Доклад "Создаём воспитывающий социум"
статья по теме

Митина Светлана Валентиновна

 

Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с особыми детьми и подростками обладают детские общественные объединения. Детское общественное объединение - важнейший институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков, лидерских качеств. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к общению с ровесниками. Особенно с 9-ти до 16 лет, возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединений в группу. Подростки во все времена будут стремиться объе6диняться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать, именно, для решения этой потребности возникают детские общественные объединения и организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sozdayom_vospityvayushchiy_socium.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников                   с ограниченными возможностями здоровья                         общеобразовательная школа-интернат VIII вида                                     станицы Калининской                                                                      Краснодарского края

Доклад

Руководитель ДО «Радуга»:

Митина С.В

ст.Калининская

2012  год

Доклад                                                                                                      «Создаём воспитывающий социум»

Лучший способ сделать детей хорошими –                                                                           это сделать их счастливыми…
О. Уайльд

В наше время вопрос организации досуга детей встает особенно остро, так как ребёнок, и в большей степени ребенок с ограниченными возможностями здоровья, еще не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она, жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание, организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку стимул для дальнейшего развития личности.

Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с особыми детьми и подростками обладают детские общественные объединения. Детское общественное объединение - важнейший институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков, лидерских качеств. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к общению с ровесниками. Особенно с 9-ти до 16 лет, возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединений в группу. Подростки во все времена будут стремиться объе6диняться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать, именно, для решения этой потребности возникают детские общественные объединения и организации.

Детская организация – особый тип общественного объединения. Детская организация действует в соответствии с:

  1. Конституцией РФ;
  2. «Декларацией прав ребенка»;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 

Преимущество детской организации в том, что:

  1. здесь создаются все условия для формирования нравственных  качеств;
  2. предоставляется уникальная возможность обрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности;
  3. детские общественные организации не имеют жесткой оценочной системы, не нуждаются в стандартизации деятельности, что открывает широкий простор для творческой реализации самых современных интересов подростков.

Цель создания организации – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Исходя из преимуществ и целей создания, в нашей школе-интернате в 2009 году была создана  детская организация «Радуга». Я являюсь её руководителем с января 2011года. Приступив к должности руководителя ДО, я произвела организационные преобразования: внесла изменения в положение и структуру ДО, разработала цели и задачи по секторам, составила циклограмму работы.

Добровольная детская организация «Радуга» (ДО  «Радуга») – это  общественная организация, объединяющая активных, инициативных и творческих учащихся 1-9 классов,  насчитывает 95 человек. В настоящее время организация переживает период становления, апробирует наиболее оптимальные направления работы. Наша  организация   имеет девиз, символику, гимн, заповеди  и собственную газету.

Цель и задачи детской организации «Радуга»:

 Цель:  

Создание единого детского коллектива, условий для социализации личности и формирования социально-активной личности.

Задачи:

1.  Воспитание патриотических чувств, любви к  родному  краю, Родине.

2.  Формирование навыков социально-полезной деятельности.

3. Формирование стремления к здоровому образу жизни.

4. Воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания, уважения к окружающим.         

Наша организация строится на принципах соуправления в тесном сотрудничестве с  педагогическим коллективом. По любому вопросу дети могут обратиться за помощью к учителям, воспитателям,  и всегда получают полный, доброжелательный ответ. При этом педагоги стремятся ни в коем случае не сковывать инициативу ребят.

Координаторами  в руководстве ДО «Радуга» являются руководитель  ДО  «Радуга» Митина С.В.  и зам. директора по ВР Васильева Э.Я.

Основой детской организации  «Радуга»  является первичная ячейка – экипаж  класса.  В детской организации «Радуга» школьники получают навыки работы в команде: в экипажах и секторах.  В начале учебного года  на классных часах проходят выборы капитанов экипажей и детей для работы в ДО по секторам,  дети решают сами, чем  бы  им хотелось заниматься. В составе ДО «Радуга»  9 экипажей.  

.

Структура детской организации «Радуга»

Высшим органом управления организации является  Совет Добрых Дел, в состав которого входят учащиеся 5-9 классов и который наделен следующими полномочиями:

  - выборы командиров секторов детской  организации;

  - участие в разработке плана  работы  ДО  «Радуга»;

  - проведение работы в соответствии с планом, целями и задачами.

Совет Добрых Дел принимает учащихся школы в члены организации на общешкольной линейке. Заседания Совета проводятся один раз в месяц. На Совете Добрых Дел  ребята планируют и обсуждают  проведение различных акций, рейдов, операций и других мероприятий.

Основные направления работы детской организации «Радуга»:

Деятельность ДО «Радуга» осуществляется по секторам: учебный сектор, сектор спорта и здоровья, сектор досуга, редакционный сектор, сектор заботы, трудовой сектор, сектор дисциплины и порядка. Члены детской организации заняты практически всеми видами деятельности, необходимыми для формирования всесторонне развитой личности.

Каждый сектор осуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами

Учебный  сектор

Цель: Повышение уровня активности учащихся в учёбе.

Задачи:

1.   Стимулирование учебной деятельности учащихся;

2.  Оказание помощи в организации учебной деятельности.

Мероприятия:

  1. Конкурс  «Лучший  ученик  1 четверти»
  2. Конкурс  «Лучший  ученик  2012 года»
  3. Рейд «Лучший  школьный  дневник»
  4. Рейд  «Готов  ли  ты  к  уроку»
  5. Конкурс «Самый читающий класс»

Сектор спорта и здоровья

Цель: Формирование  культуры  здорового  образа  жизни.

Задачи:

1.Воспитание  потребности  занятий  спортом, здорового  образа  жизни;

2.Развитие  и укрепление  здоровья  ребёнка.

Мероприятия:

  1. Спортивное  развлечение  «Сильные, смелые, ловкие, умелые!»
  2. Урок здоровья              «Я здоровым быть хочу!»
  3. Шашечный турнир
  4. Конкурсная программа «Супермен года»
  5. Спортивный праздник   «Ты + Я – мы теперь с тобой друзья!»
  6. 7 апреля – Всемирный День Здоровья.                
  7. Выставка  детских  книг  «Путь  к  твоему  здоровью»
  8. Конкурс  рисунка  на  асфальте  «Наше  здоровье  в  наших  руках»
  9. Лекция «Образ  жизни, который  мы выбираем»  
  10. «Весёлые  старты»  

Сектор досуга

Цель: Организация досуговой деятельности учащихся.

Задачи:

1.Развивать  коммуникативные  качества;  

2.Развивать творческие способности.

Мероприятия:

  1. «Твой друг- игра» (проведение подвижных игр с  учащимися  1-4  классов)
  2. Развлечение  «Неразлучные  друзья, взрослые  и  дети!»
  3. Развлечение  для выпускников  школы  «День  Детства»
  4. Конкурсная программа к Дню защиты детей «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
  5. Конкурс цветочных композиций «Чудесные краски осени»
  6. Игровая программа «Шутки, игры, песни, соберут нас вместе»
  7. Праздник «Сладкоежки»
  8. Конкурс поделок «Солнышко лучистое»
  9. «Весёлые фотоистории   из жизни нашего класса»
  10. Отчётный сбор ДО «Радуга»  «Под крышей дома твоего»

Редакционный сектор

Цель: Информирование о новостях школьной жизни.

Задачи:

1.Формирование активной жизненной позиции;

2.Развитие познавательного интереса.

Мероприятия:

  1. Изготовление  открыток  праздникам
  2. Оформление  стенда  «Космонавты  земли  кубанской»
  3. Изготовление  стенгазеты «Они  служили  Родине»  (поздравление  учителям)
  4. Конкурс  рисунка  на асфальте «Здравствуй, лето!»

Информационная деятельность осуществляется через выпуск стенгазет, объявлений, «молний».

Итог работы сектора  – организация регулярного (ежемесячного) выпуска школьной  газеты «Мы вместе», в которой освещены  важные события школьной жизни, публикуются  интересные сведения, творчество воспитанников, обсуждаются различные проблемы.

Сектор заботы

Цель: Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание на основе объединения усилий школы и семьи.

Задачи:

1.Формирование чувства уважения к пожилым и инвалидам;

2.Привитие любви к своей малой родине и активное участие в делах на благо общества.

Мероприятия:

  1. Акция   «Чистый четверг»  помощь  церкви
  2. Помощь  педагогам- пенсионерам
  3. Акция  «Пятёрка для мамы»                                    
  4. Акция   «Покормите птиц зимой!»
  5. Акция   « Нам жизнь дана на добрые дела»
  6. Встреча с  ветераном ВОв  «Фронтовики, наденьте ордена!»
  7. Патриотическая акция «Георгиевская ленточка»
  8. Возрождение шефства старших школьников над младшими.

Трудовой сектор

Цель: Создание условий для трудового воспитания  учащихся.

Задачи:

1.Воспитание бережного отношения к школьному имуществу, к продуктам человеческого труда;

2.Воспитание уважительного отношения к труду, людям различных профессий.

Мероприятия:

  1. Трудовой  десант «Снежный  ком»  (уборка  снега)
  2. Трудовой  десант  «Книгам – новую  жизнь!»
  3. Трудовой десант (уход за обелиском)
  4. «Школа - наш дом. Все мы в нем живем!» (озеленение школы, классов)
  5. Рейд  «Самый  чистый  класс»
  6. Изготовление кормушек для птиц
  7. Экологический десант  «Наши ручки -  не белоручки»
  8. Акция  «Наш участок самый чистый»
  9. Акция «Украсим Землю цветами»

Сектор дисциплины  и  порядка

Цель: Соблюдение и выполнение Правил поведения для учащихся школы-интерната.

Задача:

Воспитание умения жить по законам школьного коллектива, общества.

Мероприятия:

  1. Рейд  «Когда  прозвенел  звонок»
  2. Рейд  «Внешний  вид  учащегося»  (проверка  школьной формы)
  3. Рейд  «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки»
  4. Рейд по уборке классных кабинетов
  5. Рейд  «Дежурный класс»

За время существования детской организации «Радуга» многие её праздники, акции, операции стали традиционными:

  1. Посвящение первоклассников в ряды ДО «Радуга»;
  2. Операция «Покормите птиц зимой!»
  3. Акция «Письмо солдату»
  4. Акция «Посылка солдату»
  5. Акция «Пятёрка для мамы»
  6. Акция «Чистый четверг»
  7. Конкурс «Лучший ученик четверти» (года)
  8. День Детства

В конце  учебного года на отчётном сборе  ДО «Радуга» «Под крышей дома твоего» руководитель организации делает отчет о проделанной работе, подводит итог, награждает активных её членов и педагогов.

Таким образом, главной задачей нашей организации является - стать помощником ребёнку в его жизненном определении, не быть перед ребёнком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

Главная наша цель – это воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а в частности работа школьной детской организации, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а так же создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности, что особенно важно в работе с детьми ОВЗ.

Нам доверили ребёнка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба, и дело педагога целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души. Если мы  не только организуем жизнь своих воспитанников, но и сами будем жить этой детской жизнью, то  обязательно поймём, чего хочет ребёнок. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребёнке.

Нам, педагогам, необходимо заботиться о каждом ученике, как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее, тем больше заботы должно быть о нём. В каждого ребёнка надо верить. Найти в нём ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учёбе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдёт на помощь. Ведь каждый ребёнок чем-то одарён, поэтому стоит помогать ему во всём. И завершить свою речь мне хотелось бы словами известного психолога: «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем – то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе,                                                                   у него есть все шансы на успех в жизни». (У. Глассер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекающее взаимодействие, или как строить отношения классного руководителя с семьёй и социумом"

Выступление на областной научно-практической конференции "Классное руководство: состояние и перспективы" ....

Презентация "Профориентационная работа с учащимися во взаимодействии с социумом"

В данной презентации представлен отчет по теме самообразования....

Доклад на тему: "Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании гармоничной личности"

Для полноценного гармоничного развития учащихся необходимо наладить сотрудничество семьи, школы и социума....

Статья "Безопасность глазами детей" в сборнике "Социум. Культура.Безопасность". (2011 год)

Законы жизни суровы.Они зачастую наказывают тех, кто их нарушает.Всё чаще наши дети из-за своего любопытства, отсутствия навыков общениия с огнём и незнания правил безопасного обращ...

Статья "Безопасность глазами детей" в сборнике "Социум. Культура.Безопасность". (2011 год)

Законы жизни суровы.Они зачастую наказывают тех, кто их нарушает.Всё чаще наши дети из-за своего любопытства, отсутствия навыков общениия с огнём и незнания правил безопасного обращ...