План-конспект урока-игры "Поле чудес" по теме "Что в сердце бережно храним"
методическая разработка (3 класс) по теме
Обобщающий урок в форме игры «Поле Чудес» (итоговый урок раздела "Тепло родного очага" рассчитан на 2 часа)
Целью этого урока является обобщение знаний, связанных с семьёй, семейными традициями, обычаями, привитие интереса, уважения к традициям и устоям других семей, уважения к прошлому, к нашим «корням», и, конечно же, развитие стремления самому оставить о себе достойную память.
В ходе игры каждый участник представляет подготовленный им материал.
Это может быть рассказ о семейных традициях, о своей родословной, представление своего генеалогического древа, герба своей семьи, демонстрация семейных реликвий, предметов быта своих предков, сохранённых семьёй и многое другое…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplo_rodnogo_ochaga.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что в сердце бережно храним…»
План-конспект урока-игры
Предмет «Гражданское образование»
Класс 3 класс (1-4)
Тема раздела «Тепло родного очага»
Программа «Гражданское образование в начальных классах»
авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина
Тип урока Обобщающий урок по теме:
«Что в сердце бережно храним…»
Учитель начальных классов МБОУ гимназия
имени А.С. Пушкина г. Н.Новгорода
Леттер Ю.В., высшая квалиф. категория
Итоговый урок 1 четверти
ТЕМА: «Что в сердце бережно храним…»
«Жар-птица», (2 класс (1-3), 3 класс (1-4)), 1 часть.
С.К.Тивикова,Н.Н.Деменева,Т.Я.Железнова,Н.Ю.Яшина
Обобщающий урок в форме игры «Поле Чудес» (рассчитан на 2 часа)
Цели и задачи:
- Обобщить знания детей по теме «Тепло родного очага»; закрепить знания понятий, связанных с семьёй – «поколение», «родословная», «традиции», «реликвии» и т.д.;
- Подчеркнуть невозможность существования настоящего без прошлого;
- Привить любовь ко всему, что связывает человека с семьёй, с родными, гордость за своих предков и их дела;
- Подтолкнуть к дальнейшим размышлениям на данную тему; постараться развить желание и дальше узнавать о своих «корнях» и создавать собственные традиции и продолжать родословную.
Оформление доски:
Написана тема четверти: «ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»
тема урока: «Что в сердце бережно храним…»
На доске может быть размещён (по желанию учителя и в соответствии с планом урока) плакат:
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА
|
Нарисована крупно Жар-птица, хвост которой состоит из отдельных перьев, изготовленных заранее детьми (заготовка пера в рабочей тетради). Центр доски оформлен под игру «Поле Чудес» (приготовлено место для заданий, выставлены некоторые работы участников по теме и др. по усмотрению учителя).
Стенд: «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
(Оформленные в общем стиле генеалогические древа, родословные всех участников игры)
Стенд: «ЛЕТОПИСЬ КЛАССА»
( оформленные работы детей на тему «Лучший день моей школьной жизни», «Школа Прошлого и Будущего»
Выставка: «МУЗЕЙ СТАРИНЫ»
(Собранные учащимися предметы быта прошлого, семейные реликвии и т.п.)
Оборудование для игры:
- Круг с вращающейся стрелкой,
- Фишки для игроков,
- Листы бумаги и ручки для игроков,
- Карточки с заданиями (с зашифрованными словами для каждого тура игры).
Рекомендации для учителя:
В данном конспекте учитель опирается на уже собранный ребятами материал.
У каждого игрока подготовлен заранее рассказ по заданной теме.
В зависимости от подобранного материала учитель сам формирует команды для участия в турах игры (каждый тур – определенное задание по данной тематике). В другом случае учитель по своему усмотрению может варьировать задания, их трудность, изменять направленность урока, основываясь на знании особенностей детей конкретного класса, их интересов, учитывая специфику собранного материала.
Любой тур: - введение в тему задания данного тура, обсуждение темы
- представление участников данного тура
- объявление задания данного тура
- проведение игры
- задание для зрителей
Участник называет 1 букву. В игре действуют правила: «Есть такая буква», «Буква названа неверно» («Нет такой буквы»), «Переход хода»,
«Сектор +» (открыть 1 любую букву), «Банкрот» (лишается всех набранных очков).
Если буква названа правильно, участник имеет право ещё раз крутить барабан и угадывать следующую букву, или назвать слово сразу.
В ходе игры (пока крутится барабан) каждый участник, до которого доходит очередь, представляет подготовленный им материал по теме данного тура.
Это может быть рассказ о семейных традициях, о своей родословной, представление своего генеалогического древа, герба своей семьи, демонстрация семейных реликвий, предметов быта своих предков, сохранённых семьёй и многое другое…
План урока (игра рассчитана приблизительно на 2 часа):
- Вступление
- 1 тур игры
- 2 тур игры
- 3 тур игры
- Развлекательная пауза
- Финал игры
- Супер-игра
- Подведение итогов игры, награждение победителей и участников
Ход игры:
Вступление:
Итак, мы начинаем наш итоговый урок по теме «Что в сердце бережно храним…». Целью этого урока стало не только обобщение знаний, связанных с семьёй, семейными традициями, обычаями, но и привитие интереса, уважения к традициям и устоям других семей, уважения к прошлому, к нашим «корням», и, конечно же, развитие стремления самому оставить о себе достойную память.
Поскольку тема всей четверти – «Тепло родного очага» -- касалась очень личного - семьи, её традиций, родословной, и каждый присутствующий здесь открыл на уроках Гражданского образования и в процессе подготовки к занятиям что-то своё, интересное не только ему, но и всем нам, то мы решили выбрать нетрадиционную форму и провести урок в виде игры «Поле Чудес».
Но только на нашем «поле» ребята собрали настоящие чудеса, в которых спрятаны тайны может быть не одного поколения людей и которые в каждой семье хранятся как сокровища.
Этот урок стал итогом большой исследовательской работы, проведённой вами, ребята, и, конечно, материал связан с вашими родными, близкими; именно поэтому некоторые из них тоже присутствуют сегодня рядом с вами. И я надеюсь, всё что задумано, у нас получится, игра будет интересной и познавательной, и все оценят вашу серьёзную работу по заслугам!
1 ТУР:
Начинаем первый тур нашей игры.
Тем или иным образом он связан со счастьем.
- Что же для человека является счастьем?
(Обсуждение со зрителями проблемы счастья. Одним из моментов может стать обсуждение конвенции о правах ребенка, актуальности её статей (по желанию учителя)
А теперь я хочу представить участников первого тура:
- Гурикова Дарья (рассказывает о 7 слониках, демонстрирует привезённые бабушкой из Индии сувениры),
- Ильичёв Александр (история о счастливой подкове, «выручившей» деда)
- Герасимов Евгений (рассказ о колокольчике и его волшебном звоне).
Послушаем задание первого тура:
- Это условный знак или предмет, обозначающий какое-либо явление, понятие.
Подсказка:
В жизни и на страницах книг мы встречаемся с разнообразными предметами, но все они заключают в себе единый смысл: считается, что они приносят счастье.
Слово:
С | И | М | В | О | Л |
Игра со зрителями:
- Какие ещё символы счастья вы знаете? (синяя птица, золотой ключик, перо Жар-птицы, монетка и т.д.)
2 ТУР:
Начинаем второй тур нашей игры.
Конечно же, для каждого человека символ счастья может быть свой и также символично всё связанное с семьёй, её прошлым, настоящим и будущим.
Итак, во 2 тур мы приглашаем ребят, которые расскажут о своих семьях:
- Паников Павел,
- Катынова Анастасия,
- Мошкин Алексей.
(Эти ребята подготовили рассказы о гербах своих семей. Они демонстрируют герб, рассказывают о символике, применённой в каждом гербе, об истории его создания и многое другое.)
Послушаем задание второго тура:
|
- Здесь зашифровано слово, с которым каждый народ связывает образ Прошлого, Настоящего и Будущего.
Подсказка:
У каждого народа этот символ свой.
Слово:
Д | Р | Е | В | О |
Многие из ребят постарались и составили не только генеалогическое древо своей семьи, но и нарисовали гербы, о которых рассказали на предыдущих уроках (Здесь можно рассмотреть, по желанию учителя, стенд «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»)
Игра со зрителями:
- Какие древа, являющиеся символами Прошлого, Настоящего и Будущего вы знаете? (дуб, ясень, ива, кедр, баньян и т.д.)
3 ТУР:
Начинаем третий тур нашей игры:
В каждой семье, где чтут традиции, соблюдают обычаи, наверняка есть вещи (и не только вещи), которые берегут как зеницу ока и передают из поколения в поколение не только потому, что они могут дорого стоить, а потому, что они дороги для сердца и хранят в себе память о прошлом.
Представляю участников третьего тура:
- Коноваленко Ольга (рассказ о коллекции значков, собранных папой),
- Марахова Екатерина (история картины, нарисованной
прабабушкой),
- Шабаров Дмитрий (рассказ о дедушке-герое ВОВ, стихотворение
«Почему ты шинель бережёшь…»).
Задание третьего тура:
- Это вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения в семье.
Слово:
Р | Е | Л | И | К | В | И | Я |
Игра со зрителями:
- Что может стать реликвией в семье?
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА:
После завершения 3 тура рекомендуется сделать небольшой перерыв. Можно устроить силами детей-зрителей мини-концерт (с песнями, танцами, чтением стихов). Кроме того, можно предложить родителям вместе с детьми приготовить любимое блюдо, ставшее традиционным в семье и пригласить всех присутствующих продегустировать его.
В данном случае на 1 уроке темы «В поисках счастья» после прочтения в учебнике зачина сказки о Жар-птице (смотри стр. 7 «Жар-птица» 1 часть) был объявлен конкурс на лучшее продолжение этой сказки.
Многие ребята приняли участие и представили свои работы. Общим решением мы выбрали лучшую сказку и проинсценировали её.
Развлекательной паузой в нашей игре и стала инсценировка сказки «Об Алёнушке и Жар-птице».
ФИНАЛ
Я представляю участника финального тура нашей необычной игры.
* * *
Итак, задание:
- Это то, что помогает нам сохранить прошлое, память о нём, связывает нас крепкими узами (нитями) с нашими предками.
Подсказка:
Это то, что называет одним словом памятники, различные вещи, сделанные нашими предками, семейные реликвии.
Слово:
С | Т | А | Р | И | Н | А |
Игра со зрителями:
- Рассмотрите предметы старины, предметы быта прошлого, собранные на выставке и расскажите, для каких целей могла служить каждая вещь.
Какие ещё предметы старины, семейные реликвии сохранились в ваших семьях?
СУПЕР-ИГРА
Сегодня мы с вами поговорили о прошлом, познакомились с разными семьями, их традициями, семейными реликвиями.
Мы поняли: всё, что мы так бережно храним в нашем доме и в наших сердцах, не только создаёт уют, но даёт покой и душевное равновесие, напоминает человеку о самом важном – о его прошлом,
о его предках.
Ведь без Прошлого не может быть Настоящего и Будущего!
Мы увидели и почувствовали: семьи, в которых помнят о своём прошлом, сохраняют для потомков семейные реликвии, чтут традиции предков и всё делают сообща,можно назвать счастливыми.
- Что же нужно для счастья? Как сделать себя и своих близких счастливыми?
В нашей супер-игре мы зашифровали поговорку -- секрет приготовления счастья.
(В супер-игре может играть как финалист, так и все зрители по усмотрению учителя).
Назовите 7 букв из данных на табло:
А В Е И К Н Р С Т У Х Ч Ш Ь
Подсказка:
Кто кузнец своего счастья?
Поговорка:
НАШЕ СЧАСТЬЕ В НАШИХ РУКАХ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Вот и закончилась наша игра, которая, я надеюсь, была не только весёлой и интересной, но и познавательной.
Проходит награждение победителя и всех участников игры.
Всё, что происходит сейчас, в настоящее время, тоже когда-нибудь станет прошлым и позабудется. Но мы можем сохранить память об этом празднике, об этом дне для будущих поколений. Как наши предки оставляли память о себе, своих делах? - Это летописи (устные рассказы, позже книги)
Если позволяет время, по желанию учителя можно рассмотреть стенд «ЛЕТОПИСЬ КЛАССА», обсудить наиболее запомнившиеся моменты из школьной жизни.
Задание на дом (по желанию):
Написать ещё один лист летописи класса, рассказав о прошедшем итоговом уроке-игре или составить послание будущим школьникам.
А чтобы этот праздник запомнился каждому из присутствующих здесь надолго, мы хотим подарить всем на память символы, приносящие по преданиям счастье – перо Жар-птицы и колокольчики (ребята дарят всем гостям перья из хвоста Жар-птицы, прикреплённой к доске, а учитель дарит колокольчики всем – и ребятам и гостям).
Спасибо Вам!
Будьте счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с презентацией "Память бережно храним" во 2 классе
Классный час воспитывает патриотические чувства на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа....
План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"
Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....
Классный час «Память бережно храним»
Классный час «Память бережно храним». Классный час к 9 мая....
«Память бережно храним» (классный час)
Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, разв...
Память бережно храним
Классный час, посвященный 9 мая....
Классный час "Память бережно храним"
Классный час " Память бережно храним"...
классный час " Память бережно храним"
Разработка классного часа, посвящённого победе в Великой отечественной войне...