Кл.час "Государственные символы России"
классный час (3 класс) по теме

На классном часе "Государственные символы России" дети говорили о государственной символике России: государственном гербе, государственном флаге, государственном гимне. В игровой форме , соревнуясь командами,  они закрепляли знания о символах России. Ребята выполняли задания на карточках, разгадывали кроссворды, работали с тестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кл.час  « Государственные символы России»

Цели: 1. Выяснить, что дети знают о государственных символах

             2. Расширить их знания о государственных символах

3. Воспитывать гордость за свою Родину, прививать любовь к своей стране.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворды, иллюстрации герба, флага, гимна

Ход классного часа:

Ребята, вы уже кое – что знаете о государственной символике нашей страны. Сегодня  мы с вами подробно познакомимся с символами нашей Родины – России и узнаем, кто же из вас хорошо знает символы России.

 Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное  значение.  Символы вызывают у нас представление. В каждой стране свои символы.  Так символом Парижа является Эйфелева башня, символом США – статуя Свободы. Какие символы России вы можете назвать?

Действительно , символов России много – это и Кремль, и Знамя и берёзы. Но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Всё ли мы знаем о них? Сегодня мы это выясним. Мы с вами будем вспоминать, узнавать что – то новое о наших символах и проверять свои знания через викторину, т. е отвечая на вопросы и выполняя задания. Для выполнения заданий мы разделимся на команды.

А начнём мы с герба. Понятие  «герб» происходит от немецкого слова « наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, отдельных лиц, родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

1 задание. На карточках значения различных элементов гербов. Ознакомьтесь в командах с данными значениями . Объясните, какое значение заложено в изображении герба России.

( На карточках: лев – « властная сила»; корона – власть. благородство; конный всадник – победа; орёл – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твёрдая центральная власть.

Объяснение: Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещённого на красном щите; над орлом три короны ( две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди – на красном щите всадник, поражающий копьём дракона. Двуглавый орёл в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской. Так и в азиатской её частях. Поэтому одна голова смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как  символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и её единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

(За каждое верно изложенное значение команда получает 1 б.)

2 задание: Каждой  команде предлагается кроссворд ( в виде солнца)

  1. Государственный символ, который можно увидеть на денежных знаках.
  2. Изображение на гербе России. Герой, побеждающий чудовище.
  3. Главное изображение на гербе России.
  4. Что означало изображение орла в древности?
  5. Оружие, предмет, изображённый на гербе России. Это оружие дало название монетке.
  6. Часть герба, на которой располагаются все изображения.

( На выполнение задания 5 минут. Каждый правильный ответ – 1 б.)

Кроссворд, который вы разгадывали, напоминает солнце. Вспомните народные пословицы о солнце. А кто знает загадки о солнце.

В древности  золотой двуглавый орёл был символом солнца. В настоящее время двуглавый орёл на гербе России означает единство и независимость нашей страны.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный  флаг. Над Большим  Кремлёвским дворцом, где находится место пребывания Президента России, всегда, ночью и днём, в хорошую погоду и в ненастье, развивается бело – сине – красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Рассмотрите изображение государственного флага Российской Федерации: он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего , нижняя – красного. Для того, чтобы понять, что означают цвета нашего флага, выполните задание.

3 задание:  Вставьте в стихотворные отрывки цвета, характеризующие цвета нашего флага.

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете…… ( белом)  

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы, как вечер зимний,

 И благородны и просторны неба своды.

Художник их раскрасил в …..  ( синий)

Россия много войн пережила,

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под  Знаменем Победы ярко -    ………. ( красным)

( на выполнение задания 5 минут, за правильные ответы по 1б.)

Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение: так в нашем флаге красный цвет означает  отвагу, мужество и героизм, белый – совершенство, чистота,  синий   - небо.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть ещё два особых  знамени. Первое из них – знамя вооружённых сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над Рейстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно – морского флота. Российскому военно – морскому флоту, в связи с преемственностью славных традиций флота Петра  Великого, по наследству перешёл бело – голубой Андреевский флаг. Когда то давным – давно флаги не были похожи на современные. Они назывались стягами. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги, - древко, полотнище и навершие.

4 задание: Командам предлагается разгадать кроссворд

  1. Государственный символ, который можно увидеть в праздничный день на зданиях.
  2. Как называется флаг, который существует в единственном экземпляре?
  3. Часть флага из дерева или металла.
  4. Часть флага из ткани.
  5. Как назывался флаг в  древности?

( на выполнение задания 5 минут, за каждый правильный ответ 1б.)

Мы с вами поговорили о гербе, флаге. А что же такое гимн?

Гимн – торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Пари официальном исполнении Государственного гимна России, т. е.  во время торжественных собраний, посвящённых государственным праздникам, и других важных мероприятий присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Так люди выражают своё уважение к одному из важнейших государственных символов – гимну. У гимна есть авторы. Музыку написал композитор Александр Васильевич Александров, а слова – поэт Сергей Владимирович Михалков.

Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг. Он звучит 9 Мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве. Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания. Его можно услышать , например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей – российских спортсменов. Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы – куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.

5 задание: Выразительно прочитать текст гимна. ( на подготовку 5 минут, в зависимости от выразительности чтения команда может заработать  от 1 до 3 б.)

Гимн России

Слова С. В. Михалкова                                                      Музыка А. В. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье на все времена!

                                    Славься, Отечество наше свободное,

                                    Братских народов союз вековой,

                                     Предками данная мудрость народная!

                                     Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая

Хранимая Богом родная земля!

                                         Славься, Отечество наше свободное,

                                          Братских народов союз вековой,

                                          Предками данная мудрость народная!

                                          Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было и есть и так будет всегда!

                                               Славься, Отечество наше свободное,

                                               Братских народов союз вековой,

                                                Предками данная мудрость народная!

                                                Славься, страна! Мы гордимся тобой!                                            

6 задание: Выполнить тестовые задания. ( За каждый правильный ответ 1б.)

1 команде

  1. Кто автор музыки современного гимна?

Дмитрий Борисович Кабалевский

Александр Васильевич Александров

  1. В какое время по радио можно услышать гимн России?

В 6 часов утра

В 12 часов дня

В 12 часов ночи

3.Как слушают гимн России при его торжественном, официальном исполнении?

Все встают.

Мужчины снимают головные уборы

Все прикладывают руку к сердцу.

2 команде:

  1. Кто из поэтов написал слова гимна России?

Сергей Владимирович Михалков

Сергей Александрович Есенин

  1. Когда исполняют Государственный гимн России?

Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг

Гимн России звучит на торжественных  собраниях, посвящённых государственным праздникам

Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают флаг города

  1. Что означает слово « гимн» в переводе с греческого языка?

Красивая песня

Торжественная песня

Весёлая песня

( Каждая команда по очереди отвечает на вопросы. За правильные и полные ответы команды получают по 4 б.)

Подведение итогов классного часа. Наше мероприятие было посвящено государственным символам России. Они необходимы государству, они объединяют людей, живущих в России. Государственные символы служат отличительными знаками нашей страны, нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...

Символы России (материалы к проведению занятия по теме "Моя Родина - Россия"

Материалы к проведению занятия или урока по теме: "Моя   Родина - Россия"...

Наша Родина - Россия. Символы России

Презентация "Наша Родина - Россия"...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Символы России для обучающихся 1–2 классов по теме «КАКИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СИМВОЛЫ?»

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн),знакомство с гербом, правилами его составления.Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколени...