Доклад "Создаём воспитывающий социум"
статья по теме
Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с особыми детьми и подростками обладают детские общественные объединения. Детское общественное объединение - важнейший институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков, лидерских качеств. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к общению с ровесниками. Особенно с 9-ти до 16 лет, возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединений в группу. Подростки во все времена будут стремиться объе6диняться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать, именно, для решения этой потребности возникают детские общественные объединения и организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sozdayom_vospityvayushchiy_socium.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Калининской Краснодарского края
Доклад
Руководитель ДО «Радуга»:
Митина С.В
ст.Калининская
2012 год
Доклад «Создаём воспитывающий социум»
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми…
О. Уайльд
В наше время вопрос организации досуга детей встает особенно остро, так как ребёнок, и в большей степени ребенок с ограниченными возможностями здоровья, еще не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она, жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание, организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку стимул для дальнейшего развития личности.
Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с особыми детьми и подростками обладают детские общественные объединения. Детское общественное объединение - важнейший институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков, лидерских качеств. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к общению с ровесниками. Особенно с 9-ти до 16 лет, возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединений в группу. Подростки во все времена будут стремиться объе6диняться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать, именно, для решения этой потребности возникают детские общественные объединения и организации.
Детская организация – особый тип общественного объединения. Детская организация действует в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- «Декларацией прав ребенка»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Преимущество детской организации в том, что:
- здесь создаются все условия для формирования нравственных качеств;
- предоставляется уникальная возможность обрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности;
- детские общественные организации не имеют жесткой оценочной системы, не нуждаются в стандартизации деятельности, что открывает широкий простор для творческой реализации самых современных интересов подростков.
Цель создания организации – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Исходя из преимуществ и целей создания, в нашей школе-интернате в 2009 году была создана детская организация «Радуга». Я являюсь её руководителем с января 2011года. Приступив к должности руководителя ДО, я произвела организационные преобразования: внесла изменения в положение и структуру ДО, разработала цели и задачи по секторам, составила циклограмму работы.
Добровольная детская организация «Радуга» (ДО «Радуга») – это общественная организация, объединяющая активных, инициативных и творческих учащихся 1-9 классов, насчитывает 95 человек. В настоящее время организация переживает период становления, апробирует наиболее оптимальные направления работы. Наша организация имеет девиз, символику, гимн, заповеди и собственную газету.
Цель и задачи детской организации «Радуга»:
Цель:
Создание единого детского коллектива, условий для социализации личности и формирования социально-активной личности.
Задачи:
1. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, Родине.
2. Формирование навыков социально-полезной деятельности.
3. Формирование стремления к здоровому образу жизни.
4. Воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания, уважения к окружающим.
Наша организация строится на принципах соуправления в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом. По любому вопросу дети могут обратиться за помощью к учителям, воспитателям, и всегда получают полный, доброжелательный ответ. При этом педагоги стремятся ни в коем случае не сковывать инициативу ребят.
Координаторами в руководстве ДО «Радуга» являются руководитель ДО «Радуга» Митина С.В. и зам. директора по ВР Васильева Э.Я.
Основой детской организации «Радуга» является первичная ячейка – экипаж класса. В детской организации «Радуга» школьники получают навыки работы в команде: в экипажах и секторах. В начале учебного года на классных часах проходят выборы капитанов экипажей и детей для работы в ДО по секторам, дети решают сами, чем бы им хотелось заниматься. В составе ДО «Радуга» 9 экипажей.
.
Структура детской организации «Радуга»
Высшим органом управления организации является Совет Добрых Дел, в состав которого входят учащиеся 5-9 классов и который наделен следующими полномочиями:
- выборы командиров секторов детской организации;
- участие в разработке плана работы ДО «Радуга»;
- проведение работы в соответствии с планом, целями и задачами.
Совет Добрых Дел принимает учащихся школы в члены организации на общешкольной линейке. Заседания Совета проводятся один раз в месяц. На Совете Добрых Дел ребята планируют и обсуждают проведение различных акций, рейдов, операций и других мероприятий.
Основные направления работы детской организации «Радуга»:
Деятельность ДО «Радуга» осуществляется по секторам: учебный сектор, сектор спорта и здоровья, сектор досуга, редакционный сектор, сектор заботы, трудовой сектор, сектор дисциплины и порядка. Члены детской организации заняты практически всеми видами деятельности, необходимыми для формирования всесторонне развитой личности.
Каждый сектор осуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами
Учебный сектор
Цель: Повышение уровня активности учащихся в учёбе.
Задачи:
1. Стимулирование учебной деятельности учащихся;
2. Оказание помощи в организации учебной деятельности.
Мероприятия:
- Конкурс «Лучший ученик 1 четверти»
- Конкурс «Лучший ученик 2012 года»
- Рейд «Лучший школьный дневник»
- Рейд «Готов ли ты к уроку»
- Конкурс «Самый читающий класс»
Сектор спорта и здоровья
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни.
Задачи:
1.Воспитание потребности занятий спортом, здорового образа жизни;
2.Развитие и укрепление здоровья ребёнка.
Мероприятия:
- Спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие, умелые!»
- Урок здоровья «Я здоровым быть хочу!»
- Шашечный турнир
- Конкурсная программа «Супермен года»
- Спортивный праздник «Ты + Я – мы теперь с тобой друзья!»
- 7 апреля – Всемирный День Здоровья.
- Выставка детских книг «Путь к твоему здоровью»
- Конкурс рисунка на асфальте «Наше здоровье в наших руках»
- Лекция «Образ жизни, который мы выбираем»
- «Весёлые старты»
Сектор досуга
Цель: Организация досуговой деятельности учащихся.
Задачи:
1.Развивать коммуникативные качества;
2.Развивать творческие способности.
Мероприятия:
- «Твой друг- игра» (проведение подвижных игр с учащимися 1-4 классов)
- Развлечение «Неразлучные друзья, взрослые и дети!»
- Развлечение для выпускников школы «День Детства»
- Конкурсная программа к Дню защиты детей «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
- Конкурс цветочных композиций «Чудесные краски осени»
- Игровая программа «Шутки, игры, песни, соберут нас вместе»
- Праздник «Сладкоежки»
- Конкурс поделок «Солнышко лучистое»
- «Весёлые фотоистории из жизни нашего класса»
- Отчётный сбор ДО «Радуга» «Под крышей дома твоего»
Редакционный сектор
Цель: Информирование о новостях школьной жизни.
Задачи:
1.Формирование активной жизненной позиции;
2.Развитие познавательного интереса.
Мероприятия:
- Изготовление открыток праздникам
- Оформление стенда «Космонавты земли кубанской»
- Изготовление стенгазеты «Они служили Родине» (поздравление учителям)
- Конкурс рисунка на асфальте «Здравствуй, лето!»
Информационная деятельность осуществляется через выпуск стенгазет, объявлений, «молний».
Итог работы сектора – организация регулярного (ежемесячного) выпуска школьной газеты «Мы вместе», в которой освещены важные события школьной жизни, публикуются интересные сведения, творчество воспитанников, обсуждаются различные проблемы.
Сектор заботы
Цель: Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание на основе объединения усилий школы и семьи.
Задачи:
1.Формирование чувства уважения к пожилым и инвалидам;
2.Привитие любви к своей малой родине и активное участие в делах на благо общества.
Мероприятия:
- Акция «Чистый четверг» помощь церкви
- Помощь педагогам- пенсионерам
- Акция «Пятёрка для мамы»
- Акция «Покормите птиц зимой!»
- Акция « Нам жизнь дана на добрые дела»
- Встреча с ветераном ВОв «Фронтовики, наденьте ордена!»
- Патриотическая акция «Георгиевская ленточка»
- Возрождение шефства старших школьников над младшими.
Трудовой сектор
Цель: Создание условий для трудового воспитания учащихся.
Задачи:
1.Воспитание бережного отношения к школьному имуществу, к продуктам человеческого труда;
2.Воспитание уважительного отношения к труду, людям различных профессий.
Мероприятия:
- Трудовой десант «Снежный ком» (уборка снега)
- Трудовой десант «Книгам – новую жизнь!»
- Трудовой десант (уход за обелиском)
- «Школа - наш дом. Все мы в нем живем!» (озеленение школы, классов)
- Рейд «Самый чистый класс»
- Изготовление кормушек для птиц
- Экологический десант «Наши ручки - не белоручки»
- Акция «Наш участок самый чистый»
- Акция «Украсим Землю цветами»
Сектор дисциплины и порядка
Цель: Соблюдение и выполнение Правил поведения для учащихся школы-интерната.
Задача:
Воспитание умения жить по законам школьного коллектива, общества.
Мероприятия:
- Рейд «Когда прозвенел звонок»
- Рейд «Внешний вид учащегося» (проверка школьной формы)
- Рейд «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки»
- Рейд по уборке классных кабинетов
- Рейд «Дежурный класс»
За время существования детской организации «Радуга» многие её праздники, акции, операции стали традиционными:
- Посвящение первоклассников в ряды ДО «Радуга»;
- Операция «Покормите птиц зимой!»
- Акция «Письмо солдату»
- Акция «Посылка солдату»
- Акция «Пятёрка для мамы»
- Акция «Чистый четверг»
- Конкурс «Лучший ученик четверти» (года)
- День Детства
В конце учебного года на отчётном сборе ДО «Радуга» «Под крышей дома твоего» руководитель организации делает отчет о проделанной работе, подводит итог, награждает активных её членов и педагогов.
Таким образом, главной задачей нашей организации является - стать помощником ребёнку в его жизненном определении, не быть перед ребёнком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
Главная наша цель – это воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а в частности работа школьной детской организации, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а так же создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности, что особенно важно в работе с детьми ОВЗ.
Нам доверили ребёнка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба, и дело педагога целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души. Если мы не только организуем жизнь своих воспитанников, но и сами будем жить этой детской жизнью, то обязательно поймём, чего хочет ребёнок. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребёнке.
Нам, педагогам, необходимо заботиться о каждом ученике, как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее, тем больше заботы должно быть о нём. В каждого ребёнка надо верить. Найти в нём ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учёбе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдёт на помощь. Ведь каждый ребёнок чем-то одарён, поэтому стоит помогать ему во всём. И завершить свою речь мне хотелось бы словами известного психолога: «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем – то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни». (У. Глассер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлекающее взаимодействие, или как строить отношения классного руководителя с семьёй и социумом"
Выступление на областной научно-практической конференции "Классное руководство: состояние и перспективы" ....
Презентация "Профориентационная работа с учащимися во взаимодействии с социумом"
В данной презентации представлен отчет по теме самообразования....
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ
Роль формирования гражданской идентичности подростков...
Доклад на тему: "Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании гармоничной личности"
Для полноценного гармоничного развития учащихся необходимо наладить сотрудничество семьи, школы и социума....
Статья "Безопасность глазами детей" в сборнике "Социум. Культура.Безопасность". (2011 год)
Законы жизни суровы.Они зачастую наказывают тех, кто их нарушает.Всё чаще наши дети из-за своего любопытства, отсутствия навыков общениия с огнём и незнания правил безопасного обращ...
Статья "Безопасность глазами детей" в сборнике "Социум. Культура.Безопасность". (2011 год)
Законы жизни суровы.Они зачастую наказывают тех, кто их нарушает.Всё чаще наши дети из-за своего любопытства, отсутствия навыков общениия с огнём и незнания правил безопасного обращ...
Логопедическое занятие № 2 для ребенка с РАС (ранний аутистический спектр). Использование "Личного букваря" в целях формирования понимания у ребенка с РАС положения его в социуме "семья"
Обучение ребенка с РАС (ранний аутистический спектр) глобальному чтению через ведение "Личного букваря" ("Мой альбом")...