Методика подготовки и проведения классного часа.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методика подготовки и проведения классного часа.
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС
Классный час – это…
Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжечку определения этого понятия.
В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:
Методика проведения классного часа
Классный час как форма организации воспитательного процесса
Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, Л.И. Маленкова составила определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.
- Определение целей и задач.
- Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
- Создание психологического настроя.
- Предварительная подготовка.
- Проведение самого мероприятия.
- Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
- обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.
КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ
СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
- обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
- усвоение детьми умений и навыков познательной и практической деятельности;
- формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;
- формирование и развитие классного коллектива.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО
И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА
(по Е.Н.Степанову)
Основные компоненты классного часа | Традиционный классный час | Личностно-центрированный классный час |
Целевой | Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. | Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка. |
Содержательный | Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления. | Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа. |
Организационно-деятельностный | Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа. | Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия. |
Оценочно-аналитический | При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися. | В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников. |
Макет методического оформления классного часа
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА
(по Е.Н.Степанову)
Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
ПЕРВЫЙ ШАГ
Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год
В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).
В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
ВТОРОЙ ШАГ
Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.
ТРЕТИЙ ШАГ
Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов
Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
ПЯТЫЙ ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
- что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
- Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
- В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
- Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
- Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
ШЕСТОЙ ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
СЕДЬМОЙ ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
Технология и методика ситуационного классного часа
Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
- Тема.
- Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
- Информация (по материалам предварительной подготовки).
- «Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
- «Я – позиция» и общественно значимая норма.
- Дискуссия.
- Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
- Свободный выбор.
- Мотивация.
- Реальный результат.
Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.
Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».
Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.
Технология классного часа | Методика классного часа |
Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин.). | Демонстрация сравнительной таблицы уровней облученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год). |
Изложение «Я – позиция» Причина «Я – позиция» (7 мин.). | Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
|
«Я – позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.). | Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:
|
Дискуссия (10 мин.). | Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы. |
Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие. |
|
Свободный выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин.). | Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен. |
Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению. | Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении. |
Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей. | Наблюдение. |
УСПЕХОВ ВАМ ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ
мои дорогие коллеги!
Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организаций фронтальной воспитательной работы. Н.И. Болдырев |
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьной системы отношений к окружающему миру. Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич |
Классный час – время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. Е.В.Титова |
Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным. Л.И.Маленкова |
Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую у них системы отношений к окружающему миру. Л.В.Байбородова |
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. В.П.Созонов |
ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса,,, |
НАМИ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ как гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия. |
Организационно-деятельный компонент: Дата:____ Время:___ Место: ____________ Участники: _______ Гости: ___________ Место данного классного часа в воспитательном процессе класса и лицея:____________ оборудование и оформление: 1. 2. 3. Предварительная подготовка:________ |
Целевой компонент классного часа Цель:__________ _______________ Задачи: 1._____________ 2._____________ 3._____________ |
Основная часть: _______________________________________________________________________ Заключительная часть: ___________ _____________________________________________________ |
Используемые источники: 1. 2. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Приложение: |
Содержательный компонент классного часа Основное содержание: ______________ Вступительная часть: ____________ ______________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».
Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н.Степанову)
Данный материая поможет подготовится и провести классные часы личностно-ориентированной направленности. Можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий....
Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов
) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев) 2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентац...
Методика подготовки и проведения классного часа.
В помощь классному руководителю. Методика подготовки и проведения классного часа....
методика проведения классного часа
расскрыта структура классного часа по ФГОС...