по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела,  волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы работы с классом в направлении «Здоровье»:

спортивные соревнования, конкурсы,  эстафеты в классе, между классами в школе;

спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой, конкурсы спортивных газет и альбомов;

тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса;

Тематические классные часы

1 класс

1.Забота о глазах.

2.Стол для ужина и завтрака.

3. Режим дня первоклассника.

4. Каша- сила наша!

2 класс

1.Вода- залог здоровья!

2.Весёлые старты.

3.Подвижные игры наших родителей.

4.Вредные привычки.

3 класс

1.Гигиена тела.

2.Весёлые старты!

3.Откуда пришли олимпийские игры?

4. Зачем нужны прививки?

4 класс

1.Спорт в моей жизни.

2. Спорт и вредные привычки

3.Спорт и интеллект- понятия совместимые.

4. Весёлые старты.

Направление II «Общение»

Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи работы в направлении «Общение»:

формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,

«Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.

Основные моменты деятельности в направлении «Общение»:

 - изучение с учащимся исторического опыта      организации общения людей человеческих сообществах, их роли и последствия для следующих  поколений;

 - изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация диагностики;

 - обучение учащихся активным формам общения и деятельности;

 - обучение проявлению симпатии и эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общения;

- организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;

 - обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, беседы и часы общения.

Основные понятия направления «Общение:

Эмоции и чувства, рефлексы, симпатия,  антипатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

 Формы работы с классом в направлении «Общение»:

- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;

- тренинги общения учащихся и их родителей;

- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставления;

- праздники, конкурсы, дискуссии.

Тематические классные часы :

1 класс

1.Загадки осени.

2.Путешествие в Букваляндию.

3. Слово на ладошке.

4.Планета друзей.

2 класс.

1. Художник в лесу.

2.Доброе утро, здравствуйте!

3.Словарь вежливых слов.

4.Хорошо там и тут, где по имени зовут!

 3 класс

1.Дружба начинается с улыбки!

2.Научить своё сердце добру.

3.Викторина для любознательных.

 4 класс

1.Мальчики и девочки

2.Детская агрессия

3.Доставляй людям радость

4.Немудрён привет, а сердце покоряет.

Направление III «Нравственность. Духовность»

Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы в направлении «Нравственность. Духовность.»:

 - формировать у учащихся культуру миропонимания;

 - формировать у учащихся, осознание  исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.

Основные моменты деятельности в направлении «Нравственность. Духовность»:

 - развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с  полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;

 - развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

 - воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

 знакомства учащихся с примерами нравственной позицией других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

 - воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;

 - формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия направления «Нравственность. Духовность»:

  Нравственный выбор, нравственное просвещение, нравственное поведение, выдающиеся   люди и их  нравственные ценности, жизненные ценности и   правила, знание этики, нравственный опыт,  духовность.

Формы работы с классом в направлении «Нравственность. Духовность»:

- тематические классные часы;

- тренинги нравственного самосовершенствования;

- посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;

- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами

- дискуссии по нравственной тематике;

- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы;

Тематические классные часы

1 класс

1.Аукцион приветствий.

2.День города

3.Посещение школьного музея.

4.Символы нашего государства.

2 класс

1.Моя малая Родина.

2.День города.

3.Старики и малыши.

4.Национальные праздники.

3 класс

1.Название моей улицы.

2.День города.

3.Наши ветераны.

4.Делай людям добро.

4 класс

1.Старики- кто они?

2.Моя Родина.

3.Национальные праздники.

4.Сюрприз для друзей.

Направление IV «Досуг»

Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса  инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы в направлении «Досуг»:

- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное    время;

- использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных    особенностей учащихся;

- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;

- проведение консультаций учащихся по выбору  кружка, клуба, секции;

- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой   деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;

- развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к   достижениям других;

- использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.

Основные моменты деятельности в направлении «Досуг»:

-  изучение потребностей интересов и желания ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

 - предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;

 - изучение мнения руководителей кружков, секций, музыкальной школы, школы искусств,  

- изучение отношения учащихся к деятельности внешкольных учреждений и результативности участия в них;

 - предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива;

 - стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

Формы работы с классом в направлении «Досуг»:

- проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;

- празднование памятных дат жизни учащихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок;

- театрализованные представления на Новый год, Масленицу;

- фестивали, презентации;

- литературные вечера, конкурсы талантов, марафоны.

Тематические классные часы

1 класс

1.День Знаний!

2.Золотая осень!

3.Призы- загадки.

4.Весёлые грибники.

2 класс

1.Перешли мы во второй!

2.Загадки осени.

3.Весёлая полянка.

4.КВН по сказкам.

3 класс

1.Динь, динь ,динь- звенит звонок!

2.Краски осени.

3.Азбука имён

4.По дорогам сказки.

4 класс

1.День Знаний!

2.Мисс осень!

3.Бюро находок.

4.Изумрудный город.

Направление V «Семья»

Цель деятельности:

- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы в направлении «Семья»:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему    

  родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;

-организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».

Основные моменты деятельности в направлении «Семья»:

 - поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы;

 - сотрудничество с психологом школы, социальным педагогом, организующими консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

 -сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребёнка;

- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиции семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.

Основные понятия направления «Семья»:

   Семейный уклад, традиция семьи, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и   матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье.

Формы работы с классом и родителями в направлении «Семья»: - тематические классные часы, посвящённые семейным корням «Откуда начинается мой род?», «Летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты в моей семьи»;

- праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья»;

-праздники, посвящённые красным датам календаря « День матери», «День  защитника Отечества» и красным датам школы «1 сентября», «День учителя»;

-тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

-походы, экскурсии, викторины, КВН-ы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные конкурсы родителей и детей; дни открытых дверей, дни творчества.

Тематические классные часы

1 класс

1.Профессии родителей.

2.Мои бабушки и дедушки

3.Семейные традиции

4.Мой любимый праздник.

2 класс

1.Семейный уклад

2.Традиции семьи

3.Семейные праздники.

4.Папа, мама ,я- спортивная семья!

3 класс

1.Откуда начинается мой род.

2.Фото моей семьи.

3.КВН семейных команд.

4.День Победы в моей семье.

 

4класс

1.Летопись моей семьи.

2.Ветераны в моей семье.

4.Памятные даты в моей семье.

Направление VI «Учёба. Интеллект»

Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения.

Задачи работы в направлении «Учёба. Интеллект»:  

 - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

 - создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии;

  -  формировать культуру интеллектуального развития и  совершенствования умственных  способностей.

Основные моменты деятельности в направлении «Учёба. Интеллект»:

 - изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

 - сотрудничество с учителями - предметниками по изучению индивидуальных возможностей, интеллектуальной деятельности каждого ученика;

-  интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

 - организация и проведение внеклассных мероприятий положительно влияющих на интеллектуальное развитие детей;

 - сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;

 - сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные понятия направления «Учёба. Интеллект»:

     Умственное развитие, культура умственного труда,  умственные способности,  уровень интеллектуального развития (IQ) креативность, кругозор,  интеллектуальный потенциал.  

Формы работы с классом в направлении «Учёба. Интеллект»:

 - внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

  - интеллектуальные марафоны в классе и параллели;

  - интеллектуальные бои, ринги, дебаты;

 - научно - практические конференции;

 - спецкурсы и факультативы.

Тематические классные часы

1 класс

1.Ученье и труд всё перетрут.

2.Хотим быть…

3.КВН по сказкам.

 2 класс

1.Викторина для любознательных.

2.В стране литературных героев.

3.Орешки для ума.

3 класс

1.Магические квадраты.

2.Весёлая математика.

3. твоё потерянное время

4 класс

1.Аукцион ребусов

2.Дальние страны.

3.Тяжело в учении, легко в бою.

Критерии оценки результатов программы:

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Уровень вовлеченности обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  3. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  4. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
  5. Уровень подготовки к жизни.

Ожидаемые результаты программы:

  1. формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  2. обогащение эмоционального мира детей и формирование у них  нравственных чувств;
  3. формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  4. вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;

  1. формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
  2. развитие органов классного ученического самоуправления;
  3. повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности;
  4. дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
  5. формирование  у учащихся вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

Программа развития классного коллектива

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...