«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
статья (2 класс) по теме

Жилина Светлана Викторовна

Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный договор между семьей и школой и государством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_i_shkolymicrosoft_office_word_4.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

      Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный

договор между школой, семьей и государством. Поэтому неудивительно, что семье, ее взаимодействию с учителями отводится в нем особая роль. Значит ли это, что при усилении роли семьи в новом стандарте от учителя потребуются особые знания и навыки для более тесной работы с родителями своих учеников?

    Нуждается ли вообще семья в помощи педагогов и школьных психологов

или, возможно, у родителей свои собственные взгляды на воспитание детей?

Какой должна быть совместная работа родителей и учеников?

Понимание стандарта, предусматривающее согласование требований семьи, общества и государства, делает систему образования гибкой, адаптивной, дает возможность оперативно реагировать на требования внешней

среды (если меняются, допустим, требования государства, изменения происходят во всей системе) и самое главное – способствует тому,

чтобы школа отвечала на запросы внешних заказчиков, каковыми как раз являются семья, общество и государство, а не решала узковедомственные задачи образовательного сообщества.

    Стандарты включают в себя формирование общегражданских, социальных и других компетенций. Ведь, помимо передачи знаний, школа должна заниматься воспитанием детей, формировать личностные качества подрастающего поколения. В противном случае формирование этих компетенций невозможно. Впервые за весь постсоветский период

речь идет не просто о возвращении воспитательной функции системе общего образования, но и закрепляется в соответствующих нормативных документах. Такая необходимость возникла потому, что это одно из очевидных требований не только общества и государства, но и семьи. В условиях недофинансирования школы, отсутствия ее внятно прописанной воспитательной функции многие семьи стали все более и более брать

на себя решение многих задач, которые традиционно решала школа. Здесь сработали защитные механизмы общества при отсутствии

адекватного решения этих вопросов официальными институтами.

Разработчики стандарта общего образования второго поколения предлагают вернуть часы на кружковую работу, экскурсии, участие в проектах и многое другое. Одновременно рассматриваются вопросы усиления взаимодействия школы и семьи, что особенно актуально в наши дни, в том числе в условиях

высокой занятости женщин. Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере обучения и воспитания детей.

Модернизация российского образования направлена на создание

благоприятных для здоровья учащихся условий обучения и воспитания.

Школа существует исключительно для помощи ребенку в реализации своих собственных возможностей. Между педагогом, ребенком и родителями, на мой взгляд, необходимо построить такую систему взаимоотношений, которая способствовала бы всестороннему развитию личности каждого ребенка, создавала бы условия для его саморазвития, самореализации, самоутверждения. Так как становление личности зависит от окружающей ребенка социальной среды, я, учитывая все факторы, тщательно выбираю направления и формы работы с родителями. Взаимодействие с родителями стремлюсь направить на создание такой воспитательной среды, в которой устанавливаются партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Создается атмосфера взаимоподдержки и сотрудничества учителя – ребенка – родителей в совместной деятельности, которая строится в коллективе, исходя из представлений о процессе социализации личности, как расширение социального пространства, которое осваивает ребенок. В результате у

него формируется система отношений: к себе, к окружающим, к природе,

к родному краю. Основными направлениями в своей работе считаю:

единение и сплочение семьи, установление взаимопонимания между

родителями и детьми, создание комфортных условий для ребенка в

семье, формирование навыков их совместной деятельности и общения,

повышение заинтересованности семьи в воспитании детей, создание

эмоционального настроя на совместную деятельность в семье, атмосферы взаимного доверия, расширение круга совместных увлечений и

способов проведения свободного времени, осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания.

Данные направления реализуются через:

1. Работу с родителями (родительские собрания, лектории, беседы,

праздники, встречи). Разные формы в своей работе использую для того,

чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в

жизни класса, ответственность за воспитание ребенка. Выбирая темы

для обсуждения на родительском собрании, прежде всего, обращаю

внимание на целевые ориентиры жизнедеятельности классного коллектива, закономерности развития личности учащихся, особенности протекания процессов обучения и воспитания.

2. Ежегодное участие родителей, бабушек в таких школьных

конкурсах, как: «Вот какая мама, золотая прямо!», «Вместе с папой»,

«А ну-ка, бабушки!» и др.

3. Организация отдыха и проведение выходного дня (коллективное

катание на коньках, лыжах, посещение бассейна, отдых в парках ,

выезд на природу),способствует не только хорошему отдыху, но и сплочению, взаимопониманию, дружбе как детей, так и взрослых.

         4. Одной из эффективной формы работы стал классный конкурс

«Вся семья вместе, так и душа на месте», целью которого было:

• повышение роли заинтересованности семьи в воспитании детей;

• создание эмоционального настроя на совместную деятельность

семьи, атмосферы взаимного доверия;

• расширение круга совместных увлечений и способов проведения

свободного времени;

• осуществление педагогического сопровождения семейного

воспитания;

• формирование у школьников уважительного отношения к семье,

родным, старшим.

В конкурсе активное участие приняли  мамы и папы.

Во время подготовительной работы конкурса прошли мероприятия, позволившие восстановить семейную родословную, над которой задумались не только дети, но и старшие члены семьи.

На конкурс «Моя родословная» были представлены генеалогическое древо, фотоколлажи, в которых раскрыта история семьи. Все участники с большой ответственностью отнеслись к конкурсу. В рамках визитной карточки предлагались девиз семьи, герб семьи, семейный вымпел, семейное хобби.

В рамках конкурса ««Вся семья вместе, так и душа на месте»» прошел конкурс на новогоднюю игрушку, лучшая открытка («Новогодний дракоша») была представлена на районный конкурс «Зимняя фантазия» .

Положительные эмоции оставила «Семейная гостиная», в которую

вошли конкурсы семейных традиций в форме визитных карточек,

,конкурс «Старая мода на новый лад», конкурс «Семейное хобби».

Были созданы проекты «Игрушки, которыми играли раньше».

В рамках конкурса «Дружная семейка» прошла спортивно-игровая

программа, в которой каждая семья показала не только свою физическую культуру, но и дружбу, взаимопонимание, взаимовыручку.

Семьями были организованы спортивные праздники.

Огромное значение школа и родители придают расширению социокультурного пространства учащихся.

На данный момент в моем классе сформирован дружный коллектив детей и

родителей, в котором каждый ребенок нашел свое место, смог самореализоваться, самоутвердиться.

    В процессе работы с семьёй широко используются наглядные средства: информационные стенды, специальные «логопедические уголки», «речевые страницы», тематические выставки. Доступность, чёткость, ясность изложения предложенного родителям материала и эстетичность его оформления являются основными критериями этого средства пропаганды  знаний.

  Таким образом, только активное сотрудничество в работе учителя и родителей может способствовать устранению различных нарушений в

младшем школьном  возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

     Содержание работы учителя с родителями в нашей школе определяется тремя основными задачами:

1.Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2.Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности обучающегося и его отдыха.

3.Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.

   В первом–втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы.

   Обычно родители, приходящие в школу, делятся на две группы:

1.Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.

2.Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

    Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было

раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога

Ш. Амонашвили: «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность».

Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

МБОУ «СОШ с. Орлик Чернянского района»

Выступление

Тема: «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Подготовила: учитель нач. классов Жилина С.В.

   2012 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Статья "Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и школ в современных условиях образования"

Статья для выступления на конференции, посвященной преемственности ДОУ и начальной школы...

Статья. Тема:Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....

Родительский всеобуч по теме «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему прож...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»

Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...

Методические рекомендации учителю начальных классов "Современные формы организации взаимодействия семьи и школы"

Дорогие коллеги!Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучить! Это значит, что Вы хотите провести занятие внеурочной деятельности в современной форме.Профессия Учителя - самая благородная проф...