классный час,посвященный 9 мая "Дети трудных лет"
классный час (3 класс) по теме

Кулакова Ольга Анатольевна

 

Внеклассное мероприятие, рассказывающее о пионерах – героях, о судьбах юного поколения в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_trudnyh_let.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г.Курска

Классный час

«Дети трудных лет»

        

Разработан                                                                                            воспитателем

 Кулаковой О.А.

Дети трудных лет

Внеклассное мероприятие, рассказывающее о пионерах – героях, о судьбах юного поколения в годы войны.

ЧТЕЦ(1):

Вспомним всех поимённо,

горем

вспомним

своим.

Это нужно — не мёртвым!

Это надо — живым!

Р. Рождественский

ВЕДУЩИЙ (1): Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.

ВЕДУЩИЙ (2): Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

ВЕДУЩИЙ (1): Для нас война - история... Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний классный час.

ВЕДУЩИЙ (2): В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались своими обычными делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово «война».

ВЕДУЩИЙ (1): Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Кто-то встретил войну совсем крохой, кто-то подростком, кто-то — на пороге юности. Беда застала их в городах и маленьких деревеньках, дома и в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

ВЕДУЩИЙ (2): Война обрушилась на детей бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин.

ВЕДУЩИЙ (1): Мальчишки и девчонки... На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом.

ЧТЕЦ (2):

Ушло наше детство.

Исчезло.

Пропало.

Давно это было, давно.

А может, и вовсе его не бывало,

А только приснилось оно? <...>М. Исаковский. Детство

ВЕДУЩИЙ (2): Горькую, тяжёлую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчиками и девочками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришёл час, и встали они в один строй с отцами и сражались с ними наравне.

(Звучит песня «На безымянной высоте».)

ВЕДУЩИЙ (1): 1941 год изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, разрушил светлые мечты 17-летних, которые с выпускного бала ушли из детства в грязные теплушки, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.

ЧТЕЦ (1):

Ах, война, что ж ты сделала,

подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли —

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом — солдат...

 До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте

высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая,

сделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги — ну куда от них

денешься?

Да зелёные крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников,

девочки.

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам

не во что,

Что идёте войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться

назад.

Б. Окуджава. До свидания, мальчики

ЛЁНЯ ГОЛИКОВ

ВЕДУЩИЙ (I): Лёня Голиков — юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории временно оккупированных Новгородской и Псковской областей.

ВЕДУЩИЙ (2): Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от отправки в Германию. Леонид уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами.

ЧТЕЦ (3): «Как-то вечером партизаны отправились выполнять очередное задание. Они спрятались у шоссейной дороги и стали дожидаться появления вражеских машин. Но шоссе было пустынным. Наступило утро, и партизаны собрались уходить. Лёнька немного задержался и отстал от своих товарищей. Вдруг на дороге появилась легковая машина. Лёнька бросился вперёд и спрятался за мостом.

Когда машина приблизилась, мальчик размахнулся и бросил гранату. Взрыв не повредил машину, она резко затормозила, и из неё выскочил гитлеровский офицер и побежал. В руках он держал автомат и портфель. Лёнька погнался за фашистом. Немец, оглянувшись и обнаружив, что за ним гонится какой-то мальчишка, остановился и выстрелил из автомата. Лёня пригнулся и сделал ответный выстрел.

Погоня продолжалась уже довольно долго, и мальчик начал уставать. Сейчас офицер скроется в лесу, и тогда всё пропало. У Лёньки оставался последний патрон. Собрав оставшиеся силы, паренёк прицелился, выстрелил и этим последним выстрелом сразил офицера наповал.

Лёня подобрал автомат и портфель немца. Неподалёку валялся китель офицера. Судя по погонам, это был генерал.

В белом генеральском кителе, с автоматом и портфелем в руках, Лёнька появился в партизанском отряде.

В портфеле оказались очень важные документы. Чтобы прочитать их, срочно вызвали переводчика.

- Молодец, Лёнька! — похвалил Голикова начальник штаба отряда. — Сейчас про тебя в Москву сообщать будем.

Произошло это 13 августа 1942 года.

Вскоре из Москвы пришла радиограмма: «Всех, кто принимал участие в операции, представить к высшей награде». Так Лёня Голиков, которому исполнилось тогда 16 лет, стал Героем Советского Союза. Целый год сражался Лёня с фашистами, погиб в неравном бою 24 января 1943 года под селом Острая Лука» (А. Печерская).

МАРАТ КАЗЕЙ

ВЕДУЩИЙ (1): Марат Казей - юный партизан партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского на временно оккупированной территории Белорусской ССР.

ВЕДУЩИЙ (2): Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

ВЕДУЩИЙ (1): За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Ариадной (Адой), пионер Марат Казей ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

ВЕДУЩИЙ (2): Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

ВЕДУЩИЙ (1): Прошла зима. Наступила весна 1944 года. В мае Марат в составе группы разведчиков отправился на новое задание.

ЧТЕЦ (4): «Деревня, к которой они вышли, казалась опустевшей. Но партизаны хорошо знали, что тишина часто бывает обманчивой. Осторожно пробрались они к избе, стоящей у края леса. И решили остановиться на ночлег. Завтра им предстояло найти связного и вручить ему пачку листовок.

Уставшие партизаны, не раздеваясь. улеглись на лавки. Даже есть не стали. Марат крепко заснул, но ночью проснулся оттого что кто-то тряс его за плечо:

- Немцы! На коней! К лесу!

Застрочил пулемёт. Партизаны начали пробираться к лесу.

Пуля попала в Орлика, и Марат, поднявшись, побежал по полю. Там, за кустами, была ложбинка. Мальчик сполз в неё отстегнул от ремня две гранаты и взял в руки автомат. Фашисты подошли уже совсем близко.

Марат застрочил по цепи приближающихся солдат. Но внезапно автомат замолк. Кончились патроны!

Фашисты начали заходит с двух сторон.

«Они хотят взять меня живым!» — мелькнуло у Марата. Он( выхватил гранату и подождал, когда гитлеровцы подошли поближе.

Поднявшись во весь рост с гранатой в руке, он шагнул ив навстречу...

За участие в боевых действия юный партизан Марат Казей награждён медалью «За боевые за слуги», медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени. Марату посмертно присвоено звание Героя Советского Союза» (А. Печерская).

ВЕДУЩИЙ (2):

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов...

 И грохнул взрыв, и грозным смерчем

 Смело озлобленных врагов.

В. Алексее

ЧТЕЦ (1):

Дети войны, вы взрослели

под грохот снарядов

Вам колыбельные петь матерям

не пришлось

Вы не носили красивых и пышны нарядов

Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Дети войны провожали отцов

молчаливо

Всё понимая — пришёл

расставания час.

От матерей своих прятали слёзы

стыдливо,

Не поднимая печально

опущенных глаз.

Дети войны на заводах отцов

заменили.

«Всё для победы! Для фронта!» —

был лозунг один.

Жили в цехах, за станками и ели,

и пили,

Ночи не спали, но верили — мы

победим!

Дети войны под бомбёжкой,

в холодных окопах

Дети полков. Партизанских

отрядов сыны

Родине отдали жизнь до

последнего вздоха —

Как вам хотелось дожить до конца

той войны!

Дети войны, как детьми вы

остаться сумели,

Хоть повидали так много и горя,

и зла.

Ваши сердца от жестокости

не очерствели,

В клубах пожарищ душа

оставалась светла.

А вам хотелось бегать и смеяться,

В небесной сини голубей гонять,

Но с детством рано довелось

расстаться.

За день пришлось на годы старше

стать.

Л. Корнева

ВЕДУЩИЙ (1): До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ВЕДУЩИЙ (2): Пришёл час -они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

ВАЛЯ КОТИК

ВЕДУЩИЙ (1): Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремлённости, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего 14-летия.

 ЧТЕЦ (2): «11 февраля 1944 года. В этот день Вале Котику исполнилось 14 лет. Сколько раз юному партизану предлагали улететь на Большую землю, сколько раз уговаривали отправиться в тыл! Но Валя не мог уйти из отряда.

Зимой этого же года Советская армия освободила его родной город Шепетовку. Теперь отряду предстояло помочь освободить соседний Изяслав. После короткого боя город был взят, но партизаны понимали: фашисты вернутся сюда, слишком много он значил для них. Валя получил новое боевое задание - - охранять склад боеприпасов.

С запада от города загрохотали танки: в атаку пошли немецкие «тигры». Они медленно теснили партизанские части. Всё вокруг было наполнено грохотом разрывающихся снарядов и свистом пуль — бой шёл совсем рядом со складом.

На помощь партизанам пришли войска Советской армии. Метнув гранату в отступающих фашистов, Валя почувствовал тупой удар в живот. На белом маскировочном халате проступила алая кровь. Сражённый вражеской пулей, Валя рухнул на землю.

За отвагу и находчивость, проявленные при выполнении заданий в тылу врага, Валя Котик был награждён медалью «Партизану Отечественной войны». За участие в боевых операциях юный партизан посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. 27 июня 1958 года Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза» (А. Печерская).

ЧТЕЦ (3):

...Ветры в походные трубы

трубили,

Дождь отбивал барабанную

дробь...

Ребята-герои в разведку ходили

 Сквозь чащу лесов и болотную

топь...

А нынче в разведку идут

следопыты.

Туда, где когда-то ровесники

шли...

Не будут, не будут, не будут

забыты

Ребята — герои родимой земли!

...И кажется, снова в борьбе

и в походе

Сегодня в рядах своих верных

друзей

Голиков Лёня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

В мирные дни, побеждая и строя,

Помнит Отчизна года боевые.

Славьтесь в веках, пионеры-герои!

Славьтесь, товарищи, вечно

живые! П. Железное

ВЕДУЩИЙ (1): В тяжелейших условиях военного тыла дети показывали чудеса трудового героизма. Работали по 12—14 часов, недоедали, недосыпали. Тот, кто был мал ростом и не дотягивался до станка, работал, встав на ящик. Дети, как могли, помогали фронту.   Собирали  металлолом  для строительства танков и самолётов. Собирали тёплые вещи, вязали варежки, шили кисеты для бойцов.   Выступали   в   госпиталях с концертами, ухаживали за ранеными.

ЧТЕЦ (1):

Я учился писать...

Мимо школы — колонны,

колонны

Колыхались рекой

И впадали в невидимый фронт...

 Я учился писать

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,

Я учился писать...

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоёвывая

Островки тишины,

И таскал я в карманах

Тяжёлые рваные слитки,

 Как горячие метеориты войны.

Я учился писать...

Где-то плавились танки,

 Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму...

Я учился писать

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.

Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Мать,

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!..

А Передреев. Я учился писать

ЗИНА ПОРТНОВД

ВЕДУЩИЙ (2): Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это недалеко от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

ВЕДУЩИЙ (1): Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание девушки, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.

ВЕДУЩИЙ (2): Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её...

ВЕДУЩИЙ (1): Отважная юная комсомолка (её приняли в комсомол в 1943 году) была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием -званием Героя Советского Союза.

ЧТЕЦ (4):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту

На память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

И каждый дом, и каждый сад

В ряду — большой и малый.

 И дня восход, и дня закат

 Над тёмным лесом алый.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье — не в забвенье!

<...>

А. Твардовский

ВЕДУЩИЙ (2):

Минута молчанья...

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал. <...>

В. Фирсов

(Все встают.   Проходит минута молчания)

ВЕДУЩИЙ (1): В годы   Второй   мировой   войны   погибло 13 миллионов детей. Человек беспамятный   способен   породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить, и ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.

ЧТЕЦ (1):

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава,

 Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

Весна сорок пятого года

 Как ждал тебя синий Дунай!

Народам Европы свободу

Принёс жаркий солнечный май. <...>

И. Радченко. День окончания войны

(Звучит песня «День Победы».

 Слово учителя: Все дальше уходит от нас ВОВ. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она останется в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Это важное, трудное, легкое слово -ПРОСТИ!"

Классный час откровения, извинений, прощений. После него в классе стало по-особенному комфортно!...

Классный час, посвященный ко Дню знания в I классе

Сценарий классного часа, посвященный ко Дню знаний написан на якутском языке. Цель классного часа - создание атмосферы праздника, знакомство со школой. Классный час проходит в игровой форме....

Классный час, посвященный 65летию Победы

Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы...

Классный час, посвященный Александру Невскому для 1 класса.

Данный материал содержит сведения о жизни и деятельности великого князя Александра Невского, стихи и музыкальные отрывки  по теме, а также предлагаются виды работ, доступные первоклассникам....

Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы, – "Нам дороги эти позабыть нельзя…"

Классный час, посвящённый Дню Победы, - "Нам дороги эти позабыть нельзя...." может быть использован учителями начальных классов.Цели и задачи:...

Классный час, посвященный Дню матери

Классный час, посвященный Дню матери...