Ситуация успеха.
статья на тему
· Непосредственно-побуждающие -наименее социально-значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей, (стремление получить отметку, заслужить одобрение, избежать осуждения, получить конкретный результат и т.д.)
· Перспективно-побуждающие - более социально-значимые, связанные с удовольствием, более широких, более длительных по времени потребностей(стремление получить образование, получить профессию, занять определенное место в обществе и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situciya_uspeha.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуация успеха.
Радость познания.
Ситуация успеха - сбывшаяся радость -самая спокойная радость.
Неожиданная радость - самая острая.
Общая радость - самая приятная.
Семейная радость - самая надежная.
Радость познания - самая глубокая и самая ценная радость.
В психологии принято выделять пять основных мотивов учения:
- Непосредственно-побуждающие -наименее социально-значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей, (стремление получить отметку, заслужить одобрение, избежать осуждения, получить конкретный результат и т.д.)
- Перспективно-побуждающие - более социально-значимые, связанные с удовольствием, более широких, более длительных по времени потребностей(стремление получить образование, получить профессию, занять определенное место в обществе и т. д.)
- Моральные мотивы -тоже социально-значимые связанные с пониманием учебы как нравственного долга человека перед обществом, перед своей гражданской совестью « не учиться-стыдно! »
- Мотивы общения -тоже социально-значимые, связанные с потребностью быть в коллективе, учиться среди других; чувствовать себя членом общества будто школа, училище, институт или академия. Особенно чувствуются эти мотивы у школьников 1 -2 классов. « Все ходят в школу, и я хожу со всеми ».
Все эти мотивы важно учитывать, развивать и использовать.
Более ценные:
- Интеллектуальные. В основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания.
Радость познания и есть радость от самого процесса, когда важен не только результат, сколько путь к его достижению. Это радость высокого полета!
Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это далеко не одно и тоже.
Учебный труд может доставлять радость не только от познания нового, сколько от других.
Например, радость познания успехов, радость поощрения, радость самоутверждения, радость общения и прочие другие радости.
Радость познания лишена привкуса, каких то вторичных сиюминутных, амбициозных моментов она по своей сути альтруистична.
Учебный труд связан с деятельностью учащихся и учащего. Познание как самостоятельный процесс может опираться друг на друга.
Познание - шире учебы.
Значит радость познания и должна стать истинным предметом педагогической радости. Радость познания не может родиться на пустом месте. Корни радости познания уходят в самое раннее детство в каждом возрасте –ступеньки, на каждом своя педагогическая стратегия и тактика.
Все начинается с раннего детства. Ребенок познает окружающий мир, окружение людей и через них познает самого себя.
Самое главное радость познания у дошкольника—познание.
В тот момент, когда ребенок познал, что он человек, член человеческого сообщества, он стал личностью.
С этого момента он познает себя социальным существом (например, мультик о котенке- он всем заявил, что он тигр, рычал и т. д. Когда он узнал что он котенок—это радость была познания, в этот момент он превратился в кошачью личность).
Чем раньше ребенок начинает осознавать свою человеческую сущность, тем больше у него шансов состояться как личность (Маугли — никогда бы не стал человеком, потому что он в самые решающие годы развивался в той среде, которая не давала ему возможности осознавать свою человеческую сущность.
Воспитание до 5 - перевоспитание после 5 лет.
Самое главное условие для самоопознания дошкольника--общение/с родителями, сверстниками/. Доверие ребенка к оценкам взрослых безгранично /особенно родителям,/ опасно когда родители этого не понимают.
Завышенная самооценка дает ребенку радость самопознания. Заниженная лишает его радости, она давит на него, дает толчок к негативным тенденциям в поведении и нравственном становлении.
*Заниженная самооценка -главная причина стремления родителей по отдельному поступку и проступкам делать обобщенные выводы о его личности в целом. Нечаянные проступки - уронил, разбил, "растяпа; неряха" и другие сравнения с кем то из других детей. Физическое наказание, угрозы, лишение одежды, пищи, оскорбительные прозвища, нецензурная брань и т.д.
* Завышенная самооценка - если родители малейший успех своего ребенка немедленно относят к выдающим качествам его личности.
Выращивание познавательного интереса - есть предмет заботы учителя формирующего радость познания.
Самое элементарное надо с ребенком играть, ему надо читать вслух, тренировать его память, внимание, давать первые навыки труда и т.д. ничего не заменит семью, общения с родителями.
Прием "Эврика" - суть приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывшему неизвестные для него ранее возможности.
Он должен получать интересный, оригинальный результат. Открывающий новую перспективу познания. Заслуга учителя - поддерживать ребенка, поставить перед ним новые более серьёзные задачи.
По Сухомлинскому:
1. Открытие не может возникнуть на пустом месте, его надо долго терпеливо готовить.
2. Ребенку постоянно следует внушать, что может достигнуть недостигнутого, что в нем хватит сил и ума. Нужно внушение и поддержка, установка на завтрашнюю радость.
3. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего, самому себе, помощь учителя должна быть скрытной, иначе радость успеха может померкнуть. Я смог! Я смогу!- это главное для ребенка.
Подросткам свойственна радость, в основе которой открытие практического смысла знаний. У них формируется устойчивый целенаправленный познавательный интерес. Им нравится чувствовать себя умными, эрудированными людьми, похожими на взрослых.
Интеллект - категория у подростков особенно престижна.
Стремление играть в своем классе главную роль, роль умного, способного человека (независимо от того как учится). Подросток простит если ему сказать "Ты бездельник, лентяй и т.д., « но никогда не простит - «Ты Тупой". Поставлено под сомнение его разум, интеллект (самое ценное в растущем организме).
Знания для учителя не самоцель - они средство. Настоящий учитель сам переживает радость познания. Всегда стремиться создать любому, даже не очень способному ребенку - "ситуацию успеха", позволяющему и ему ощутить эту радость.
Прием "умышленная ошибка" или Гена, "помоги мне"
Прием "умышленная ошибка" можно применять только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного материала ("Народное образование"1989г).
Прием "линия горизонта"
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностями уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.
Старшеклассник. Их радость познания отмечается от познавательных радостей других возрастов. В этот период активно формируется мировоззрение. Познание отмечается глубиной, уметь анализировать, умением схватывать главное и второстепенное. Старших школьников волнуют и проблемы этики, чувств, проблемы экономики, социальной жизни общества.
Многие из них внимательно следят за теми процессами, которые переживает наша страна; критически оценивают политические взгляды, пытаются как то сформировать и свою позицию. В этот период складывается то, что социологи, психологи определяют как "субкультура молодежи". Непривычная форма поведения, манера одеваться, непривычные старшему поколению, ритмичная музыка.
Познавательные радости ещё более определяются от учебного процесса. В учителе видит не только источник новых знаний, сколько помощника в самоопределении на будущее, консультанта в выборе профессионального пути.
Старший школьник дифференцирует педагогические и человеческие качества своих наставников. Они могут взвешенно отнестись к их достоинствам и недостаткам, Поэтому заслужить их доверие, вызвать у них интерес к знаниям, создать радость познания - задача очень сложная, но и очень благодарная.
Группы старшеклассников.
1.Интелектуальные альтруисты.
Учительский "золотой фонд" школьники, для которых характерно бережное уважительное, бескорыстное отношение к знаниям. В учебе они видят, прежде всего, цель, а уже потом средство. Цель для приобретения знаний. Девиз: "Век живи - век учись" рожден в их среде, создан для них. Ценностные отношения к знаниям. Из их среды выходят истинные ученые, глубокие философы, мудрые учителя.
Слабости у этих школьников:
* репутация чудаков;
* неумение и нежелание "быть как все"; безразличие всякого рода условиям, мелочам;
* некоторые небрежности в одежде, рассеяны во всем том, что не касается их внимания, пассивны в общественной жизни;
* не очень теплое отношение к ним большинства учителей (та часть учителей - которые не понимают этих воспитанников, либо боятся их, испытывают к ним дискомфорт)
2.Эрудиты - не очень многочисленная группа старших школьников. Они любят познавать незнакомое, им нравится процесс познания, но очень ценят результат. Их согревает мысль о том, что они больше всех знают, они ищут возможности убедить в этом других.
Активные общественные эрудиты украшают любой коллектив. У них любой фактор риска, заразиться микробом сомнения. Некоторые учителя и эту группу не очень жалуют.
3. Интеллектуальные грамматики самая многочисленная группа старшеклассников с хорошо развитым познавательным интересом. От 1и 2 их отличает то, что их не очень волнует процесс обучения, им важен результат практический, прикладной.
Они познают то, что пригодится в жизни:
- получить образование;
- поступить в учебное заведение;
- заняться деятельностью по выбору профессии.
Главная слабость грамматиков в том, что запрограммированы только на нужные и полезные знания, они задерживают развитие собственных творческих возможностей.
Их особенность - повышенный комфоризм, готовность примириться с тем, что в глубине души они могут не разделять мнение, на такой почве могут расцветать угодливость, карьеризм, беспринципность.
4. Индеферентные. Для них характерно- равнодушное отношение к учебе. Они видят в учебе не цель или средство, а необходимость выполнять своего рода "социальный заказ" - подчинение требованию семьи, учителей. Побудительным может быть и получить высшее образование (иногда не важно какое) способности у них есть. Прилично учиться могут. Острых проблем общения не возникает (иногда неактивно выполняют задания, пассивность в общественной жизни). В старших классах можно организовать своего рода полигон для проверки новых идей, с точным прицелом на возможность каждой группы. Это могут быть - деловые игры, пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки взаимообучения, уроки типа "следствие ведут знатоки", урок -изобретательство, урок-аукцион и т.д.
Литература.
Браверман "Панорама методических идей", журнал " Народное образование" №1 1989г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на МО "Ситуация успеха как средство положительной мотивации"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5490...
Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха
Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный группой в познании, общее ощущение продвижения, эмоциональное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.
Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...
Организация ситуации успеха в воспитательной деятельности.
В теоритической части доклада даны понятия учебно - воспительной ситуации и ее видов....
Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.
В данной статье изложены материалы из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...
"Создание ситуации успеха."
Выступление в городской творческой группе учителей города Салават "Здоровье через образование"...