Внеклассное мероприятие "Русский женский костюм"
методическая разработка (3 класс) по теме
На занятии ребята знакомятся с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на Руси; с особенностями женского костюма жительниц Владимирской губернии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_zhenskiy_kostyum_zhigalova_i.v.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия
Цели:
- познакомить с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на Руси;
-познакомить с особенностями женского костюма жительниц Владимирской губернии.
-развивать логическое мышление, наблюдательность,
память.
Ход занятия.
1.Сообщение темы.
На занятиях по изучению нашего края мы узнали уже много интересного и нового. Сегодняшнее занятие не будет исключением, а так ли это, мы узнаем в конце занятия. Вы покажете это с помощью цветовой гаммы.
О чём же мы сегодня поговорим, узнаем уже скоро.
Работа в группах.
У каждой из групп отрывки из сказок. Каждый внимательно читает свой отрывок, обращая внимание на выделенные слова. После этого все вместе обсудите, что обозначают эти слова.
1 группа.
Отрывок из сказки «Чудесные лапоточки».
- Куда ты, дедушка, идёшь?
-В Москву.
-Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
-Нет, милый, я себе лапти сплёл. Не простые, чудесные. Обуюсь в них, ноги сами побегут.
2 группа.
Отрывок из сказки «Гуси – лебеди».
Доченька, мы с отцом в город поедем, а ты будь умницей, береги братца. Мы с батюшкой тебе платочек на головушку купим.
3группа.
Отрывок из сказки « Про ленивую и радивую».
Открыла девица шкатулку, которую ей Зеленый человек подарил. А как открыла, так все и ахнули!
В ней сарафан атласный, рубашка ситцевая, шуба соболья!
4группа.
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Сняла сестрица с себя шелковый поясок, подвязала им козлёночка и повела домой.
Отрывок из сказки «Аленький цветочек».
Государь-батюшка родимый, привези ты мне кокошник из камней разноцветных, чтобы сиял он как солнце красное, как месяц ясный.
Отчёт групп.
По ходу выступления групп учитель вывешивает на доску слова из отрывков:
лапти сарафан рубашка
шуба пояс кокошник
Дети объясняют значение каждого слова.
Учитель предлагает прослушать ещё один отрывок, назвать автора, название, постараться услышать о каких элементах одежды идёт в нём речь.
Воротился старик ко старухе,
Что он видит:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
На ногах красные сапожки.
Названия, каких элементов одежды упомянуты?
Если затрудняетесь, назовите непонятные для вас слова. (Учитель помещает их на доску).
душегрея кичка
Сегодня мы поговорим о русском женском костюме.
Узнаем, являются ли «душегрея» и «кичка» элементами женского костюма.
2.Объяснение нового материала.
В далёком прошлом женский костюм на Руси выглядел красочно. Одежда была не только красивой, но и согревала, защищала человека. Наши предки считали, что одежда помогает призвать светлые, добрые силы природы и оберегает от злых духов.
Всю одежду крестьяне делали сами, вкладывая в свой труд талант художника.
Женский костюм был двух видов: праздничный и будничный
Древнейшей частью костюма, как праздничного, так и повседневного являлась рубаха. О ней нам расскажет наша гостья, встречайте!(Входит женщина, одетая в традиционный русский костюм).
По ходу рассказа выступающие одевают бумажную куклу.
-Рубахи шили разной длины.Длинные носили богатые люди,короткие-бедняки.Носили рубаху навыпуск с поясом. Если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался. На рукавах, вороте, по низу рубахи шёл вышитый рисунок, выполнявший роль оберега. Оберег-значит оберегать, защищать от злых сил. В рисунке присутствовали изображения солнца, деревьев, животных и т.п..
Поверх рубахи девушки и женщины одевали сарафан-широкое платье на бретельках. По низу сарафан украшали узором, выполнявшим роль оберега. Сарафаны бывали разных цветов, но чаще всего сарафаны бывали красного цвета- цвета утреннего солнца. Ведь «красный», значит «красивый».
Поверх сарафана одевали душегрею-свободную короткую одежду на бретельках. Спереди душегрея застегалась. Украшали её узорами, вышивкой. Шили
душегрею из дорогой ткани- парчи.В холодное время года носили шубу или тулуп.
Одной из красивейших частей женского костюма были головные уборы. Причём у девушек и женщин они были разные.
В повседневной жизни и по праздникам девушки носили кокошники. Кокошник от слова « кокошь» - птица. По форме кокошник напоминал солнце или месяц. Украшали его драгоценными камнями, бусинами. В холодное время года носили платки.
Замужние женщины носили очень сложный головной убор- кичку. Иногда этот головной убор мог весить до 5 кг . Этот убор полностью скрывал волосы. Состоял он из двух частей. Первая часть- твёрдый ободок, одевали на лоб. На него надевали вторую часть – мягкий чехол из яркой ткани с вышивкой.
На ноги надевали лапти – плетёную обувь.
Плели лапти из лыка. Лыко - мягкая часть коры дерева, чаще всего липы. Сначала ногу обяртывали куском мягкой ткани, затем надевали лапти, привязывая их к ноге завязками. В сырую погоду носили сапоги, которые шили из яркой кожи. Зимой надевали валенки.
Так скажите, имеют ли отношение к костюму «душегрея» и «кичка»? Опишите элементы одежды.
Мы начали наш урок со сказок, давайте ими и продолжим. Ведь из русских сказок мы узнаём много интересного о жизни, традициях наших предков.
Посмотрите несколько отрывков из сказки «Морозко». Смотрите и подмечайте, элементы костюма, которые увидите в сказке.
3. Показ сказки «Морозко».
4. Рассказ учителя об особенностях костюма жительниц Владимирской области.
Женские костюмы жительниц разных областей: Рязанской, Смоленской, Вологодской имели сходства и различия. Обязательным элементом всех костюмов была рубаха. Поверх неё в Вологодской, Рязанской, Смоленской губерниях носили юбки, подвязывая их широким поясом.
Женский костюм жительниц Владимирской губернии состоял из рубахи, сарафана, душегреи. Головные уборы: кокошник, платок.
5. Закрепление. Создание групп по интересам.
-Вы хорошо потрудились, много узнали. Теперь сможете применить свои знания и таланты. Создадим группы по интересам. В первой группе будут трудиться «художники», те, кто умеет и любит рисовать. Они, с помощью аппликации соберут костюм жительницы Владимирской губернии из отдельных элементов. Эти ребята выберут значок -
Во второй группе будут трудиться «почемучки», те, кто любит разгадывать загадки и кроссворды. Ваш значок -
Третья группа – «модельеры», должны будут выбрать из предложенных элементов те, которые соответствуют костюму наших предков. Ваш значок-
6. Отчёт групп.
7.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"
В презентации размещены сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....
Тема :«Одежда казаков. Женский костюм»
Цели:1.Продолжить знакомство с традиционной одеждой казаков и казачек;2. Знать отличительные особенности праздничной одежды и повседневной одежды казаков;3. Воспитывать патриотические чувства уч...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Женский день 8 марта"
Данное внеклассное мероприятие проведено в форме праздника, проведенного во 2 классе совместно с родителями....
презентация проекта Алтайский женский костюм
Презентация к проекту...
Мордовский костюм часть 1 Элементы традиционного женского костюма.
Презентация "Мордовский костюм" знакомит школьников с элементами традиционного мордовского костюма.Материал может быть использован на уроке и во внеурочной деятельности....
презентация по родному русскому языку в 1 классе на тему "Во что одевались в старину. Женский костюм"
презентация по родному русскому языку в 1 классе на тему "Во что одевались в старину. Женский костюм"...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭЛЕМЕНТЫ ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ КОСТЮМА КОМАРИЧСКОГО РАЙОНА»
Русский народный костюм является одним из источников изучения истории и традиций русского народа. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Недаром говорит...