Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
статья

Ташмурзина Алена Владимировна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1 – 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Таким образом, внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_tashmurzina_-_sosh_no19.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности младших школьников

в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1 – 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Таким образом,         внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;

- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;

- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

Формы организации занятий разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, посещение объектов с исследовательской целью.

Конечно, возникает вопрос о перегруженности детей. Опираясь на свой опыт работы, перегруженности у детей не наблюдается. Этот факт подтверждён данными диагностических исследований, проведённых педагогом психологом. Данные диагностики свидетельствуют, что такая система организации внеурочной деятельности к концу дня не уменьшает, а наоборот увеличивает активность ребят. Причиной этому служит следующее:

- во-первых, между уроками в школе и дополнительными занятиями – 45 минут;

- во-вторых, работа обучающихся, чаще всего проводится в группах.

Таким образом, такая форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам:

- ребята получают дополнительное развитие в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), участвуют в конкурсах, конференциях. Для них организуются мастер – классы и другие мероприятия. Поэтому дети очень отличаются от своих сверстников, которые предоставлены сами себе после уроков;

- у родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что дети заняты полезным делом;

- для меня как учителя – возможность заниматься с ребятами дополнительно, идёт сплочение классного коллектива;

- для городской детской библиотеки – увеличение числа постоянных читателей.

Кроме того, интеграция учебной и внеурочной деятельности взаиморасширяет образовательные возможности уроков и дополнительных занятий вне их. Например:

- урок – наблюдение – опыт – обобщение – проектная деятельность;

- заочная экскурсия на уроке – экскурсия в музей, в природу – наблюдение – обсуждение – сборник творческих работ – отзывов;

- чтение и слушание на уроке – посещение библиотеки школы – городская детская библиотека – произведения собственного сочинения;

- знакомство с новым научным материалом – опыт – экскурсия – мини-доклад, мини-реферат;

- урок – исследование – анализ – обсуждение – мини–конференция;

- урок – сказка – Детская музыкальная, художественная школы – посещение театра – свой мини-спектакль.

Совместно с родителями обучающихся, я работаю над «полезной» организацией свободного времени детей после уроков, а именно конкретно над деятельностью  общеинтеллектуального направления «Умники и умницы». Об опыте организации и осуществления такой деятельности и хочу рассказать. Анализируя свой опыт организации внеурочной деятельности обучающихся, сделала вывод, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу направленную на  интеллектуальное развитие детей. Таким образом, выявлялись оптимальные условия развития обучающихся данного класса с учётом их индивидуальных особенностей. Моя система внеурочной деятельности складывалась и складывается годами, и теперь она выглядит следующим образом.

При наборе детей в первый класс  проводилось  комплексное диагностическое обследование будущих первоклассников на предмет готовности к школе. С результатами ознакомились не только я, как учитель, но и родители. Этот процесс проводился с целью выявления одаренных детей и детей, стремящихся к новым познаниям. Далее в течение нескольких лет совместной работы, наблюдаются стабильные положительные результаты в различных областях. Мои ученики – активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня: призеры бронзового, серебряного уровня, победители в рамках международного проекта «СОМИК», призер  Республиканской олимпиады для младших школьников «Найди ошибку – русский язык и литература», победители Регионального интеллектуально – творческого конкурса «Умникум»,  участники Республиканского конкурса – выставки детского творчества «Веселые истории фантазеров» посвященный 110-летию Н.Носова и 105-летию В.Драгунского, победители XIX Международного фестиваля «Детство без границ».  Обучающиеся также активные участники, победители: лауреат Региональной III (V) Поволжской научной – практической конференции имени академика К.А.Валиева, участник  II региональной научно-практической  конференции «Мы – будущее  XXI века», участник XVI Республиканской юношеской научно – исследовательской конференции имени С.С.Молодцова, участник V Региональной конференции учебно – исследовательских и проектных работ «В мире знаний». Многие работы опубликованы в рамках проекта в социальной сети.

Делая вывод, отмечено, что школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...

Доклад "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС."

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, о...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Доклад- презентация на тему "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО"...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к    процессу формирования и реализациисовременной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественн...